Печать Перейти к текущей редакции

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Совет Министров Донецкой Народной Республики

Дата документа: 02.09.2015

Номер документа: 17-15

Заголовок документа: Об утверждении Временного порядка предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 110.020.080 - Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков

Информация об опубликовании:

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

NULL
НПА ДНР

Совет Министров
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

02.09.2015
№17-15
Об утверждении Временного порядка предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики

(в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

В целях урегулирования земельных отношений, связанных с предоставлением в постоянное пользование и передачей в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики, руководствуясь ст.ст. 77, 78 Конституции Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики постановляет:

1. Утвердить Временный порядок предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики.

2. В месячный срок с момента вступления в силу настоящего Постановления, местным администрациям Донецкой Народной Республики привести свои нормативные правовые акты в сфере регулирования земельных отношений в соответствие с Временным порядком предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики.

3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента опубликования.

Председатель Совета Министров
А.В. Захарченко
Совета Министров Донецкой Народной Республики № 17-15 от 02.09.2015

Временный порядок предоставления в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков на территории Донецкой Народной Республики

I. Общие положения

1.1. В настоящем Временном порядке предоставления земельных участков в постоянное пользование и передачи в аренду земельных участков (далее — Временный порядок) на территории Донецкой Народной Республики используются следующие термины:

а) земельный участок — часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с обозначенными в отношении него правами;

б) право постоянного пользования земельным участком — право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, без установления срока;

в) право аренды земельного участка — основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности;

г) договор аренды земли — договор по условиям которого арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиям действующего на территории Донецкой Народной Республики законодательства;

д) арендная плата — платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком, в соответствии с условиями договора аренды земли.

1.2. К землям государственной собственности относятся все земли за границами населенных пунктов, кроме земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, на которых расположены объекты муниципальной собственности, а также в границах населенных пунктов земли:

а) обороны;

б) под объектами государственной собственности транспорта, промышленности, связи, энергетики;

в) под объектами государственного значения природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения;

г) лесохозяйственного назначения;

д) водного фонда;

е) под другими объектами государственной собственности.

1.3. Землями муниципальной собственности соответствующих сел, поселков и городов являются все земли в границах населенных пунктов, кроме земель, находящихся в государственной и частной собственности, а также земли за границами населенных пунктов, на которых расположены объекты муниципальной собственности.

II. Полномочия органов исполнительной власти по предоставлению в постоянное пользование и передаче в аренду земельных участков

2.1. Распоряжение землями государственной и муниципальной собственности осуществляется на основании решения соответствующих органов исполнительной власти, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции.

2.2. До вступления в силу закона Донецкой Народной Республики, регулирующего правовые основы деятельности местного самоуправления и формирование органов местного самоуправления, распоряжение землями муниципальной собственности осуществляют соответствующие местные администрации Донецкой Народной Республики.

2.3. Совет Министров Донецкой Народной Республики распоряжается землями государственной собственности, представленными пашней и многолетними насаждениями для несельскохозяйственных нужд; лесами, из земель лесохозяйственного назначения; землями природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, оздоровительного и рекреационного назначения для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, охраной культурного наследия, природоохранной, оздоровительной, рекреационной деятельностью; землями обороны.

(пункт 2.3 раздела II в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

2.4. Министерство агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики распоряжается землями государственной собственности сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства; предоставляет сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам — для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства, несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан — для ведения подсобного сельского хозяйства; оптовым рынкам сельскохозяйственной продукции.

2.5. Администрации районов республиканского значения Донецкой Народной Республики распоряжаются:

землями муниципальной собственности для всех нужд, кроме случаев, указанных в абзаце пятом пункта 2.6 настоящего раздела;

землями государственной собственности на территории соответствующих административно-территориальных единиц для всех нужд, кроме случаев, указанных в пунктах 2.3, 2.4 настоящего раздела;

нераспределенными (невостребованными) земельными участками, неиспользуемыми земельными участками сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения, представленными сельскохозяйственными угодьями, находящимися в собственности (пользовании).

