I. Общие положения
1.1. Порядок контроля соблюдения лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом (далее – Порядок) разработан на основании Законов Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» с изменениями, «Об охране труда», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности», Постановления Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 28 марта 2016 года №4-1 «Об утверждении Перечня распределения полномочий между органами исполнительной власти по вопросу лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности» и согласно Положению о лицензировании торговли жидким топливом из биомассы и биогазом и Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом.
Настоящий Порядок определяет правовые и организационные основы, принципы и порядок проведения Министерством угля и энергетики Донецкой Народной Республики (далее — Орган лицензирования) контроля соблюдения лицензиатами лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом, полномочия Органа лицензирования, его должностных лиц, а также права, обязанности и ответственность лицензиатов во время осуществления контроля.
1.2. Действие настоящего Порядка распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, которые получили лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом.
1.3. Контроль соблюдения лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом направлен на предотвращение или выявление возможных нарушений в сфере торговли жидким топливом из биомассы и биогазом.
1.4. Контроль соблюдения лицензионных условий Орган лицензирования проводит на каждом объекте лицензиата (филиале, подразделении), расположенном и функционирующим обособленно, в присутствии лицензиата либо уполномоченного лица, в рамках полномочий, путем проведения плановых и внеплановых проверок с возможным привлечением третьих лиц.
II. Организация проверок
2.1. Для проведения плановой (внеплановой) проверки Орган лицензирования издает приказ о проведении плановой (внеплановой) проверки. В приказе указывается наименование (фамилия, имя, отчество) субъекта хозяйственной деятельности, относительно которого будет осуществляться проверка, и предмет проверки.
Орган лицензирования оформляет направление на проведение (плановой, внеплановой) проверки (Приложение 1 к настоящему Порядку), которое подписывается руководителем Органа лицензирования (его заместителем) и удостоверяется печатью.
В направлении указывается следующая информация:
наименование Органа лицензирования, который проводит проверку;
дата и номер направления;
наименование юридического лица, филиала юридического лица-нерезидента или фамилия, имя, отчество физического лица – предпринимателя, относительно которого проводится проверка;
местонахождение (юридический адрес) юридического лица, филиала юридического лица-нерезидента или место жительства физического лица – предпринимателя;
фактический адрес проведения проверки;
дата и номер приказа, для выполнения которого осуществляется проверка;
перечень должностных лиц, которые принимают участие в осуществлении проверки, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
дата начала и окончания проверки;
тип проверки (плановая или внеплановая);
основания для проведения проверки;
предмет проверки;
предыдущая проверка;
должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего направление.
Направление на проведение проверки является действительным только на протяжении указанного в нем срока проведения проверки.
Направление регистрируется в журнале учета направлений на проведение проверок (Приложение 2 к настоящему Порядку).
2.2. Плановые проверки соблюдения лицензиатами лицензионных условий проводятся Органом лицензирования согласно годовым или квартальным планам-графикам проверок, которые утверждаются Органом лицензирования до 01 декабря года, предшествующего плановому, или до 25 числа последнего месяца квартала, который предшествует плановому, но не чаще одного раза в год.
Орган лицензирования осуществляет плановые проверки при условии включения субъекта хозяйственной деятельности в план-график проведения мероприятия на соответствующий квартал (месяц) и письменного уведомления о проведении плановой проверки (Приложение 3 к настоящему Порядку) не позднее, чем за десять дней до начала проведения проверки.
Уведомление о проведении плановой проверки направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту нахождения (месту проживания) лицензиата, или телефонограммой (с фиксацией даты и времени отправки, должности и фамилии отправившего и принявшего телефонограмму), или вручается лично уполномоченному лицу лицензиата, о чем он расписывается на копии уведомления.
Срок осуществления плановой проверки не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – пяти рабочих дней.
Продление срока осуществления планового мероприятия не допускается.
