watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство юстиции Донецкой Народной Республики

Дата документа: 10.02.2016

Номер документа: 99

Дата государственной регистрации: 25.02.2016

Регистрационный номер: 1030

Заголовок документа: Об утверждении Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований

Действие документа: Действующий

Классификатор: 190.020.090 - Иные виды деятельности органов юстиции

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства юстиции Донецкой Народной Республики http://minjust-dnr.ru/, 29.02.2016
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 29.02.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство юстиции
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

10.02.2016
№99
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1030
от   «25» февраля 2016  г.
Об утверждении Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований

(в ред. приказов Министерства юстиции ДНР от 11.01.2017 № 7, от 04.07.2018 № 346, от 02.10.2018 № 527, от 01.10.2019 № 871-ОД, от 10.02.2020 № 62-ОД, от 18.11.2020 № 1028-ОД, от 03.02.2022 № 106-ОД)

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона Донецкой Народной Республики «О судебно-экспертной деятельности», с целью обеспечения высокого уровня организации судебно-экспертной деятельности,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований.

2. Управлению по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой передать нормативный правовой акт для проведения государственной регистрации в Департамент регистрации нормативных правовых актов.

3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на директора Департамента организации и контроля государственных и юридических услуг Министерства юстиции Донецкой Народной Республики.

(пункт 3 Приказа в ред. приказа Министерства юстиции ДНР от 10.02.2020 № 62-ОД)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Настоящий приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.

НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1030
от   «25» февраля 2016  г.

Инструкция о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований

(в ред. приказов Министерства юстиции ДНР от 11.01.2017 № 7от 02.10.2018 № 527, от 10.02.2020 № 62-ОД, от 03.02.2022 № 106-ОД)

I. Общие положения

1.1. Инструкция о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований (далее – Инструкция) устанавливает условия и порядок организации производства судебных экспертиз и экспертных исследований судебными экспертами Республиканского центра судебных экспертиз при Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, судебными экспертами негосударственных судебно-экспертных учреждений (далее – судебно-экспертное учреждение), а также судебными экспертами, не являющимися сотрудниками этих судебно-экспертных учреждений (далее – эксперт).

1.2. Инструкцией определяются основные положения о правах, обязанностях и ответственности экспертов, о порядке оформления результатов судебных экспертиз (далее – экспертиза) и экспертных исследований в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О судебно-экспертной деятельности», процессуальным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими судебно-экспертную деятельность.

1.3. Основные виды (подвиды) экспертиз:

1.3.1. Криминалистические экспертизы: почерковедческая и автороведческая; техническая экспертиза документов; баллистическая; трасологическая; взрывотехническая; фототехническая, портретная; экспертиза голографических изображений; экспертиза видео-, звукозаписи; экспертиза материалов, веществ и изделий (лакокрасочных материалов и покрытий; полимерных материалов, пластмасс; волокнистых материалов; нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; стекла, керамики; наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; спиртосодержащих смесей; почв; металлов и сплавов; наличия вредных веществ в окружающей среде; веществ химических производств и специальных химических веществ; пищевых продуктов; сильнодействующих и ядовитых веществ; лекарственных средств); биологическая.

(подпункт 1.3.1 пункта 1.3 раздела I в ред. приказа Министерства юстиции ДНР от 02.10.2018 № 527)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3.2. В соответствии с частью второй статьи 11 и статьей 53 Закона Донецкой Народной Республики «О судебно-экспертной деятельности» исключительно государственными судебно-экспертными учреждениями проводятся следующие виды экспертиз: иммунологическая экспертиза; молекулярно-генетическая экспертиза; цитологическая экспертиза; экспертиза волос человека и животных; одорологическая экспертиза; экспертиза наркотических средств, психотропных веществ их аналогов и прекурсоров; экспертиза спиртосодержащих изделий и пищевых продуктов; экспертиза взрывчатых веществ и продуктов выстрела; экспертиза горюче-смазочных материалов; экспертиза специальных химических веществ; экспертиза лакокрасочных покрытий и полимерных материалов; экспертиза волокон и волокнистых материалов; экспертиза металлов и сплавов; экспертиза сильнодействующих, ядовитых лекарственных препаратов; экспертиза материалов документов; транспортно-трасологическая экспертиза; экспертиза технического состояния транспортных средств; взрывотехническая экспертиза; пожарно-техническая экспертиза; трасологическая экспертиза; дактилоскопическая экспертиза; баллистическая экспертиза; почерковедческая экспертиза; техническая экспертиза документов; экспертиза холодного оружия; фоноскопическая экспертиза.