(пункт 2.5 раздела II в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

2.6. Администрации городов республиканского значения Донецкой Народной Республики распоряжаются:

землями государственной и муниципальной собственности в границах городов республиканского значения, а также сел и поселков, которые находятся в их административном подчинении;

землями государственной собственности в городах, которые находятся в их административном подчинении, за границами административно- территориальных единиц, не входящих в состав определенного района, и за границами населенных пунктов, временно включенных в зону ответственности и влияния, или в случае, когда местная администрация района не создана, для всех нужд, кроме случаев, указанных в пунктах 2.3, 2.4 настоящего раздела;

нераспределенными (невостребованными) земельными участками, неиспользуемыми земельными участками сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения, представленными сельскохозяйственными угодьями, находящимися в собственности (пользовании).

Администрации городов районного значения, которые находятся в административном подчинении районов и городов республиканского значения, распоряжаются землями муниципальной собственности.

(пункт 2.6 раздела II в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

2.7. Нормы предоставления земельных участков государственной и муниципальной собственности определяются в следующих размерах:

а) ведение личного крестьянского хозяйства не более 2 га;

б) ведение садоводства — не более 0,12 га;

в) индивидуальное дачное строительство — не более 0,1 га;

г) строительство индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;

д) ведения огородничества — не более 0,3 га.

е) строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,1 га.

III. Право пользования земельным участком

3.1. Земельные участки государственной и муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются предприятиям, учреждениям и организациям, принадлежащим к государственной и муниципальной собственности, только на праве постоянного пользования.

3.2. Права постоянного пользования земельным участком из земель государственной и муниципальной собственности приобретают:

3.2.1. Предприятия, учреждения и организации, принадлежащие к государственной и муниципальной собственности;

3.2.2. Общественные организации инвалидов, их предприятия (объединения), учреждения и организации;

3.2.3. Религиозные организации, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке Донецкой Народной Республики, исключительно для строительства и обслуживания культовых и иных зданий, необходимых для обеспечения их деятельности.

IV. Порядок предоставления земельных участков государственной и муниципальной собственности в пользование

4.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти в соответствии с полномочиями, определенными разделом 2 настоящего Временного порядка.

Решение органов исполнительной власти принимается на основании проектов землеустройства по отводу земельных участков в случае:

а) предоставления земельного участка с изменением его целевого назначения;

б) формирования новых земельных участков.

Предоставление в пользование земельного участка в иных случаях осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка. В таком случае разработка такой документации осуществляется на основании разрешения, предоставленного органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять распоряжение этим земельным участком.

4.2. Лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности по проекту землеустройства по его отводу, обращается с соответствующим ходатайством (заявлением) о предоставлении разрешения на его разработку в соответствующий орган исполнительной власти, который в соответствии с полномочиями, определенными разделом 2 настоящего Временного порядка, передает в пользование такие земельные участки.

В ходатайстве (заявлении) указываются ориентировочная площадь земельного участка и его целевое назначение. К ходатайству (заявлению) прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения и размер земельного участка, подписанные территориальным органом (структурным подразделением) земельных ресурсов в городах (районах) органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии, в случае отвода земельных участков (трасс) под строительство согласованные со структурными подразделениями органов исполнительной власти осуществляющих государственную политику в сфере градостроительства и архитектуры в городах (районах) Донецкой Народной Республики и органами государственного пожарного надзора в городах (районах) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики; письменное согласие землепользователя, заверенное в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством (в случае изъятия земельного участка); заверенные копии уставных, регистрационных документов, документов подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, специальных разрешений (лицензий) и другие документы.

(абзац 2 пункта 4.2 раздела IV в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

В случае подачи заявления (ходатайства) уполномоченным лицом, предоставляется документ или заверенная копия документа, в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством, подтверждающего его полномочия действовать от имени таких лиц.

4.3. Соответствующий орган исполнительной власти в пределах полномочий в месячный срок рассматривает ходатайство (заявление), размещает на официальном сайте информацию об испрашиваемом земельном участке (в случае отсутствия на нем объектов недвижимого имущества (строений, сооружений), находящихся в собственности физических и юридических лиц) и дает разрешение на разработку землеустроительной документации или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

(абзац 1 пункта 4.3 раздела IV в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

В случае распоряжения землями Советом Министров Донецкой Народной Республики или Министерством агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики, местная администрация в городе (районе) Донецкой Народной Республики по месту расположения испрашиваемого земельного участка в течение трех рабочих дней с момента получения от соответствующего органа исполнительной власти запроса предоставляет информацию о земельном участке и возможности его предоставления в пользование для указанных в ходатайстве (заявлении) целей.

