Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Государственный Комитет горного и технического надзора Донецкой Народной Республики
Дата документа: 21.04.2022
Номер документа: 835
Дата государственной регистрации: 16.05.2022
Регистрационный номер: 5105
Заголовок документа: Об утверждении Норм и правил в области промышленной безопасности «Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению ее заключения»
Действие документа: Действующий
Классификатор: 090.010.000 - Промышленность, 090.010.020 - Управление в сфере промышленности, 090.010.030 - Промышленная безопасность
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики http://gkgtn.ru/, 18.05.2022
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 19
Государственный Комитет горного и технического надзора
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 5105
от «16» мая 2022 г.
С целью установления порядка проведения экспертизы промышленной безопасности и требований к оформлению ее заключения, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 13 Закона Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», во исполнение Поручения Главы Донецкой Народной Республики от 14 января 2022 года № 01-89/21 и Поручения Председателя Правительства Донецкой Народной Республики от 26 января 2022 года № 5, на основании подпункта 1) пункта 2.1.3 и подпункта 3.3.12 пункта 3.3 Положения о Государственном Комитете горного и технического надзора Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 29 мая 2020 года № 25-1,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению ее заключения» (прилагаются).
2. Признать утратившим силу приказ Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики от 18 июля 2016 года № 330 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению ее заключений», зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03 августа 2016 года под регистрационным № 1445.
3. Отделу юридического и правового обеспечения Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики подать настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.
4. Отделу охраны труда, организации мероприятий государственного надзора, внешних связей и взаимодействия со СМИ Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики обеспечить официальное опубликование настоящего Приказа, а также его размещение на сайте Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.
4. Отделу технического и методологического сопровождения мероприятий государственного надзора Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики включить в Реестр нормативных правовых актов по вопросам охраны труда настоящий Приказ после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
6. Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования.
Приказом Государственного Комитета
горного и технического надзора
Донецкой Народной Республики
от 21 апреля 2022 года № 835
Нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению ее заключения»
1.1. Настоящие Нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению ее заключения» (далее ‑ Порядок) устанавливают процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности (далее ‑ экспертиза) и требования к оформлению заключения экспертизы.
1.2. Порядок применяется при проведении экспертизы объектов, предусмотренных частью 1 статьи 13 Закона Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ‑ объект экспертизы).
1.3. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
1.4. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
а) в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
б) в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
в) после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
г) по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Раздел ІІ. Проведение экспертизы
2.1. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
2.2. Руководителем организации, проводящей экспертизу, определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт в области промышленной безопасности (далее – эксперт) или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы.
В случае участия в экспертизе группы экспертов, должен быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы.
2.3. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:
а) утверждения руководителем экспертной организации программы проведения экспертизы в соответствии с абзацем третьим пункта 2.4 раздела II настоящего Порядка;
б) предоставления заказчиком необходимых для проведения экспертизы документов в зависимости от заявленного вида экспертных работ, а именно:
документов, подтверждающих соответствие технических устройств (машин, механизмов, оборудования) требованиям законодательства в сфере промышленной безопасности, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Порядку;
документов, подтверждающих соответствие зданий и сооружений требованиям законодательства в сфере промышленной безопасности, перечень которых приведен в приложении 2 к настоящему Порядку;
документов для проведения экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений, перечень которых приведен в приложении 3 к настоящему Порядку;
документов для экспертизы декларации промышленной безопасности требованиям законодательства в сфере промышленной безопасности, перечень которых приведен в приложении 4 к настоящему Порядку;
в) образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.
2.4. Заказчик обязан предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.
Проведение экспертизы осуществляется при соблюдении нормативных и методических документов в области промышленной безопасности, государственных и отраслевых стандартов, технических условий и других документов, регламентирующих порядок выполнения работ по отдельным видам обследования.
До начала проведения экспертизы экспертная организация составляет программу проведения экспертизы. Программа проведения экспертизы включает этапы и объем выполнения работ по ее проведению. Программа проведения экспертизы согласовывается заказчиком, путем подписания в левом верхнем углу титульного листа грифа согласования. После согласования заказчиком программа проведения экспертизы утверждается руководителем экспертной организации грифом утверждения, расположенным в правом верхнем углу титульного листа.