1.3.3. Инженерно-технические экспертизы: инженерно-транспортная (автотехническая, транспортно-трасологическая); железнодорожно-транспортная; дорожно-техническая; строительно-техническая; оценочно-строительная; земельно-техническая; оценочно-земельная; экспертиза по вопросам землеустройства; пожарно-техническая; безопасности жизнедеятельности и охраны труда; горнотехническая; инженерно-экологическая; электротехническая; компьютерно-техническая; телекоммуникационная; дорожно-строительная. Наряду с указанными видами инженерно-технических экспертиз могут проводиться и другие их виды (подвиды), а также комплексные технические экспертизы и экспертные исследования с привлечением соответствующих специалистов в определенных областях знаний, в том числе авиационного и водного транспорта.

(подпункт 1.3.3 пункта 1.3 в ред. приказа Министерства юстиции ДНР от 10.02.2020 № 62-ОД)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3.4. Экономические экспертизы: бухгалтерского, налогового учета и отчетности; экономической деятельности предприятий и организаций; финансово-кредитных операций.

1.3.5. Товароведческие экспертизы: машин, оборудования, сырья, и потребительских товаров; автотовароведческая; транспортно-товароведческая.

1.3.6. Экспертизы в сфере интеллектуальной собственности: литературных и художественных произведений; фонограмм, видеограмм, программ (передач) организации вещания; изобретений и полезных моделей; промышленных образцов; сортов растений и пород животных; коммерческих (фирменных) наименований, торговых марок (знаков для товаров и услуг), географических указаний; топографий интегральных микросхем; коммерческой тайны (ноу-хау) и рационализаторских предложений; экономическая в сфере интеллектуальной собственности.

1.3.7. Искусствоведческие экспертизы.

1.3.8. Лингвистические экспертизы.

1.3.9. Экспертизы по комплексному исследованию транспортных средств и сопровождающих их документов.

(подпункты 1.3.8-1.3.9 раздела I введены приказом Министерства юстиции ДНР от 11.01.2017 № 7)

1.3.10. Экспертизы по комплексному исследованию документов, сопровождающих транспортные средства.

(подпункт 1.3.10 пункта 1.3 введен приказом Министерства юстиции ДНР от 10.02.2020 № 62-ОД)

1.4. В соответствии с процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики экспертизы подразделяются на: первичные, дополнительные, повторные, комиссионные и комплексные экспертизы.

1.4.1. Первичной является экспертиза в случае, если объект исследуется впервые.

1.4.2. Дополнительной является экспертиза, если для решения вопросов по объекту, который исследовался во время проведения первичной экспертизы, необходимо провести дополнительные исследования или исследовать дополнительные материалы (образцы для сравнительного исследования, исходные данные и т.п.), которые не были предоставлены эксперту при проведении первичной экспертизы. Дополнительная судебная экспертиза назначается в случае возникновении дополнительных вопросов в отношении ранее исследованных объектов, если это нельзя устранить иным способом, предусмотренным процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики. Дополнительная судебная экспертиза поручается тому же или другому эксперту (комиссии экспертов).

1.4.3. Повторной является экспертиза, во время проведения которой исследуются те же объекты и решаются те же вопросы, что и при проведении первичной (предыдущей) экспертизы (экспертиз). Повторная экспертиза назначается в связи с возникшими у органа (лица), назначившего экспертизу, обоснованными сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, основанными на наличии противоречий иным материалам дела, выводам других экспертных заключений, а также при наличии противоречий в заключении эксперта и в пояснениях этого же эксперта в судебном заседании. Кроме того, повторная экспертиза назначается в случае нарушения экспертом (комиссией экспертов) установленного процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики порядка проведения экспертизы. Производство повторной экспертизы поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).