(абзац 2 пункта 4.3 раздела IV в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

Сведения о земельном участке и возможности его предоставления в пользование предоставляются на основании градостроительной документации, схем землеустройства административно-территориальных единиц и другой землеустроительной документации, с участием структурных подразделений местных администраций, осуществляющих государственную политику в сфере градостроительства и архитектуры, по работе с сельхозпроизводителями и другими заинтересованными структурными подразделениями местных администраций.

(абзац 3 пункта 4.3 раздела IV в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть несоответствие места расположения земельного участка требованиям действующего на территории Донецкой Народной Республики законодательства, а также генеральным планам населенных пунктов, другой градостроительной документации, схемам землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектам землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов или другой документации по землеустройству, разработанной в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством.

Неиспользуемые (свободные) земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и муниципальной собственности, на которые разработана и утверждена градостроительная документация, в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством, по согласованию с местными администрациями, до начала строительства могут передаваться в аренду для использования их по целевому назначению без права строительства зданий, сооружений и посадки многолетних насаждений по решению органов исполнительной власти, к компетенции которых относится распоряжение такими участками.

Запрещается отказывать в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков, которые согласованы соответствующим органом исполнительной власти для выкупа (изъятия) земельных участков для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости.

Условия и сроки разработки землеустроительной документации на предоставление земельных участков определяются договором, заключенным заинтересованным лицом (заказчиком) с исполнителем этих работ (разработчиком) в соответствии с типовым договором, утвержденным действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством.

Срок действия разрешения на разработку землеустроительной документации составляет не более шести месяцев.

В случае, если заинтересованное лицо не подало в органы исполнительной власти в соответствии с полномочиями, определенными разделом 2 настоящего Временного порядка, согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка с регистрацией этого земельного участка в Государственном земельном кадастре на утверждение по истечению указанного срока, то разрешение на разработку данного проекта землеустройства считается утратившим силу.

Заинтересованное лицо, имеет право обратиться с ходатайством (заявлением) в соответствующие органы исполнительной власти за получением о продлении действия разрешения на разработку землеустроительной документации с обоснованием причин неподачи разработанной землеустроительной документации на утверждение в установленный срок.

4.4. Согласование проекта землеустройства по отводу земельных участков:

4.4.1. Проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с:

территориальным органом (структурным подразделением) земельных ресурсов в городах (районах) в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии;

структурными подразделениями местных администраций, осуществляющих государственную политику в сфере градостроительства и архитектуры в городах (районах) Донецкой Народной Республики;

структурными подразделениями местных администраций, осуществляющими контроль в сфере охраны культурного наследия в городах (районах) Донецкой Народной Республики (кроме территорий, на которых разработана и утверждена градостроительная документация в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством).

(подпункт 4.4.1 пункта 4.4 раздела IV в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

4.4.2. Проект землеустройства по отводу земельных участков:

а) природно-заповедного и другого природоохранного назначения, земельного участка, расположенного на территории или в границах объекта природно-заповедного фонда, в границах прибрежной защитной полосы, подлежит согласованию с органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам экологии и природных ресурсов;

(подпункт а подпункта 4.4.2 пункта 4.4 раздела IV в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

б) лесохозяйственного назначения подлежит согласованию с органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам лесного и охотничьего хозяйства;

(подпункт б подпункта 4.4.2 пункта 4.4 раздела IV в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

в) водного фонда подлежит согласованию с органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам водного хозяйства.

(подпункт в подпункта 4.4.2 пункта 4.4 раздела IV в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

4.5. Разработчик подает на согласование в соответствующий территориальный орган (структурное подразделение) земельных ресурсов в городах (районах) органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии, по месту расположения земельного участка оригинал проекта землеустройства по отводу земельного участка, в соответствующие органы исполнительной власти указанные в подпунктах 4.4.1 и 4.4.2 пункта 4 настоящего раздела — заверенные им копии проекта землеустройства по отводу земельного участка.

