Вид документа: Приказ
Наименование правотворческого органа: Министерство культуры Донецкой Народной Республики
Дата документа: 07.08.2019
Номер документа: 426-ОД
Дата государственной регистрации: 22.08.2019
Регистрационный номер: 3350
Заголовок документа: Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области циркового искусства «Искусство цирка» и сроку обучения по этой программе
Действие документа: Действующий
Классификатор: 130.010.000 - Образование
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Министерства культуры Донецкой Народной Республики http://mincult.govdnr.ru/, 27.08.2019
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 16
Министерство культуры
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3350
от «22» августа 2019 г.
Во исполнение части 5 статьи 80 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», согласно подпункту 2.1.2. пункта 2.1. и подпункту 2.2.1. пункта 2.2. Положения Министерства культуры Донецкой Народной Республики (новая редакция), утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 августа 2016 года № 10-10, с целью урегулирования образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования сферы культуры,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области циркового искусства «Искусство цирка» и сроку обучения по этой программе (прилагается).
2. Начальнику отдела образовательных учреждений Министерства культуры Донецкой Народной Республики (Стецюк Т.А.) обеспечить представление настоящего Приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для проведения государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Кобец О.К.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3350
от «22» августа 2019 г.
Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области циркового искусства «Искусство цирка» и сроку обучения по этой программе
1.1. Настоящие государственные требования (далее — ГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области циркового искусства «Искусство цирка» и сроку обучения по этой программе (далее – программа «Искусство цирка»), являются обязательными при ее реализации учреждениями дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств) — образовательные учреждения (далее – ОУ) при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (разрешение на осуществление образовательной деятельности).
1.2. ГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
1) выявление одаренных детей в области циркового искусства;
2) создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
3) приобретение детьми знаний, умений и навыков в области циркового искусства (акробатике, гимнастике, жонглировании и др.);
4) приобретение детьми опыта творческой деятельности;
5) подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области циркового искусства.
1.3.1. Обеспечения преемственности программы «Искусство цирка» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области циркового искусства;
1.3.2. Сохранения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики в сфере культуры и искусства.
1) воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
2) формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок;
3) формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
4) воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
5) формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональную образовательную программу в области циркового искусства;
6) выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы «Искусство цирка» для детей, поступивших в ОУ в подготовительный класс в возрасте от 5 до 6 лет, составляет 7 лет, поступивших в 1-й класс в возрасте от 7 до 8 лет, составляет 6 лет.
Срок освоения программы «Искусство цирка» для детей, поступивших в ОУ в 1-й класс в возрасте от 9 до 10 лет, составляет 4 года.
Обучающиеся, освоившие основной курс обучения, которые обнаружили профессиональные способности, не закончившие освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующие поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области циркового искусства, могут продолжить обучение в классах профессиональной ориентации (5-й, 6-й или 7-й, 8-й классы соответственно) по решению педагогического совета и заявлению родителей (законных представителей). Документ об обучении выдается по окончании обучения (cвидетельство).
В подготовительный класс принимаются дети в пределах утверждённого планового контингента. ОУ самостоятельно решает вопрос о зачислении детей в подготовительный класс.
1.6. ОУ имеет право реализовывать программу «Искусство цирка» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ГТ.
1.7. Прием на обучение по программе «Искусство цирка» ОУ проводится согласно Порядку приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 21.06.2018 г. № 226-ОД, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 10.07.2018 г. под регистрационным № 2674. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие физических данных (роста, веса, пропорций тела), а также пластических (гибкости, растяжки) и музыкальных (слуха, ритма, памяти) способностей.
1.8. ГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Искусство цирка», разработанной ОУ на основании настоящих ГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ОУ, и выдачей документа об обучении (свидетельство).
II. Требования к минимуму содержания программы «Искусство цирка»
2.1. Минимум содержания программы «Искусство цирка» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
2.2. Результатом освоения программы «Искусство цирка» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам:
2.2.1. Акробатика, эквилибристика, жонглирование, постановка цирковых номеров:
1) знания о роли физической культуры в жизни человека и общества, основах здорового образа жизни;
2) знания основ цирковых жанров: эквилибристики, акробатики, жонглирования;
3) знания основ техники безопасных методов работы (пассировки) в манеже (спортивном зале) и умения их соблюдать;
4) знания профессиональной терминологии;
5) знания балансировки предметов;
6) умения создавать художественный образ при исполнении циркового номера или участии в групповом цирковом номере;
7) умения использовать средства пластической выразительности для исполнения циркового номера или участия в групповом номере;
8) навыков владения основами актерского мастерства;
9) навыков владения средствами пластической выразительности;
10) навыков работы в цирковых коллективах, цирковых программах;
11) навыков общения со зрительской аудиторией в условиях циркового представления.