1.4.4. Комиссионной является экспертиза, проводимая несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей. Комиссионный характер экспертизы определяется органом (лицом), ее назначившим, либо руководителем судебно-экспертного учреждения.

1.4.5. Комплексной является экспертиза, проводимая с применением специальных знаний различных областей науки, техники или других специальных знаний (различных направлений в пределах одной области знаний) для решения одной общей (интеграционной) задачи. К проведению таких экспертиз в случае необходимости привлекаются в качестве экспертов как специалисты судебно-экспертных учреждений, так и специалисты, не являющиеся сотрудниками судебно-экспертных учреждений. Комплексный характер экспертизы определяется органом (лицом), ее назначившим. Организация и производство комплексной экспертизы возлагаются на руководителя судебно-экспертного учреждения, либо на руководителей нескольких судебно-экспертных учреждений. Ведущее судебно-экспертное учреждение определяется органом (лицом), назначившим экспертизу.

(подпункт 1.4.5 пункта 1.4 в ред. приказа Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. Кроме экспертиз, определенных п. 1.3. настоящей Инструкции, эксперты могут выполнять экспертные исследования, требующие специальных знаний с использованием методов криминалистики и судебной экспертизы. Экспертные исследования проводятся по поручениям правоохранительных и иных органов, их должностных лиц, а также по заявлениям (обращениям) юридических и физических лиц. Результаты экспертных исследований излагаются в письменных заключениях экспертных исследований, в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и других нормативных правовых актов, регулирующих судебно-экспертную деятельность.

1.6. Основанием для проведения экспертизы является процессуальный документ о назначении экспертизы, предусмотренный процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики, составленный уполномоченным на то лицом (органом), с указанием его реквизитов, перечня вопросов, которые поставлены на рассмотрение эксперту, а также указанием объектов, подлежащих исследованию и т.д. (далее – документ о назначении экспертизы). Таким документом является постановление органа дознания, следователя, прокурора или суда, определение суда (далее – орган (лицо), назначивший экспертизу).

1.7. Основанием для проведения экспертного исследования является письменное обращение (заявление) юридического или физического лица, поручение правоохранительных органов о проведении экспертного исследования с обязательным указанием перечня вопросов, которые поставлены на рассмотрение эксперта, а также указанием объектов, подлежащих исследованию и т.д.

1.8. Проведение экспертиз (экспертных исследований), результатом которых может быть определение стоимости имущества, осуществляется экспертами с учетом особенностей, определенных законодательством Донецкой Народной Республики об оценочной деятельности в части методического регулирования оценки имущества.

1.9. Проведение экспертиз (экспертных исследований) должно базироваться на надлежащих методах исследования, соответствующих методиках проведения экспертиз, а также нормативных правовых актах и нормативных документах Донецкой Народной Республики, международных, межгосударственных, отраслевых и т.д. стандартах, технических условиях, правилах, нормах, положениях, инструкциях, рекомендациях, перечнях, научно-технической, справочной литературе, программных продуктах и пр., не противоречащих законодательству Донецкой Народной Республики.

1.10. Определение способа проведения экспертизы (экспертного исследования), выбор определенных методик, методов исследования относится к компетенции эксперта.

1.11. При проведении экспертиз (экспертных исследований) в судебно-экспертном учреждении организационное, материально-техническое обеспечение их выполнения, контроль за своевременным их выполнением и за соблюдением нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, регулирующих судебно-экспертную деятельность, возлагается на руководителя судебно-экспертного учреждения.

1.12. Полномочия, права и обязанности руководителя судебно-экспертного учреждения определяются Законом Донецкой Народной Республики «О судебно-экспертной деятельности».

1.13. Экспертизы (экспертные исследования), проводимые экспертами, не являющимися сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений Донецкой Народной Республики, осуществляются с учетом ограничений, предусмотренных статьями 11 и 53 Закона Донецкой Народной Республики «О судебно-экспертной деятельности».

1.14. В случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, органу (лицу), назначившему экспертизу или заказавшему проведение экспертного исследования, предоставляется счет на оплату расходов по проведению экспертизы или экспертного исследования.

