watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Государственный Комитет горного и технического надзора Донецкой Народной Республики

Дата документа: 13.10.2016

Номер документа: 460

Дата государственной регистрации: 31.10.2016

Регистрационный номер: 1684

Заголовок документа: Об утверждении Норм и правил в области промышленной безопасности и охраны труда «Обязательные требования к экспертным и специализированным организациям»

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 090.010.030 - Промышленная безопасность

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики http://gkgtn.ru/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Государственный Комитет горного и технического надзора
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

13.10.2016
№460
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1684
от   «31» октября 2016  г.
Об утверждении Норм и правил в области промышленной безопасности и охраны труда «Обязательные требования к экспертным и специализированным организациям»

С целью установления обязательных требований к специализированным и экспертным организациям, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на основании п. 3 ч. 3 ст. 7 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране труда» и п.п. 3, 7 Положения о Государственном Комитете горного и технического надзора Донецкой Народной Республики, утвержденного указом Главы Донецкой Народной Республики от 10.12.2014г. № 41,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Нормы и правила в области промышленной безопасности и охраны труда «Обязательные требования к экспертным и специализированным организациям» (прилагается).

2. Сектору юридического обеспечения Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики подать настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.

3. Отделу технического и методологического сопровождения мероприятий государственного надзора разместить настоящий приказ на сайте Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики и обеспечить опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель Комитета
В.И. Цымбаленко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1684
от   «31» октября 2016  г.

Нормы и правила в области промышленной безопасности и охраны труда «Обязательные требования к экспертным и специализированным организациям»

I. Область применения

1.1. Настоящие обязательные требования к экспертным и специализированным организациям (далее — Требования) разработаны в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и устанавливает обязательные требования к:

1.1.1. специализированным организациям (далее — СО), намеренным проводить работы по техническому осмотру, испытанию технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов оборудования повышенной опасности.

1.1.2. экспертным организациям (далее — ЭО), намеренным проводить:

1.1.2.1. работы по техническому осмотру, испытанию, экспертному обследованию, техническому диагностированию технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов оборудования повышенной опасности;

1.1.2.2. экспертизу промышленной безопасности, объектом экспертизы которой, может являться:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, регулирующим вопросы градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

здания и сооружения опасного производственного объекта, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, регулирующим вопросы градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности;

обоснование безопасности производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта;

1.1.2.3. экспертизу состояния охраны труда и промышленной безопасности субъекта хозяйствования намеренного эксплуатировать (применять) оборудование повышенной опасности;

1.1.2.4. экспертизу состояния охраны труда и промышленной безопасности субъекта хозяйствования намеренного выполнять работы повышенной опасности;

1.1.2.5. экспертизу состояния охраны труда и промышленной соискателя лицензии или лицензиата намеренного осуществлять вид деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;

II. Общие требования

2.1. Административные требования.

2.1.1. ЭО и СО или организация, частью которой она является, должна иметь статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Донецкой Народной Республики.

2.1.2. ЭО и СО, которая является частью организации, осуществляющей также другие функции, помимо экспертной деятельности, должна быть идентифицируема в пределах этой организации. Допускается наделение полномочиями экспертной организации отдельного независимого подразделения юридического лица с оформлением соответствующего положения.

2.1.3. ЭО должна иметь организационную схему, отражающую структуру и взаимоотношения между подразделениями ЭО или организации, частью которой она является.

2.1.4. ЭО или СО должна обеспечить соответствующие гарантии своей ответственности на случай непреднамеренной ошибки при проведении экспертизы или соответствующих работ, если только эту ответственность не берет на себя государство или организация, подразделением которой является ЭО или СО. Обеспечением гарантий ответственности экспертной организации или специализированной организации может служить договор страхования риска гражданской ответственности ЭО или СО на случай причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в случае непреднамеренной ошибки при проведении экспертизы или соответствующих работ.

2.2. Независимость, беспристрастность и объективность.