2.3. В соответствии с абзацем третьим части 8 статьи 22 Закона Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» внеплановые проверки Органом лицензирования проводятся исключительно на основании поступления к нему в письменной форме заявления (сообщения) о нарушении лицензиатом лицензионных условий или с целью проверки выполнения распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий. Проведение внеплановой проверки по иным основаниям не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
В соответствии частью 2 статьи 18 Закона Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» на основании документов, свидетельствующих об изменении данных лицензиата, повлекших переоформление лицензии, Орган лицензирования может принять решение о проведении внеплановой проверки вносимых изменений, о которых уведомил лицензиат.
О проведении внеплановой проверки лицензиат заблаговременно не предупреждается.
Во время проведения внеплановой проверки выясняются лишь те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления такого мероприятия, с обязательным указанием вопросов в направлении на проведение внеплановой проверки.
Лицензиат либо уполномоченное лицо обязаны ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки.
Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства – двух рабочих дней.
Продление срока проведения внеплановой проверки не допускается.
III. Полномочия Органа лицензирования
3.1. В ходе осуществления проверки Орган лицензирования в пределах полномочий имеет право:
заходить на территорию, в производственные и другие помещения лицензиатов для их обследования и выяснения вопросов, непосредственно связанных с проверкой;
знакомиться с необходимыми для проведения проверки документами, касающимися организации хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом и получать заверенные копии (ксерокопии);
получать от лицензиатов либо уполномоченных лиц письменные пояснения, справки и другие материалы по вопросам, возникающим во время проверки;
отбирать образцы жидкого топлива из биомассы для определения их качественных показателей в порядке и на условиях действующего законодательства Донецкой Народной Республики;
предоставлять (отправлять) лицензиатам обязательные для выполнения распоряжения об устранении нарушений.
3.2. Орган лицензирования в ходе осуществления проверки обязан:
в полной мере, объективно и беспристрастно осуществлять контроль в пределах полномочий;
руководствоваться в своей работе исключительно нормами действующего законодательства Донецкой Народной Республики;
объективно отображать соблюдение лицензиатами лицензионных условий;
придерживаться деловой этики во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования;
не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности во время проверок, если это не угрожает жизни и здоровью людей и не вызывает опасности загрязнения окружающей среды;
обеспечивать неразглашение коммерческой тайны и обеспечивать конфиденциальность информации;
знакомить лицензиата либо уполномоченное лицо с результатами проверки;
придерживаться установленных принципов, требований и порядка осуществления государственного контроля.
IV. Права и обязанности лицензиата
4.1. В ходе осуществления проверки лицензиат имеет право:
требовать от должностных лиц Органа лицензирования соблюдения требований законодательства Донецкой Народной Республики;
присутствовать во время осуществления проверки;
проверять наличие у должностных лиц Органа лицензирования служебного удостоверения и получать копию направления на проведение проверки;
предоставлять письменные пояснения и замечания по вопросам, которые возникают во время проведения проверки;
требовать неразглашения информации, которая является коммерческой тайной субъекта хозяйствования;
получать акты проверок для ознакомления и предоставлять в письменной форме свои пояснения, замечания или возражения к ним;
обжаловать в судебном порядке неправомерные действия и решения Органа лицензирования и его должностных лиц;
не допускать должностных лиц Органа лицензирования к осуществлению проверки, если:
нарушена периодичность ее проведения, не получено уведомление о проведении плановой проверки, должностное лицо Органа лицензирования не предоставило копию направления на проведение проверки и не предъявило служебное удостоверение.
4.2. Лицензиат обязан:
допускать должностных лиц Органа лицензирования к проведению проверки;
обеспечивать условия для проведения проверки;
предоставлять все необходимые для проведения проверки документы и их копии, пояснения, справки, образцы жидкого топлива из биомассы и другие материалы по вопросам проверки;
выполнять требования Органа лицензирования по вопросам устранения выявленных нарушений;
получить экземпляр акта проверки по результатам ее проведения.