1.15. Расходы, связанные с проведением экспертиз по гражданским и арбитражным делам (за исключением случаев их проведения за счет бюджетных средств, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики), возлагаются на стороны по делу и подлежат оплате до начала проведения экспертизы. По гражданским и арбитражным делам (за исключением случаев их проведения за счет бюджетных средств, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики), на стороны по делу возлагаются расходы, связанные с вызовом эксперта в суд для дачи показаний и разъяснений.

(пункт 1.15 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

1.16. Расходы, связанные с проведением экспертных исследований, возлагаются на заказчика исследования (за исключением экспертных исследований по инициативе правоохранительных органов, осуществляющих доследственную проверку материалов – с указанием номера регистрации КУСП и т.п.) и подлежат оплате до начала проведения экспертного исследования.

1.17. Отсутствие оплаты расходов по проведению экспертного исследования является основанием для возвращения материалов без производства экспертного исследования.

(пункт 1.17 в ред. приказа Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.18. Срок проведения экспертизы (экспертного исследования) определяется с учетом экспертной нагрузки эксперта, в зависимости от сложности исследования, в пределах:

1.18.1. 10 календарных дней – по материалам с небольшим количеством объектов и простых по характеру исследований;

1.18.2. 20 календарных дней – по материалам со средним количеством объектов или средней сложности по характеру исследований;

1.18.3. 30 календарных дней – по материалам с большим количеством объектов или сложных по характеру исследований;

1.18.4. более 30 календарных дней – по материалам с очень большим количеством объектов и / или вопросов, или особо сложных по характеру исследований (исследований с использованием криминалистического оборудования (лазерного, оптического, электронного), проведения экспериментальных исследований, применение нескольких методов), при этом срок выполнения не должен превышать 60 календарных дней.

1.19. В случае если экспертиза (экспертное исследование) не может быть выполнена в указанные сроки, продление срока ее производства осуществляется органом (лицом), назначившим экспертизу (экспертное исследование), по мотивированному ходатайству руководителя судебно-экспертного учреждения или эксперта, не являющегося сотрудником судебно-экспертного учреждения.

1.20. Срок производства экспертизы может быть продлен при наличии следующих оснований: экспертиза, является особо сложной; требует решения более десяти вопросов или решения вопросов, требующих нескольких исследований; на экспертизу представлено более пяти томов материалов дела; экспертиза является комплексной, либо возникает необходимость привлечения специалистов из других учреждений (в том числе судебно-медицинских), специалистов предприятий, организаций. В случае согласования более продолжительного срока производства экспертизы, она должна быть выполнена не позднее согласованного срока.

1.21. В случае отказа органа (лица), назначившего экспертизу (экспертное исследование), в согласовании предложенного срока ее проведения, материалы, поступившие на экспертизу (экспертное исследование), возвращаются без исполнения, с предложением назначить экспертизу (экспертное исследование) другим субъектам судебно-экспертной деятельности, определенным статьей 11 Закона Донецкой Народной Республики «О судебно-экспертной деятельности».

(пункт 1.21 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

1.22. Предварительное изучение материалов при проведении простых и средней сложности экспертиз (экспертных исследований) не должно превышать соответственно пяти и десяти рабочих дней; при сложных и особо сложных исследованиях – соответственно пятнадцати и двадцати рабочих дней.

1.23. Срок производства экспертизы исчисляется со дня принятия судебно-экспертным учреждением (экспертом) к производству документа о назначении экспертизы и объектов исследования, до дня передачи в канцелярию судебно-экспертного учреждения заключения эксперта и объектов, предоставленных на экспертизу.

1.24. Сроки производства экспертизы (экспертного исследования) приостанавливаются на период:

1.24.1. удовлетворения ходатайства о предоставления дополнительных материалов или получения ответа об отказе в удовлетворении ходатайства;

1.24.2. согласования сроков производства экспертизы (экспертного исследования) в случае невозможности ее (его) выполнения в предусмотренные настоящей Инструкцией сроки;

1.24.3. нахождения эксперта в служебной командировке в связи с выполнением другой экспертизы, в случае невозможности поручения ее выполнения другому эксперту;

1.24.4. временной нетрудоспособности эксперта в случае невозможности поручения выполнения экспертизы другому эксперту;

1.24.5. оплаты счета за проведение экспертного исследования.