2.2.1. ЭО или СО, и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на выводы и оценку ЭО или СО при проведении экспертизы или соответствующих работ. Всякое влияние на результаты экспертизы, экспертных работ, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено.

2.2.2. ЭО должны соответствовать критериям независимости, приведенным ниже:

2.2.2.1. Экспертная организация или структурное подразделение юридического лица, в состав которого входит экспертная организация, а также персонал и/или эксперты, задействованные в проведении экспертных работ не должны выполнять экспертную деятельностью в отношении объекта экспертизы принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, а также персоналом и/или экспертами, если они находятся в трудовых отношениях с субъектом хозяйствования, в отношении которого проводится экспертиза, в следующих видах деятельности:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта или других объектов, в отношении которых проводится экспертиза, или подобной проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте или других объектах, в отношении которых проводится экспертиза, или подобных конкурентных технических устройств;

проектирование или конструирование, строительство, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание зданий и сооружений на опасном производственном объекте или других объектах, в отношении которых проводится экспертиза;

разработка деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, в отношении которых проводится экспертиза;

контрактных договоренностей, неформального понимания или других средств, при которых существует возможность влияния на исход экспертизы.

2.2.2.2. Экспертная организация, а также её персонал и эксперты, задействованные в экспертизе не должны:

выполнять функции официального представителя любой из сторон, занимающихся видами деятельности, указанными в п. 2.2.2.1;

заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении экспертизы.

2.2.2.3. Документировать процедуры экспертизы, чтобы гарантировать свободу задействованных в экспертизе персонала и экспертов от коммерческого, финансового и другого давления, которое может повлиять на их суждение.

2.2.2.4. Иметь документированную и утвержденную руководителем юридического лица, в состав которого входит ЭО, политику поддержания статуса экспертной организации.

2.2.2.5. Заказчик и все заинтересованные стороны должны иметь доступ к подразделениям ЭО. Не должно быть никаких незаконных финансовых или других условий. Методическая помощь должна быть беспристрастной.

2.3. Конфиденциальность.

2.3.1. Любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками ЭО как конфиденциальные с учетом требований законодательства Донецкой Народной Республики.

2.3.2. ЭО должна иметь политику, сформулированную в документах системы менеджмента качества (далее — СМК), о соблюдении ЭО и субподрядными организациями требований конфиденциальности в отношении информации, полученной в ходе экспертизы.

2.4. Организация и управление.

2.4.1. ЭО должна иметь такую организационную структуру, которая позволяла бы ей обеспечивать удовлетворительное выполнение своих функций.

2.4.2. ЭО должна документировать обязанности структурных подразделений и сотрудников, а также взаимодействие между ними.

2.4.3. В штатном расписании и организационной структуре ЭО должны быть предусмотрены должности:

руководителя или технического руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по проведению экспертизы и результаты проведения экспертизы (при наличии в ЭО нескольких подразделений, занимающихся экспертизой, таких руководителей может быть несколько);

ответственного за обеспечение качества.

Руководитель и технический руководитель ЭО (заместитель руководителя) должны быть назначены из числа сотрудников организации, работа для которых в данной организации является основной.

2.4.4. В ЭО должны быть назначены лица, которые в отсутствие руководителя, ответственного за услуги по проведению экспертизы, могут выполнять его функции.

2.4.5. ЭО должна обеспечить контроль деятельности экспертов. Контроль должен осуществляться экспертами, имеющими наибольший опыт проведения экспертизы и независимыми от контролируемых экспертов.

Контроль может осуществляться в форме наблюдения за работой экспертов на месте, рассмотрения отчетов и заключений экспертизы и др.

Контроль за работой эксперта должен осуществляться не реже одного раза за период действия разрешительного документа, выданного экспертной организации.

2.4.6. Все сотрудники ЭО должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем ЭО и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения нормативных правовых актов инструкции пересматриваются в установленном в ЭО порядке.

2.5. Система менеджмента качества.