К оригиналу и заверенным копиям проекта прилагается заключение о наличии или отсутствии на земельном участке объектов охраны культурного наследия, выданное учреждением, уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, заверенное согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

(пункт 4.5 раздела IV в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

4.6. Соответствующие органы исполнительной власти указанные в подпунктах 4.4.1., 4.4.2. пункта 4 настоящего раздела, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка или копии такого проекта подготовить свои заключения о его согласовании или об отказе в таком согласовании с обязательной ссылкой на законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты, регулирующие отношения в соответствующей сфере деятельности.

4.7. Основанием для отказа в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка может быть несоответствие его положений требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации, утвержденной в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством.

4.8. В случае если проект землеустройства по отводу земельного участка подлежит обязательной государственной экспертизе землеустроительной документации, согласованный проект подается заинтересованным лицом (заказчиком) или разработчиком в орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии.

(пункт 4.8 раздела IV в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

4.9. После получения положительного заключения такой экспертизы орган исполнительной власти, в соответствии с полномочиями, определенными разделом 2 настоящего Временного порядка в двухнедельный срок со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование.

4.10. Если земельный участок предоставляется в пользование по решению Совета Министров Донецкой Народной Республики или Министерства агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики, согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка подается в орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии, которое рассматривает его и в месячный срок подает указанный проект со своими предложениями и положительным заключением государственной экспертизы землеустроительной документации в соответствующий орган исполнительной власти для принятия решения в установленном порядке.

(пункт 4.10 раздела IV в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

4.11. Решением о предоставлении земельного участка в пользование по проекту землеустройства по его отводу, осуществляются:

а) утверждение проекта землеустройства по отводу земельного участка;

б) изъятие земельных участков у землепользователей с утверждением условий изъятия земельных участков (в случае необходимости);

в) предоставление земельного участка лицу в пользование с определением условий его использования и утверждением условий предоставления, в том числе (в случае необходимости) требований относительно возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством.

В случае передачи земельних участков сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий) к проекту землеустройства по отводу земельных участков прилагается агрохимический паспорт данного участка.

В случае передачи земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами предоставляется проект рекультивации нарушенных земель.

4.12. Отказ органа исполнительной власти в предоставлении земельного участка в пользование или оставление ходатайства (заявления) без рассмотрения могут быть обжалованы в судебном порядке.

V. Право аренды земельного участка

5.1. Земельные участки могут предоставляться в аренду гражданам и юридическим лицам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам (зарегистрированным на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с действующим законодательством).

Арендаторами земельных участков являются юридические и физические лица, которым на основании договора аренды принадлежит право владения и пользования земельным участком.

Арендаторами земельных участков могут быть органы исполнительной власти в границах полномочий, в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством.

5.2. Арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица.

Арендодателями земельных участков, находящимися в государственной или муниципальной собственности являются органы исполнительной власти, в границах полномочий в соответствии с разделом 2 настоящего Временного порядка.

5.3. Не подлежат передаче в аренду земельные участки, искусственно созданные в границах водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов.

5.4. В случае передачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства и фермерского хозяйства необходимо подтвердить опыт работы в сельском хозяйстве либо наличие образования, приобретенного в аграрном учебном заведении.

5.5. Неиспользуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, подсобного, фермерского и личного крестьянского хозяйства, которые находятся в собственности (пользовании) граждан и юридических лиц, могут по их письменному согласию передаваться органами исполнительной власти, к компетенции которых относится передача таких участков, в аренду для использования по целевому назначению на согласованный срок, о чем указывается в договоре аренды земельного участка. При заключении договоров аренды на земельные участки, которые находятся в собственности юридических лиц, согласованию также подлежат другие основные условия договора. О результатах заключения договоров аренды сообщается собственникам (пользователям) земельных участков в письменном виде с приложением экземпляра соответствующего договора.