(подпункт 1.24.5  пункта 1.24 в ред. приказа Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.25. Приостановление сроков производства экспертизы (экспертного исследования) по основаниям, не предусмотренным законодательством и настоящей Инструкцией, не допускается. Приостановление производства экспертизы в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики, производится до устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления, но не более чем на 30 календарных дней. Если обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства экспертизы, не будут устранены в течение указанного срока, в адрес органа (лица), назначившего экспертизу, направляется сообщение о невозможности дать заключение вместе с направленными на экспертизу материалами.

II. Права, обязанности и ответственность эксперта

2.1. Независимо от вида судопроизводства эксперт имеет право:

2.1.1. знакомиться с материалами дела, которые относятся к предмету экспертизы;

2.1.2. заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных материалов и образцов, о совершения других действий, связанных с проведением экспертизы;

2.1.3. с разрешения органа (лица), назначившего судебную экспертизу, присутствовать при проведении процессуальных действий, задавать вопросы участникам процесса, касающиеся предмета или объекта судебной экспертизы, и проводить отдельные исследования в их присутствии;

2.1.4. указывать в своем заключении на факты, выявленные в ходе проведения экспертизы, которые имеют значение для дела, но относительно которых ему не были поставлены вопросы, и на обстоятельства, которые способствовали или могли способствовать совершению правонарушения;

2.1.5. в случае несогласия с другими членами экспертной комиссии составлять отдельное заключение;

2.1.6. излагать письменно ответы на вопросы, которые ставятся ему при предоставлении разъяснений или показаний;

2.1.7. ходатайствовать перед руководителем судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

2.1.8. делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

2.1.9. обжаловать в установленном законодательством порядке действия и решения органа (лица), назначившего экспертизу, если они нарушают права эксперта или порядок проведения экспертизы;

2.1.10. на обеспечение безопасности при наличии соответствующих оснований.

2.2. Эксперт может оставить документ о назначении экспертизы без рассмотрения и возвратить предоставленные ему материалы органу (лицу), назначившему экспертизу, в следующих случаях:

2.2.1. неудовлетворения ходатайства эксперта о предоставлении дополнительных материалов и образцов;

2.2.2. отсутствия оплаты расходов по проведению экспертизы (экспертного исследования) в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

2.2.3. создания фактических препятствий либо необеспечения условий для исследования сторонами, участвующими в деле, в обследовании объекта.

(пункт 2.2 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

2.3. В указанных случаях материалы (объекты исследования), предоставленные на исследование, подлежат возврату с указанием мотивированных причин невозможности проведения экспертизы.

(пункт 2.3 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

2.4. Эксперт может составить сообщение о невозможности дать заключение, если предоставленных ему материалов недостаточно для ее проведения, а истребованные дополнительные материалы не предоставлены, или если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний.

(пункт 2.4 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

2.5. Сообщение о невозможности дать заключение должно быть мотивированным.

(пункт 2.5 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

2.6. Независимо от вида судопроизводства на эксперта возлагаются следующие обязанности:

2.6.1. заявить самоотвод при наличии предусмотренных процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики оснований;

2.6.2. принять к исполнению порученную ему экспертизу;

2.6.3. лично провести полное исследование предоставленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное письменное заключение по поставленным вопросам, а в случае необходимости разъяснить его;

2.6.4. составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение органу (лицу), назначившему экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы компетенции эксперта, или если объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении; если апробированные и утвержденные методики исследований не позволяют ответить на поставленные вопросы;

2.6.5. использовать при возможности неповреждающие методы исследования, а если исследование связано с полным или частичным уничтожением объекта экспертизы или изменением его свойств, эксперт должен получить на это разрешение от органа (лица), назначившего экспертизу;

2.6.6. не разглашать без разрешения органа (лица), назначившего экспертизу, сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы;

2.6.7. в случае вынесения постановления о прекращении проведения экспертизы эксперт обязан вернуть материалы дела и другие объекты, которые были предоставлены для проведения экспертизы.