2.5.1. Руководство ЭО должно определить и документально оформить свою политику, цели и обязательства относительно качества и обеспечить, чтобы эта политика была понятна, выполнима и поддерживалась на всех уровнях организации.

2.5.2. ЭО должна обеспечить создание и функционирование эффективной СМК, соответствующей характеру выполняемых работ.

2.5.3. СМК должна быть полностью документирована. Описание СМК представляется в Руководстве по качеству, утвержденном руководителем ЭО. Руководство по качеству выполняется в виде одного документа или в виде системы документов по качеству, включающей основной документ — Руководство по качеству.

2.5.4. Руководство по качеству должно включать или содержать в виде ссылок:

общую информацию (наименование организации, адреса, номера телефонов и др., официальный статус);

политику и цели в области качества;

заявление руководства о назначении ответственного за обеспечение качества;

описание областей деятельности ЭО;

информацию о связи ЭО с головной и дочерними организациями (если они имеются);

схему(ы) организационной структуры;

описание процессов и процедур, связанных с проведением экспертизы;

описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в области экспертизы;

процедуру контроля документации;

процедуру проведения внутренних аудитов;

процедуру обратной связи и корректирующих действий;

процедуру анализа СМК со стороны руководства;

другие процедуры и инструкции или ссылки на другие процедуры или инструкции в соответствии с требованиями настоящего документа и международного стандарта ISO/IEC 17020:2012;

перечень подразделений ЭО (сотрудников) для рассылки Руководства по качеству.

2.5.5. Руководство ЭО должно назначить должностное лицо, непосредственно подчиняющееся руководству, которое независимо от своих обязанностей несет ответственность за обеспечение качества в рамках ЭО.

2.5.6. Ответственный за обеспечение качества должен отвечать за поддержание СМК на уровне, соответствующем современным требованиям.

2.5.7. ЭО должна поддерживать в рабочем состоянии систему управления всей документацией, относящейся к ее деятельности.

В отношении документации, относящейся к деятельности ЭО, должны быть обеспечены:

доступ к текущим изданиям, необходимых документов всему задействованному персоналу;

своевременное внесение изменений во все документы;

изъятие заменяемых документов из пользования в ЭО (при этом копия изъятого документа должна храниться в архиве в течение установленного в ЭО периода);

уведомление заинтересованных сторон при необходимости об изменениях, связанных с документацией.

2.5.8. ЭО должна осуществлять проведение плановых внутренних аудитов СМК для подтверждения ее эффективности, а также соответствия установленным требованиям. Внутренние аудиты должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию. Персонал, осуществляющий внутренние аудиты, должен быть независимым от проверяемых объектов. Результаты внутренних аудитов должны быть документированы.

2.5.9. В ЭО должна быть разработана процедура учета несоответствий, выработки и реализации необходимых корректирующих действий, контроля исполнения и оценки их эффективности.

2.5.10. Руководство ЭО должно через соответствующие интервалы пересматривать СМК для обеспечения ее пригодности и эффективности. Результаты таких пересмотров должны документироваться.

2.6. Персонал.

2.6.1. ЭО или СО должна иметь достаточное количество персонала для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению экспертизы или соответствующих работ, в том числе экспертов (эксперта), соответствующих Обязательным требованиям к экспертам в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 18.03.2016г. № 173, зарегистрированных в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 19.04.2016г. за № 1160, область аттестации которых соответствует виду деятельности ЭО или СО имеющей соответствующий разрешительный документ и для которых работа в данной организации является основной.

2.6.2. Персонал ЭО или СО должен:

быть аттестован в соответствии с Порядком аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016г. № 1-25, а также иметь соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для проведения экспертизы;

иметь средства индивидуальной защиты, специальную одежду и обувь в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами в сфере охраны труда;

иметь инструкции по охране труда, регламентирующие безопасное проведение работ по техническому осмотру, испытанию, экспертному обследованию, техническому диагностированию оборудования.