2.5. При проведении экспертизы устанавливается полнота и принадлежность к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, перечни которых приведены в приложениях 1—4 к настоящему Порядку в зависимости от заявленного вида экспертных работ.
Также оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
2.6. Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:
а) при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
б) при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой было повреждено такое техническое устройство;
в) при обнаружении экспертами дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов неизвестного происхождения.
2.7. При проведении экспертизы технических устройств выполняются:
а) анализ документов, подтверждающих соответствие технических устройств (машин, механизмов, оборудования) требованиям законодательства в сфере промышленной безопасности, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Порядку;
б) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств).
2.8. Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:
а) визуальный и измерительный контроль;
б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;
в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;
г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);
д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);
е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);
ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;
з) исследование материалов технического устройства;
и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;
к) оценку остаточного ресурса (срока службы).
2.9. При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются:
а) документы, подтверждающие соответствие зданий и сооружений требованиям законодательства в сфере промышленной безопасности, перечень которых приведен в приложении 2 к настоящему Порядку;
б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов (сертификаты соответствия, пожарные сертификаты, санитарно-эпидемиологические сертификаты, технические паспорта, технические свидетельства и тому подобное);
в) акты расследования аварий (при наличии);
г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);
д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений).
2.10. Обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия:
а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;
в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);
г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;
д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);
е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;
ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;
и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.
2.11. При экспертизе документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта (проектов, паспортов, технических регламентов и тому подобное) выполняется анализ мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта, а также исключение аварий при осуществлении работ по консервации, ликвидации опасного производственного объекта.
2.12. При экспертизе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, выполняется анализ принятых технических решений и мероприятий на предмет их соответствия действующим требованиям промышленной безопасности.
2.13. Акты по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, отчеты о техническом обследовании (состоянии) зданий и сооружений составляются и подписываются лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводившей экспертизу, и прикладываются к заключению экспертизы. Копия программы проведения экспертизы также прикладывается к заключению экспертизы.
Раздел ІІІ. Оформление заключения экспертизы
3.1. Результатом проведения экспертизы является заключение в письменной форме, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы. Подпись эксперта подтверждается его личным штампом.
3.2. Заключение экспертизы должно содержать:
а) титульный лист заключения экспертизы промышленной безопасности, форма которого приведена в приложении 5 к настоящему Порядку;
б) вводную часть, включающую: указание на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья), на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы; сведения об экспертной организации (наименование организации, ее организационно-правовая форма, дата выдачи лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, ее номер); сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии), регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта);
в) наименование объекта экспертизы, на который распространяется действие заключения экспертизы;
г) данные о заказчике (наименование организации, ее организационно-правовая форма);
е) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
ж) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
з) результаты проведенной экспертизы со ссылками на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности;
и) сведения о проведенных мероприятиях и о результатах технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений (при их проведении);
к) выводы заключения экспертизы;
л) приложения, предусмотренные пунктом 2.13 раздела II настоящего Порядка.
3.3. Заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):
а) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта;
б) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта.
3.4. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы должны дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.
3.5. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы должны содержаться следующие выводы:
а) об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
б) о правильности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
в) о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможности выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствиях воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
г) о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.
3.6. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы должны содержаться следующие сведения:
а) оценка полноты информации, представленной в обосновании безопасности;
б) оценка полноты мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
в) оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
г) оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
д) оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.
3.7. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:
а) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
б) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.
3.8. Заключение экспертизы представляется ее заказчиком в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора, или его территориальные органы согласно части 5 статьи 13 Закона Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3.9. Экспертная организация должна осуществлять учет и регистрацию выданных заключений экспертизы. Форма журнала регистрации выданных заключений экспертиз промышленной безопасности приведена в приложении 6 к настоящему Порядку.
3.10. Регистрационный номер заключения экспертизы промышленной безопасности присваивается в соответствии с приложением 7 к настоящему Порядку.
[doc] Приложение 1 Перечень док. тех. устр.
[doc] Приложение 2 Перечень док. зданий
[doc] Приложение 3 Перечень док. эксп. безоп.
[doc] Приложение 4 Перечень док. эксп. деклар.
[doc] Приложение 5 Форма титул. листа
Отменяет: Приказ №330 от 18.07.2016