В случае невозможности установить местонахождение собственников (пользователей), а также их наследников, правопреемников и уполномоченных лиц, в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством, земельных участков органы исполнительной власти опубликовывают на официальном сайте Совета Министров и Народного Совета Донецкой Народной Республики информацию о неиспользованных земельных участках, которые органы исполнительной власти, в соответствии с их компетенцией, имеют намерение передать в аренду. По истечению двухмесячного срока, в случае отсутствия официальной информации от собственников (пользователей), а также их наследников, правопреемников и уполномоченных лиц, принимаются соответствующие решения уполномоченным органом исполнительной власти о передаче заинтересованному лицу (арендатору) земельного участка в аренду для использования по целевому назначению. Договор аренды таких земельных участков заключается на срок до момента обращения собственников (пользователей), а также их наследников, правопреемников и уполномоченных лиц земельных участков в соответствующий орган исполнительной власти с учетом окончания полевых работ по уборке урожая, но не менее одного года.

В случае отсутствия информации от собственников (пользователей), а также их наследников, правопреемников и уполномоченных лиц о намерении возобновить свои права в части использования земельных участков за один месяц до окончания действия договоров аренды, договор возобновляется (продлевается) на такой же срок, путем заключения дополнительного соглашения с заинтересованным лицом (арендатором).

VI. Порядок передачи земельных участков в аренду

6.1. Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов исполнительной власти согласно их полномочий, определенных разделом 2 настоящего Временного порядка путем заключения договора аренды земельного участка.

6.2. Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, осуществляется в порядке, установленном разделом 4 настоящего Временного порядка, за исключением условий определенных разделом 3 настоящего Временного порядка.

6.3. Передача в аренду земельных участков, в том числе находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется по договору аренды между собственником земельного участка и арендатором.

Типовая форма договора аренды земли приведена в Приложении № 1 к настоящему Временному порядку.

6.4. Договор аренды земельного участка заключается в письменной форме.

6.5. В договоре аренды земельного участка указывается:

а) предмет договора;

б) объект аренды (месторасположение, кадастровый номер, размер земельного участка);

в) срок действия договора;

г) арендная плата с указанием ее размера, индексации, способа и условий расчетов, сроков, порядка ее внесения и пересмотра, и ответственности за ее неуплату;

д) условия использования и целевое назначение использования земельного участка;

е) условия и сроки передачи земельного участка в аренду;

ж) условия возврата земельного участка арендодателю;

з) существующие ограничения по использованию земельного участка;

и) права и обязанности сторон;

к) определение стороны, которая несет риск случайного повреждения или уничтожения земельного участка или его части;

л) изменение условий договора и прекращение его действия;

м) ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора.

6.6. Стороны могут включить в договор и другие дополнительные условия по своему желанию.

6.7. Изменение условий договора аренды земельного участка осуществляется по взаимному согласию сторон, путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды земли и подлежит обязательной государственной регистрации.

В случае не достижения согласия относительно изменения условий договора аренды земельного участка спор решается в судебном порядке.

6.8. Неотъемлемыми частями договора аренды земельного участка являются:

а) план или схема земельного участка;

б) кадастровый план земельного участка;

в) акт приема-передачи земельного участка;

г) акт приема — передачи межевых знаков;

д) расчет размера арендной платы за земельный участок.

6.9. Объект по договору аренды земли считается переданным арендодателем арендатору с момента государственной регистрации права аренды.

6.10. Аренда земельного участка не может быть более 10 лет.

6.11. В случае передачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства срок аренды определяется с учетом периода ротации основного севооборота по согласованию с Главным управлением агропромышленного развития Донецкой Народной Республики.

6.12. При передаче в аренду сельскохозяйственных угодий, которые размещаются в границах земельного участка предоставленных для нужд, связанных с пользованием недрами, и специального водопользования, срок действия договора аренды определяется с учетом срока действия специальных разрешений (лицензий) и срока проведения рекультивации земельного участка согласно утвержденного проекта рекультивации.

6.13. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды. Сроки внесения и размер арендной платы за земельные участки государственной, муниципальной и частной собственности устанавливаются в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством.

Типовая форма расчета арендной платы за земельные участки государственной, муниципальной и частной собственности, денежная оценка которых проведена (не проведена), приведена в Приложениях № 2, 3 к настоящему Временному порядку.

6.14. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности у граждан и юридических лиц, может взиматься в денежной, натуральной и в форме отработки (предоставление услуг арендодателю) на сумму указанную в договоре, рассчитанную на основании нормативной денежной оценки земельного участка.