2.6.3. Руководитель и персонал ЭО или СО должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, в соответствии с Типовым положением о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденным приказом Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 29.05.2015г. № 227, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 22.06.2015г. за № 226.

2.6.4. Рабочие места специалистов, проводящих осмотры, обследования, испытания непосредственно в помещениях и на оборудовании предприятия, где есть вредные и опасные для здоровья факторы производственной среды и трудового процесса, должны быть аттестованы в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Донецкой Народной Республики, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016г. № 7-25.

2.6.5. Руководитель ЭО и СО должен обеспечить проведение медицинских осмотров персонала в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

2.6.6. ЭО или СО должна создать документированную систему обучения, обеспечивающую необходимую подготовку персонала.

2.6.7. ЭО или СО должна обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением экспертизы. ЭО или СО должна установить необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие:

период официального введения в должность;

период работы под наблюдением опытных сотрудников;

постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности.

2.6.8. ЭО или СО должна обеспечить руководство работой своего персонала.

2.7. Технические средства и оборудование.

2.7.1. ЭО или СО должна иметь в своем распоряжении соответствующие технические средства и оборудование, позволяющие осуществлять все операции, связанные с проведением экспертизы или выполнением соответствующих работ.

2.7.2. Если ЭО или СО проводит испытания, то входящая в ее состав или привлекаемая испытательная лаборатория должна быть аккредитованной в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

2.7.3. Контрольное, испытательное и диагностическое оборудование ЭО и СО должно иметь эксплуатационную документацию, находиться в исправном состоянии и проходить своевременную метрологическую поверку. Оснащенность ЭО и СО контрольным, испытательным, диагностическим оборудованием и средствами измерения должна учитываться по специальной форме реестра экспертных и специализированных организаций (Приложение 3).

ЭО и СО должна иметь документированные процедуры доступа к техническим средствам и оборудованию и их использования, технического обслуживания и проверки технического состояния используемых технических средств и оборудования, а также график поверки средств измерения.

2.7.4. Руководитель ЭО должен из числа специалистов, работающих на постоянной основе, назначить лиц, ответственных за обеспечение радиационной безопасности, учета и хранения источников ионизирующего излучения.

2.7.5. Все оборудование должно быть соответствующим образом идентифицировано.

В целях обеспечения качества услуг по проведению экспертизы ЭО или выполнения работ СО должны иметь документированные процедуры:

выбора квалифицированных поставщиков;

выпуска соответствующих документов на покупку;

контроля получаемых материалов;

обеспечения подходящего складского оборудования.

2.7.6. При использовании в ЭО компьютеров или автоматизированного оборудования для проведения экспертизы должно быть гарантировано, что:

программные средства проверены в целях установления их пригодности к применению;

разработаны и выполняются процедуры защиты целостности данных;

компьютеры и автоматизированное оборудование содержатся в сохранности для обеспечения надлежащего функционирования;

разработаны и выполняются процедуры сохранения безопасности данных.

2.7.7. ЭО и СО должна иметь документированные процедуры обращения с неисправным оборудованием. Неисправное оборудование необходимо выводить из эксплуатации.

2.8. Методы экспертизы и процедуры.

2.8.1. ЭО или СО должна иметь необходимые нормативные технические документы, регламентирующие проведение экспертизы или выполнение работ на которое получен соответствующий разрешительный документ. Ведение перечня документов, используемых при проведении экспертизы ЭО и СО должно соответствовать установленной форме (Приложение 1).

Стандарты, правила, методики, инструкции и другие документы, используемые в работе ЭО или СО, должны быть актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны своевременно изыматься.

2.8.2. ЭО должна иметь систему контроля договоров или рабочих заказов, которая обеспечивает, чтобы:

выполняемая работа соответствовала компетентности ЭО и ЭО имела соответствующие ресурсы для удовлетворения необходимых требований;

требования заказчиков на услуги по проведению экспертизы были адекватно определены, специальные условия понятны и чтобы для персонала, выполняющего требуемые обязанности, можно было подготовить соответствующие инструкции;

выполняемая работа контролировалась регулярными проверками и корректирующими действиями;

законченная работа была проверена для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям.