V. Порядок проведения проверок
5.1. Для проведения проверки лицензиату либо уполномоченному лицу предъявляется направление на проведение проверки и служебные удостоверения должностных лиц Органа лицензирования. Одновременно лицензиату предоставляется копия направления на проведение соответствующей проверки.
5.2. Перед началом проверки должностные лица Органа лицензирования вносят запись в Контрольный журнал посещения субъекта хозяйствования с указанием в нем порядкового номера записи, наименования Органа лицензирования, фамилий и должностей уполномоченных на проведение проверки лиц, номера и даты направления на проведение проверки, цели и сроков проверки. Указанные сведения подтверждаются подписью уполномоченного лица Органа лицензирования.
5.3. Перечень вопросов для осуществления плановой проверки соблюдения лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом:
наличие у юридического лица, филиала юридического лица-нерезидента или физического лица – предпринимателя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, сооружений и объектов, технологического оборудования, средств измерения, необходимых для осуществления лицензионной деятельности;
наличие разрешений органов местного самоуправления на использование территории для осуществления торговли жидким топливом из биомассы и биогазом;
наличие разрешения на выполнение работ повышенной опасности;
наличие разрешения на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности;
наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и расчетного запаса специальных средств, необходимых для ликвидации пожаров;
наличие действительных актов метрологического обследования, подтверждающих проведение диагностирования (поверки) и полного технического освидетельствования оборудования и средств измерения;
наличие аттестованного (аккредитованного) подразделения (лаборатории), осуществляющего контроль качества жидкого топлива из биомассы и биогаза при их получении, или договора с организацией, которая имеет такое право в соответствии с действующим законодательством;
наличие на праве собственности или на ином законном основании производственной базы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования или договора с ремонтным предприятием;
уведомление Органа лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в документах, которые прилагались к заявлению о выдаче лицензии; в случае возникновения таких изменений лицензиат предоставляет в течение десяти рабочих дней в Орган лицензирования соответствующее сообщение в письменной форме вместе с документами и заверенными в установленном порядке копиями, которые подтверждают указанные изменения.
Для юридических лиц, филиалов юридических лиц-нерезидентов дополнительно:
наличие приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности;
наличие приказа о назначении должностного лица, ответственного за охрану труда на предприятии и прошедшего обучение по общим вопросам охраны труда, производственной санитарии, гигиены и противопожарной безопасности, с подтверждающими его квалификацию, профессиональное образование и (или) прохождение профессиональной подготовки документами;
наличие приказов о назначении должностных лиц, ответственных за техническое состояние и безопасную эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, за выполнение работ повышенной опасности, с подтверждающими их квалификацию документами;
наличие согласно штатному расписанию предприятия сотрудников, имеющих соответствующую квалификацию или профессиональное образование и допуски к работам повышенной опасности.
5.4. В ходе проверки субъекта хозяйственной деятельности Орган лицензирования проверяет:
соблюдение лицензиатом лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом согласно перечню вопросов, указанных в пункте 5.3. настоящего раздела;
выполнение распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, которые были выявлены во время предыдущей проверки;
наличие изменений, которые влекут переоформление лицензии;
наличие копии лицензии, которая подтверждает право объекта (филиала, подразделения), расположенного и функционирующего обособленно, на осуществление хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом на основании полученной лицензии;
своевременность переоформления лицензии;
достоверность данных, указанных в документах, предъявленных к проверке, и предоставленных субъектом хозяйственной деятельности для получения лицензии.
VI. Порядок оформления результатов проверки
6.1. По результатам проверки Органом лицензирования составляется акт (плановой, внеплановой) проверки соблюдения лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом (Приложения 4 к настоящему Порядку) (далее – акт проверки) в двух экземплярах.