Стороны могут предусмотреть в договоре аренды объединенные формы арендной платы.

6.15. Арендная плата за земельные участки государственной и муниципальной собственности, взимается только в денежной форме.

6.16. Арендатор имеет преимущественное право на возобновление (продление) договора аренды после окончания срока его действия.

6.17. Арендатор обязан проинформировать арендодателя до окончания срока договора аренды земли о намерении возобновить (продлить) срок договора не позднее, чем за месяц до окончания срока аренды земли. При возобновлении (продлении) договора аренды его условия могут быть изменены по соглашению сторон.

6.18. Если от арендатора за один месяц до окончания срока договора не поступило заявление о продлении срока договора аренды земли, арендатор обязан в срок не позднее 14 календарных дней с момента окончания срока действия договора аренды передать земельный участок по акту приема — передачи арендодателю.

6.19. Дополнительное соглашение к договору аренды земли о его возобновлении (продлении) должно быть заключено обеими сторонами до окончания срока действия договора и подлежит государственной регистрации.

6.20. Договором аренды земли могут быть предусмотрены условия расторжения договора в одностороннем порядке в случае невыполнения арендатором условий договора:

а) неуплата арендной платы более 90 дней в полном объеме в установленные сроки;

б) использование земельного участка не по целевому назначению;

в) нарушения условий и обязательств договора аренды.

VII. Субаренда земельных участков

7.1. Арендованный земельный участок или его часть может передаваться арендатором в субаренду без изменения целевого назначения, если это предусмотрено договором аренды или с письменного согласия арендодателя, которое он предоставляет в течение одного месяца с момента обращения заинтересованного лица.

7.2. Условия договора субаренды земельного участка должны ограничиваться условиями договора аренды земельного участка и не противоречить ему.

7.3. Срок субаренды не может превышать срок, определенный договором аренды земли.

7.4. В случае приостановления (прекращения) договора аренды, действие договора субаренды земельного участка приостанавливается (прекращается).

7.5. Договор субаренды земельного участка подлежит государственной регистрации.

7.6. Передача в субаренду земельных участков, на которых размещаются целостные имущественные комплексы предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной собственности запрещается.

VIII. Возникновения прав на земельный участок и документы, подтверждающие права на земельный участок

8.1. Право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации таких прав.

8.2. Право постоянного пользования подтверждается государственным актом на право постоянного пользования земельным участком.

Форма государственного акта на право постоянного пользования земельным участком утверждена Временным порядком ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками на территории Донецкой Народной Республики.

8.3. Право аренды земельного участка подтверждается договором аренды земли, зарегистрированным в соответствии с Временным порядком ведения Государственного земельного кадастра и регистрации прав пользования земельными участками на территории Донецкой Народной Республики.

IX. Регулирование отношений, связанных с договорами аренды земли, заключенными до вступления в силу настоящего Временного порядка

9.1. Решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, принятые на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу настоящего Временного порядка в соответствии с законодательством, действовавшим на момент принятия, остаются действительными. Заключение договоров аренды земли на основании таких решений осуществляют местные администрации согласно полномочий, установленных разделом II настоящего Временного порядка.

(пункт 9.1 раздела IX в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

9.2. Завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу настоящего Временного порядка, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления и органов исполнительной власти о разрешении на разработку землеустроительной документации в срок не более шести месяцев после вступления в силу настоящего Временного порядка.

9.3. Внесение изменений в договоры аренды земли, заключенные до вступления в силу настоящего Временного порядка в соответствии с законодательством, действовавшим на момент заключения (кроме возобновления (продления) договоров аренды земли), осуществляется местными администрациями согласно полномочий, установленных разделом II настоящего Временного порядка, путем заключения дополнительных соглашений.

(пункт 9.3 раздела IX в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

9.4. Арендаторы земельных участков государственной и муниципальной формы собственности обязаны в пятидневный срок после государственной регистрации договора аренды земельного участка предоставить копию договора аренды в орган доходов и сборов Донецкой Народной Республики.