2.8.3. Наблюдения и (или) данные, полученные при проведении экспертизы, должны своевременно записываться для предотвращения потери необходимой информации.

2.8.4. Все вычисления и процессы передачи данных должны подлежать соответствующим проверкам.

2.9. Обращение с объектами экспертизы.

2.9.1. ЭО должна обеспечить идентификацию объектов экспертизы.

2.9.2. Любые явные отклонения от нормы, сообщенные эксперту или замеченные им, должны быть зарегистрированы до начала экспертизы. В случае каких-либо сомнений относительно пригодности объекта экспертизы для предстоящей экспертизы или несоответствия объекта экспертизы представленному описанию ЭО должна проконсультироваться с заказчиком до начала работы.

2.9.3. ЭО должна установить, была ли выполнена вся необходимая подготовка для объекта экспертизы, или по запросу заказчика подготовка должна быть проведена ЭО.

2.9.4. ЭО должна иметь документированные процедуры и соответствующие технические средства для предотвращения повреждений или порчи объектов экспертизы, когда они находятся под ее ответственностью.

2.10. Документация.

2.10.1. ЭО и СО должна вести протокольную систему в соответствии с конкретными обстоятельствами и применяемыми правилами.

2.10.2. Протоколы должны включать достаточно информации, чтобы можно было сделать удовлетворительную оценку экспертизы.

2.10.3. Наблюдения или информация, полученные в ходе экспертизы, должны своевременно регистрироваться.

2.10.4. Протоколы должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности.

2.11. Отчеты и заключения экспертизы.

2.11.1. Работа, проведенная ЭО, должна документально оформляться в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

2.11.2. Заключение экспертизы должно быть оформлено в соответствии с нормативными правовыми актами в области охраны труда и промышленной безопасности Донецкой Народной Республики, устанавливающими требования по проведению указанных работ и к оформлению их результатов.

Заключение экспертизы подписывается руководителем ЭО и заверяется печатью ЭО.

2.11.3. Отчеты экспертов и заключения экспертизы должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности.

2.11.4. ЭО должна иметь полный перечень выполненных заключений экспертизы. Этот перечень в электронном виде регулярно (один раз в квартал) предоставляется в экспертную организацию, входящую в сферу управления Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики, который оформляется в соответствии с приложением 2 к настоящим Требованиям.

2.12. Заключение договора с субподрядными организациями.

2.12.1. ЭО обычно сама выполняет экспертизу, на проведение которой она заключила договор.

2.12.2. В случае привлечения к работам по экспертизе субподрядных организаций ЭО должна обеспечить и документально подтвердить их компетентность.

При выполнении на условиях субподряда некоторых работ ЭО должна предупредить об этом заказчика и в необходимых случаях получить его согласие.

2.12.3. ЭО должна регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и соответствие субподрядных организаций предъявляемым в Единой системе оценки соответствия требованиям, а также вести регистрацию всех работ, выполняемых субподрядными организациями.

2.12.4. При заключении договора подряда на определенную специализированную деятельность ЭО должна иметь возможность привлечения квалифицированного и опытного специалиста, который может провести независимую оценку этой деятельности. Ответственность за такую оценку лежит на ЭО.

2.13. Жалобы и обращения.

2.13.1. ЭО и СО должна иметь документированную процедуру рассмотрения поступающих от заказчика или других сторон жалоб, апелляций и других обращений касающихся деятельности ЭО или СО.

2.13.2. ЭО и СО должна сохранять регистрационные записи о всех жалобах и апелляциях, а также о предпринятых для их разрешения действиях.