12) навыков ручной эквилибристики;
13) навыков работы на цирковом реквизите по эквилибристике (на катушках, на вольно-стоящей лестнице, на свободной проволоке, на моноцикле и др.)
2.2.2. Начальный курс истории циркового искусства:
1) знания основных эстетических и стилевых направлений в области циркового, музыкального, театрального и изобразительного искусства;
2) знания о роли и значении циркового искусства в системе культуры;
3) знания об истории возникновения жанров циркового искусства;
4) знания о цирковых жанрах и их использовании в других видах искусств;
5) знания о роли хореографии и пантомимы в цирковом искусстве;
6) знания цирковой терминологии.
2.3. Результатом освоения программы «Искусство цирка» с дополнительным обучением в классах профессиональной ориентации, сверх обозначенных в пункте 2.2. настоящих ГТ по учебным предметам, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам акробатика, эквилибристика, жонглирование, постановка цирковых номеров:
1) знания в области актерского мастерства с учетом специфики циркового искусства;
2) знания балансировки предметов;
3) умения работать в цирковом коллективе;
4) умения видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
5) навыков выполнения темповых упражнений;
6) навыков выполнения парных и групповых упражнений;
7) навыков сольной и групповой работы, перекидки (от 3-х до 6-ти предметов);
8) навыков работы со шляпой, теннисной ракеткой, большим мячом, веревками с тяжестью на концах;
9) навыков выполнения технических и художественных элементов упражнений на снарядах и аппаратах;
10) навыков выполнения силовых и маховых комбинаций на кольцах;
11) навыков выполнения упражнений на трапеции, канате, батуте, турнике, в рамке;
12) навыков участия в репетиционной работе;
13) навыков владения средствами пластической выразительности;
14) навыков ручной эквилибристики;
15) навыков работы на цирковом реквизите по эквилибристике (на катушках, на вольно-стоящей лестнице, на свободной проволоке, на моноцикле и др.).
2.4. Результаты освоения программы «Искусство цирка» по учебным предметам должны отражать:
1) сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать основные элементы акробатики (прыжки, кульбиты, каскады, произвольные прыжки, темповые упражнения) для подготовки и создания сольного или группового номера;
2) знание жанрового разнообразия в акробатике: партерной, плечевой, вольтижной, прыжковой, силовой и др.;
3) знание профессиональной терминологии;
4) навыки техники безопасности работы (пассировки);
5) навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре акробатики.
1) сформированный комплекс навыков и умений в области сольного или коллективного участия в цирковом номере (представлении) – элементы упражнений на снарядах и аппаратах;
2) знание основ техники безопасности (пассировки);
3) знание основного гимнастического реквизита (кольца, турник, трапеция, канат, рамка и др.);
4) знание основного реквизита по эквилибристике (моноцикл, катушки, вольно-стоящая лестница, свободная проволока и др.);
5) навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре эквилибристики.
1) сформированный комплекс знаний, умений и навыков в использовании технических приемов жонглирования различными предметами (булавами, кольцами, шарами, мячами, шляпами, тростью, ракетками, веревками с тяжестью на концах и др.) для создания сольного или группового номера в жанре жонглирования;
2) знание основ техники безопасности в использовании жонглерского реквизита;
3) знание профессиональной терминологии;
4) навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре жонглирования.
2.4.4. Постановка цирковых номеров:
1) умение осуществлять постановку концертных номеров под руководством преподавателя;
2) навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении циркового номера.
2.4.5. Начальный курс истории циркового искусства:
1) первичные знания о роли и значении различных видов искусств (циркового, изобразительного, театрального, музыкального) в системе культуры;
2) знания основных исторических периодов развития мирового циркового искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, музыкального), основные направления развития цирковых жанров;
3) знания особенностей национальных традиций цирковых жанров;
4) знания основных цирковых терминов;
5) сформированный комплекс знаний о цирковом искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, побуждение интереса к цирковому искусству.
1) возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием образовательной программы;
2) получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы по выбору, указанные в Разъяснении к Типовому учебному плану согласно приложения 2 к настоящим ГТ, определяются ОУ самостоятельно.
III. Требования к структуре программы «Искусство цирка»
3.1. Программа «Искусство цирка» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Искусство цирка» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы в области циркового искусства.
3.2. Программа «Искусство цирка» утверждается ОУ по согласованию с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.
Программа «Искусство цирка», разработанная ОУ на основании настоящих ГТ, должна содержать следующие разделы:
2) планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;
4) систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися;
5) требования к условиям реализации образовательной программы;
6) программы учебных предметов.
Разработанная ОУ программа «Искусство цирка» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Искусство цирка» в соответствии с настоящими ГТ.
3.3. Программа «Искусство цирка» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ГТ.