В акте проверки определяется состояние выполнения лицензиатом лицензионных условий, а в случае невыполнения – подробное описание выявленных нарушений со ссылкой на конкретные пункты лицензионных условий, а также других нормативных правовых актов и нормативных документов, которые устанавливают требования к осуществлению хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом.
Запрещается вносить в акт проверки сведения о нарушениях, которые документально не подтверждены.
6.2. В последний день проверки оба экземпляра акта проверки подписываются уполномоченными лицами Органа лицензирования, которые осуществляли проверку, и предоставляется для ознакомления лицензиату либо уполномоченному лицу.
Лицензиат либо уполномоченное лицо имеет право предоставить письменные пояснения и изложить замечания по поводу содержания акта и проведения проверки. При этом на обоих экземплярах акта проверки перед подписью лицензиата или уполномоченного лица делается запись: «С возражениями».
После ознакомления один экземпляр акта проверки вручается лицензиату либо уполномоченному лицу. Об ознакомлении и получении акта проверки лицензиат либо уполномоченное лицо заверяет на втором экземпляре акта, который остается у Органа лицензирования, подписью, указывает дату, ставит оттиск печати (при наличии).
В случае отказа лицензиата либо уполномоченного лица от ознакомления и/или подписания акта проверки уполномоченные лица Органа лицензирования делают в акте соответствующую запись. В этом случае акт проверки не позднее следующего рабочего дня направляется лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении.
6.3. Орган лицензирования составляет акт об отказе лицензиата в проведении проверки в случае, если лицензиат либо уполномоченное лицо:
отказывает в доступе уполномоченным лицам Органа лицензирования на территорию фактического осуществления хозяйственной деятельности (к строениям, сооружениям и другим помещениям, которые используются лицензиатом для осуществления лицензионной деятельности);
отказывает в ознакомлении уполномоченным лицам Органа лицензирования с документами, непосредственно связанными с выполнением лицензиатом лицензионных условий, и в предоставлении копий;
отсутствует по месту проведения проверки.
6.4. Если во время проверки установлены недостоверные сведения в документах, которые были предоставлены субъектом хозяйствования для получения лицензии, Органом лицензирования составляется акт о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных субъектом хозяйствования для получения лицензии.
6.5. Если во время проверки установлен факт незаконной передачи лицензии или ее копии другому юридическому лицу, филиалу юридического лица-нерезидента или физическому лицу-предпринимателю для осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом, Органом лицензирования составляется акт об установлении факта незаконной передачи лицензии или ее копии другому юридическому лицу, филиалу юридического лица-нерезидента или физическому лицу-предпринимателю для осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом.
6.6. Органом лицензирования составляется акт о невозможности лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для осуществления хозяйственной деятельности по торговле жидким топливом из биомассы и биогазом, в случаях отсутствия необходимой материально-технической базы или отсутствия необходимых специалистов с соответствующим образованием и квалификацией.
6.7. В случае невыполнения лицензиатом распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий составляется акт о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий.
6.8. Если во время проверки выявлено, что лицензиат повторно допустил нарушения (совершенные на протяжении срока действия лицензии), Органом лицензирования составляется акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий.
6.9. В случае установления нарушений лицензионных условий (кроме нарушений, указанных в пунктах 6.3 – 6.8 настоящего раздела) Орган лицензирования издает распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий (далее – распоряжение) (Приложение 5 к настоящему Порядку) в двух экземплярах.
Один экземпляр распоряжения не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта проверки вручается лицензиату либо уполномоченному лицу для выполнения. Второй экземпляр с его подписью о согласии со сроками устранения нарушений остается у Органа лицензирования.
В случае отказа лицензиата либо уполномоченного лица от получения распоряжения Орган лицензирования направляет распоряжение лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении. Второй экземпляр распоряжения с квитанцией о почтовом отправлении сохраняется у Органа лицензирования.
6.10. Лицензиат, который получил распоряжение, обязан в установленный в распоряжении срок предоставить Органу лицензирования информацию об устранении нарушений.