III. Специальные требования к экспертным и специализированным организациям

3.1. Специальные требования к экспертным и специализированным организациям, которые намерены проводить (проводят) технический осмотр, испытание технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

3.1.1. При проведении технического осмотра технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности экспертная или специализированная организация должна иметь:

3.1.1.1. Разрешение Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики на выполнение работ повышенной опасности, которая удостоверяет право на осуществление заявленной деятельности по проведению технического осмотра технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности;

3.1.1.2. В штате не менее одного эксперта в области промышленной безопасности по каждому заявленному направлению деятельности, аттестованного согласно Порядка аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016г. № 1-25 в соответствующей области аттестации с правом проведения технического осмотра технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. При этом объектом проведения экспертных работ для эксперта в области промышленной безопасности должны являться соответствующие технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, машины, механизмы, оборудование повышенной опасности;

3.1.1.3. В штате не менее одного специалиста второго уровня квалификации по визуально-оптическому методу неразрушающего контроля по каждому заявленному виду оборудования, аттестованному в соответствии с действующим законодательством.

3.1.2. При проведении технического осмотра, испытания технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности экспертная или специализированная организация должна иметь:

3.1.2.1. Разрешение Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики на выполнение работ повышенной опасности, которое удостоверяет право на осуществление заявленной деятельности по техническому осмотру, испытанию технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности;

3.1.2.2. В штате не менее двух экспертов в области промышленной безопасности по заявленному направлению деятельности, аттестованных согласно Порядка аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016г. № 1-25 в соответствующей области аттестации с правом проведения технического осмотра, испытания технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. При этом объектом проведения экспертных работ для эксперта в области промышленной безопасности должны являться соответствующие технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, машины, механизмы, оборудование повышенной опасности;

3.1.2.3. В штате не менее одного специалиста второго уровня квалификации по визуально-оптическому методу неразрушающего контроля по каждому заявленному виду оборудования, аттестованному в соответствии с действующим законодательством.

3.1.2.4. В штате не менее двух специалистов неразрушающего контроля, один первого и один второго уровней квалификации по каждому методу неразрушающего контроля, определённого нормативными правовыми актами по охране труда и промышленной безопасности и организационно-методическими документами по каждому виду оборудования, аттестованных в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

3.1.2.5. Собственные испытательные лаборатории и/или средства измерительной техники необходимые для проведения испытаний по неразрушающему контролю и/или иных испытаний технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. Для проведения испытаний допускается заключение соответствующих договоров с другими организациями, имеющими разрешительные документы Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики на проведение таких испытаний, аккредитованных в установленном порядке.

3.2. Специальные требования к экспертным организациям, которые намерены выполнять работы по проведению технического осмотра, испытания, экспертного обследования, технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов оборудования повышенной опасности должны иметь:

3.2.1. Разрешение Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики на выполнение работ повышенной опасности, которая удостоверяет право на осуществление заявленной деятельности по проведению технического осмотра, испытания, экспертного обследования, технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машины, механизмы, оборудование повышенной опасности;

3.2.2. В штате не менее двух экспертов в области промышленной безопасности по каждому заявленному направлению деятельности, аттестованных согласно Порядка аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016г. № 1-25 в соответствующей области аттестации с правом проведения испытания, осмотра и экспертного обследования технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. При этом объектом проведения экспертных работ для эксперта в области промышленной безопасности должны являться соответствующие технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, машины, механизмы, оборудование повышенной опасности;

3.2.3. В штате не менее одного специалиста неразрушающего контроля второго уровня квалификации по визуально-оптическому методу неразрушающего контроля по каждому заявленному виду оборудования, аттестованному в соответствии с действующим законодательством.

3.2.4. В штате не менее двух специалистов второго уровня квалификации по каждому методу неразрушающего контроля, определённого нормативными правовыми актами по охране труда и промышленной безопасности и организационно-методическими документами по каждому виду оборудования, аттестованных в установленном порядке;

3.2.5. Собственные испытательные, диагностические лаборатории, средства измерительной техники необходимые для проведения испытаний по неразрушающему контролю и/или иных испытаний оборудования. Для проведения испытаний допускается заключение соответствующих договоров с другими организациями, имеющими разрешительные документы Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики на проведение этих испытаний, аккредитованных в установленном порядке.