9.5. Арендаторы земельных участков государственной и муниципальной формы собственности обязаны предоставить копии договоров аренды земли, заключенных до вступления в силу настоящего Временного порядка, в орган доходов и сборов Донецкой Народной Республики в срок не позднее двух календарных месяцев с момента вступления в силу настоящего Временного порядка.

X. Приобретение права аренды земельного участка государственной или муниципальной собственности на конкурсных условиях

10.1 Решение о проведении конкурса на передачу свободного земельного участка в аренду принимается в случае поступления двух или более ходатайств (заявлений) на аренду одного и того же земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, или по инициативе органов исполнительной власти в соответствии с полномочиями указанными в пунктах 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 раздела II настоящего Временного порядка.

(пункт 10.1 раздела X в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

10.2 Совет Министров Донецкой Народной Республики делегирует Министерству агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики полномочия по проведению конкурсов на передачу земельных участков в аренду, к распоряжению которого относятся земли государственной собственности, указанных в пункте 2.3. раздела 2 настоящего Временного порядка.

10.3 Приобретение права аренды земельного участка проводится на конкурсной основе в соответствии с Положением о подготовке и проведении конкурса на передачу земельного участка государственной и муниципальной собственности в аренду приведенного в Приложении № 4 к настоящему Временному порядку.

10.4 Решение об определении победителя конкурса на передачу земельного участка государственной или муниципальной собственности и о возможности использования этого земельного участка для указанных в ходатайстве (заявлении) целей, предусмотренных нормами действующего на территории Донецкой Народной Республики законодательства, принимается Республиканской комиссией в соответствии с полномочиями, определенными пунктом 2.3, 2.4 раздела II настоящего Временного порядка, и комиссиями при местных администрациях районов, городов республиканского значения Донецкой Народной Республики (далее — Комиссии) в соответствии с полномочиями, определенными в пунктах 2.5, 2.6 раздела II настоящего Временного порядка.

(абзац 1 пункта 10.4 раздела X в нов.ред. на основании Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

Состав Республиканской Комиссии приведен в Приложении № 5 к настоящему Временному порядку.

В состав Комиссий местных администраций входят уполномоченные представители структурных подразделений местных администраций обеспечивающие выполнение их полномочий в сфере земельных отношений Донецкой Народной Республики, территориальных органов (структурных подразделений) земельных ресурсов в городах (районах) органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии, органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам экологии и природных ресурсов, органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам водного хозяйства, органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам лесного и охотничьего хозяйства, структурных подразделений в городах (районах) Главного управления агропромышленного развития Донецкой Народной Республики, структурных подразделений органов исполнительной власти в городах (районах) обеспечивающие государственную политику в сфере градостроительства и архитектуры Донецкой Народной Республики, структурных подразделений местных администраций, осуществляющих контроль в сфере охраны культурного наследия в городах (районах) Донецкой Народной Республики. Комиссии возглавляют главы (заместители) местных администраций.

(абзац 3 пункта 10.4 раздела X в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 26.09.2016 № 11-38)

Состав Комиссий местных администраций утверждается правовым актом соответствующего органа исполнительной власти.

При необходимости, состав Комиссий местных администраций может включать представителей других структурных подразделений местных администраций и других органов исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

Организация работы Комиссий и материально — техническое обеспечение ее деятельности осуществляют местные администрации, которые организовали Комиссию.

10.1. На основании решения конкурсной Комиссии победитель обращается с ходатайством (заявлением) в соответствующие органы исполнительной власти, для предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка участвовавшего в конкурсе.

Указанные органы исполнительной власти предоставляют разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в семидневный срок со дня обращения победителя.

10.2. Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти, в порядке, установленном разделом 4 настоящего Временного порядка путем заключения договора аренды земельного участка.

10.3 Договор аренды земельного участка заключается после разработанной и утвержденной документации по землеустройству.

В договоре аренды земельного участка и при расчете размера арендной платы соответственно указывается и применяется уточненный размер земельного участка, определенный по результатам разработанной документации по землеустройству.

XI. Вступление в силу настоящего Временного порядка

11.1. Настоящий Временный порядок вступает в силу со дня его официального опубликования.

11.2. Законы и нормативные правовые акты по регулированию земельных отношений, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики применяются в части не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики и настоящему Временному порядку.