ОУ в пределах учебного плана программы «Искусство цирка» имеет право:
1) осуществлять перераспределение часов по учебным предметам, определённым учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию обучающихся в пределах норм часов учебного плана;
2) определять в 5-х, 6-х или 7-х, 8-х классах соответственно предметы согласно профессиональной направленности обучающихся и количество часов на их изучение;
3) осуществлять в 1-м – 4-м или 1-м – 6-м классах соответственно перераспределение часов между классическим, народно-сценическим и современным танцами при изучении учебного предмета по выбору «Танец (классический, народно-сценический, современный)», учитывая региональные особенности и профессиональное направление обучающихся.
В рамках расчета учебных часов (в том числе за счет высвобожденных часов учебного предмета по выбору) ОУ имеет право вводить дополнительные педагогические часы на:
1) сводные репетиции коллективов обучающихся ОУ;
2) учебный (е) предмет (ы) по выбору;
3) подготовку обучающихся к участию в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.
3.4. ОУ самостоятельно разрабатывает программы учебных предметов и согласовывает их с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.
Программы учебных предметов должны содержать следующие разделы:
2) основные задачи и цели учебного предмета;
3) особенности организации учебно-воспитательного процесса;
4) рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;
5) организация учета успеваемости;
6) требования по классам: срок обучения – 6 лет, срок обучения – 4 года.
3.5. Программа «Искусство цирка» со сроком обучения 6 лет и 4 года включает в себя Типовой учебный план согласно приложению 1 и Разъяснение к Типовому учебному плану (приложение 2) к настоящим ГТ.
IV. Требования к условиям реализации программы «Искусство цирка»
4.1. Требования к условиям реализации программы «Искусство цирка» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Искусство цирка» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.
4.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
4.2.1. Выявления и развития одаренных детей в области циркового искусства;
4.2.2. Организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
4.2.3. Организации посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (цирков, филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
4.2.4. Организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими учреждениями дополнительного образования сферы культуры, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области циркового искусства;
4.2.5. Использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития циркового искусства и образования;
4.2.6. Эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
4.2.7. Построения содержания программы «Искусство цирка» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей городов и районов Донецкой Народной Республики;
4.2.8. Эффективного управления ОУ.
4.3. Учебный год в ОУ начинается 1 сентября. Дата окончания учебного года, сроки школьных каникул определяются ОУ согласно нормативным правовым актам Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
4.4. Комплектование групп и других творческих объединений осуществляется в период с 1 по 15 сентября, который считается рабочим временем преподавателя. В каникулярные, выходные, праздничные и нерабочие дни ОУ может работать по отдельному плану, утвержденному ОУ.
4.5. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков для освоения программы «Искусство цирка», могут поступать в ОУ со 2-го по 3-й или 5-й классы соответственно включительно. В 4-й, 6-й (выпускные) классы поступление таких обучающихся не предусмотрено. Обучающиеся, ранее окончившие ОУ и имеющие документ об обучении (свидетельство) могут поступать (восстанавливаться) в классы профессиональной ориентации (5-й, 6-й или 7-й, 8-й классы соответственно).
4.6. Программа «Искусство цирка» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
4.7. Оценка качества реализации программы «Искусство цирка» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости в ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления.
Промежуточная аттестация может проводиться в виде письменных работ, устных опросов, просмотров концертных номеров.
По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:
Выпускной экзамен может проходить в виде исполнения сольного циркового номера, участия в групповом цирковом номере, или выполнения программных требований по выбранному жанру циркового искусства.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
1) знание профессиональной терминологии;
2) знание основ безопасной работы на манеже или в зале;
3) умение пользоваться различным реквизитом;
4) навыки репетиционной работы (разминка, разогрев, растяжка, подкачка);
5) навыки владения цирковыми жанрами для создания художественного образа в цирковом (сольном или групповом) номере;
6) знание основ циркового искусства и других видов искусств.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно в соответствии с настоящими ГТ.
По итогам выпускных экзаменов обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).
4.8. Реализация программы «Искусство цирка» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
4.9. Реализация программы «Искусство цирка» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусств или другое среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Педагогические работники ОУ проходят, не реже чем один раз в пять лет, профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими образовательную программу в области театрального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Искусство цирка», использования передовых педагогических технологий.
4.10. ОУ с целью исполнения настоящих ГТ обеспечивают финансовые условия реализации программы «Искусство цирка».
4.11. ОУ создают материально-технические условия реализации программы «Искусство цирка» для обеспечения возможности достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы «Искусство цирка» необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
1) специально оборудованное помещение (спортивный зал или манеж) с необходимым оборудованием (кольцами, брусьями, трапециями, шведской стенкой, звукотехническим оборудованием и т.д.);
2) хореографический зал со станками, зеркалами, пианино/роялем;
5) учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
В случае реализации ОУ учебного предмета по выбору «Специальный класс по жанрам» необходимо иметь специальный реквизит (антиподные подушки, моноцикл, вольно-стоящую лестницу, кольцо, катушки и др.).
В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного реквизита.
Нет связей.