3.3. Специальные требования к экспертным организациям, которые намерены проводить первичный технический осмотр технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности перед введением его в эксплуатацию и/или внеочередной технический осмотр технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, в случае окончания предельного срока эксплуатации, возникновения аварии или повреждения, вызванного чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, должны иметь:

3.3.1. Лицензию на выполнение вида хозяйственной деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов оборудования повышенной опасности выданную Государственным Комитетом горного и технического надзора Донецкой Народной Республики;

3.3.2. В штате не менее двух экспертов в области промышленной безопасности по каждому заявленному направлению деятельности, аттестованных согласно Порядка аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016г. № 1-25 в соответствующей области аттестации с правом проведения испытания, осмотра и экспертного обследования технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности в соответствующей области аттестации, экспертизы проектной и технической документации и возможности субъекта хозяйствования выполнять работы повышенной опасности, применять и эксплуатировать эти технические устройства и оборудование. При этом объектом экспертизы для эксперта в области промышленной безопасности должны являться документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности и возможности субъекта хозяйствования выполнять работы повышенной опасности, применять и эксплуатировать эти технические устройства и оборудование;

3.3.3. В штате не менее одного специалиста неразрушающего контроля второго уровня квалификации по визуально-оптическому методу неразрушающего контроля по каждому заявленному виду оборудования, аттестованному в соответствии с действующим законодательством.

3.3.4. В штате не менее двух специалистов неразрушающего контроля, один второго и один третьего уровней квалификации по каждому методу неразрушающего контроля, определенного нормативными правовыми актами по охране труда и промышленной безопасности, организационно-методическими документами, по каждому виду оборудования;

3.3.5. Здания или нежилые помещения, принадлежащих экспертной организации на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении своей деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

3.3.6. Оборудование, приборы, материалы и средства информационного обеспечения, необходимые для осуществления экспертной деятельности, принадлежащие экспертной организации на праве собственности или на ином законном основании;

3.3.7. Собственные испытательные, диагностические лаборатории, средства измерительной техники необходимые для проведения испытаний по неразрушающему контролю и/или иных испытаний оборудования. Для проведения испытаний допускается заключение соответствующих договоров с другими организациями, имеющими разрешение Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики на проведение этих испытаний;

3.3.8. Систему охраны труда, промышленной безопасности и производственного контроля;

3.3.9. Информационно-техническое обеспечение работ по ведению учета данных о техническом состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов,  оборудования повышенной опасности.

3.4. Специальные требования к экспертным организациям намеренным выполнять экспертизу промышленной безопасности.

3.4.1.Экспертная организация намеренная выполнять экспертизу промышленной безопасности, должна:

3.4.1.1. Иметь лицензию Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики на выполнение вида хозяйственной деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, которая удостоверяет право на осуществление деятельности по заявленному объекту (объектам) экспертизы промышленной безопасности, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Закона Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

3.4.1.2. Иметь в штате не менее двух экспертов в области промышленной безопасности по каждому из заявленных объектов экспертизы промышленной безопасности аттестованных согласно Порядка аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016г. № 1-25 в соответствующей области аттестации.

В случае:

получения экспертной организацией лицензии на выполнение вида хозяйственной деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, объектом экспертизы которой является деятельность, указанная в абзаце 2 и/или 3 п. 1.1.2.2. настоящих Требований, квалификация экспертов в области промышленной безопасности должна предусматривать право проведения испытания, осмотра и/или экспертного обследования технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности в соответствующей области аттестации, экспертизы проектной и технической документации и возможности субъекта хозяйствования выполнять работы повышенной опасности, применять и эксплуатировать эти технические устройства и оборудование. При этом объектом экспертизы для эксперта в области промышленной безопасности должны являться документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта;

получения экспертной организацией лицензии на выполнение вида хозяйственной деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, объектом (объектами) экспертизы которой, является деятельность, указанная в абзацах 4 – 7 п. 1.1.2.2 настоящих Требований, квалификация экспертов в области промышленной безопасности должна предусматривать право проведения испытания, осмотра и/или экспертного обследования технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, в соответствующей области аттестации. При этом объектом экспертизы для эксперта в области промышленной безопасности должны являться соответствующие объекты экспертизы на которые экспертная организация получила лицензию, а именно, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, обоснование безопасности опасного производственного объекта;

3.4.1.3. Иметь здания или нежилые помещения, принадлежащих экспертной организации на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении своей деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

3.4.1.4. Иметь оборудование, приборы, материалы и средства информационного обеспечения, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащие экспертной организации на праве собственности или на ином законном основании;

3.4.1.5. Иметь собственные испытательные, диагностические лаборатории, средства измерительной техники необходимые для проведения испытаний по неразрушающему контролю и/или иных испытаний оборудования. Для проведения испытаний допускается заключение соответствующих договоров с другими организациями, имеющими разрешение Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики на проведение этих испытаний;

3.4.1.6. Иметь систему охраны труда, промышленной безопасности и производственного контроля;

3.4.1.7. Проводить экспертизу промышленной безопасности и оформлять её результаты в соответствии с Порядком проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению её заключений, утвержденным приказом Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 18.07.2016г. № 330, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.08.2016 за № 1445.

3.5. Специальные требования к экспертным организациям намеренным осуществлять экспертизу состояния охраны труда и промышленной безопасности.

3.5.1. Экспертные организации намеренные осуществлять заявленную деятельность по проведению экспертизы состояния охраны труда и промышленной безопасности, указанную в п. 1.1.2.3 – 1.1.2.5 настоящих Требований должны:

3.5.1.1. Соответствовать требованиям, предусмотренным п. 3.2 настоящих Требований;

3.5.1.2. Соответствовать требованиям, предусмотренным п. 3.4 настоящих Требований;

3.5.1.3. Иметь лицензию на выполнения вида хозяйственной деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности с правом выполнения экспертиз предусмотренных абзацами 2 – 7 п. 1.1.2.2 настоящих Требований.

3.5.1.4. Иметь фонд нормативных правовых актов по охране труда и промышленной безопасности и нормативных документов по направлениям заявленной экспертной деятельности и систему его актуализации.

IV. Ведение реестра экспертных и специализированных организаций

4.1. Государственный Комитет горного и технического надзора Донецкой Народной Республики ведет реестр экспертных и специализированных организаций.

4.2. При получении экспертной или специализированной организацией необходимых разрешительных документов и соответствия требованиям, предусмотренных настоящими Требованиями, которые удостоверяют право на осуществление заявленной деятельности, в течение 5 рабочих дней Государственный Комитет горного и технического надзора Донецкой Народной Республики присваивает регистрационный код экспертной или специализированной организации и вносит необходимые сведения в реестр экспертной или специализированной организации.

4.3. Форма реестра экспертных и специализированных организаций приведена в приложении 3 к настоящим Требованиям.

V. Контроль за деятельностью специализированных и экспертных организаций

5.1. Государственный Комитет горного и технического надзора Донецкой Народной Республики осуществляет государственный надзор за деятельностью специализированных и экспертных организаций, определённых настоящими Требованиями, в соответствии с нормами Закона Донецкой Народной Республики «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности», с учётом особенностей организации проведения проверок, установленных Законами Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности», «Об охране труда», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

5.2. Государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок субъектов хозяйствования, принятия предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также посредством систематического наблюдения за исполнением настоящих Требований.

5.3. Плановые мероприятия государственного надзора деятельности экспертных и специализированных организаций осуществляются с периодичностью не чаще чем один раз в год.

И. о. Первого заместителя Председателя Комитета
В.Н. Горячев

Редакция от 21.06.2018

Редакция от 19.10.2017

Начальная версия от 31.10.2016