2.7. Эксперту запрещается:

2.7.1. проводить экспертизу без письменного указания руководителя судебно-экспертного учреждения (его заместителя), руководителя структурного подразделения;

2.7.2. перепоручать проведение экспертизы другому лицу;

2.7.3. самостоятельно собирать материалы, которые подлежат исследованию, а также выбирать исходные данные для проведения экспертизы, если они отражены в предоставленных ему материалах неоднозначно;

2.7.4. решать вопросы, которые выходят за пределы специальных знаний эксперта;

2.7.5. вступать в непредусмотренные порядком проведения экспертизы контакты с лицами, если такие лица прямо или косвенно заинтересованы в результатах экспертизы и могут повлиять на ход проведения исследования;

2.7.6. сообщать кому-либо, кроме органа (лица), назначившего экспертизу, о ходе проведения экспертизы и ее результатах;

2.7.7. хранить материалы дел и объекты исследований вне служебного помещения;

2.7.8. проводить без письменного разрешения органа (лица), назначившего экспертизу, исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств (за исключением исследований, подразумевающих видоизменение объекта – отстрел патронов для признания их пригодными к стрельбе и т.п.).

2.8. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

2.9. За злостное уклонение без уважительных причин от явки в органы предварительного расследования или суда эксперт несет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

2.10. За допущенные нарушения при проведении экспертизы, не влекущие за собой уголовную или административную ответственность, эксперт может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

2.11. В случае нанесения при проведении экспертизы своими действиями имущественного ущерба, не связанного с процессом исследования, эксперт несет материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

III. Оформление материалов для проведения экспертиз (экспертных исследований)

3.1. Экспертиза проводится только после предоставления в судебно-экспертное учреждение (эксперту) органом (лицом), ее назначившим, материалов, оформленных в соответствии с требованиями процессуального законодательства Донецкой Народной Республики и настоящей Инструкции.

3.2. На экспертизу должны быть предоставлены документ о назначении экспертизы, объекты исследования, образцы для сравнительного исследования, материалы дела (при необходимости), а также документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые эксперту для проведения исследований и дачи заключения. Не допускается предоставление технических копий постановлений (определений) о назначении экспертиз.

3.3. В документе о назначении экспертизы указываются: место и дата вынесения постановления или определения; должность, звание и фамилия лица, назначившего экспертизу; наименование органа или учреждения; данные о деле, по которому назначена экспертиза (уголовное, гражданское, арбитражное, об административном правонарушении) и его номер; обстоятельства дела, имеющие значение для проведения экспертизы; основания для назначения экспертизы; фамилия эксперта или название судебно-экспертного учреждения, экспертам которого поручается проведение экспертизы; вопросы, которые выносятся на разрешение эксперту; перечень объектов, подлежащих исследованию (в том числе сравнительных образцов и других материалов, направленных эксперту или ссылки на такие перечни, содержащиеся в материалах дела); другие данные, имеющие значение для проведения экспертизы. При перечислении объектов, направляемых на экспертизу, необходимо указывать их точное наименование, количество, меру веса, серии и номера (для денежных знаков и других объектов высокой ценности или значимости), другие отличительные индивидуальные признаки. Если при проведении экспертизы объект исследования может быть поврежден или уничтожен, в документе о назначении экспертизы должно содержаться разрешение на его повреждение или уничтожение.

3.4. Ориентировочный перечень вопросов, которые могут быть поставлены при проведении соответствующего вида экспертизы, приведен в Научно-методических рекомендациях по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз и экспертных исследований, являющихся приложением 1 к настоящей Инструкции (далее – Рекомендации).

3.5. В случае участия эксперта в качестве специалиста при изъятии объектов, подлежащих исследованию, и отбора образцов, оформляется протокол в соответствии с требованиями процессуального законодательства Донецкой Народной Республики. В нем, кроме общих реквизитов такого рода документов, указывается, какие именно образцы были изъяты или отобраны, их количество, условия отбора или изъятия, а также другие обстоятельства, имеющие значение для решения поставленных вопросов. Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в изъятии объектов, отобрании образцов.

3.6. Объекты исследования направляются на экспертизу в упаковке, обеспечивающей их сохранность и отсутствие доступа к ним, и удостоверяются лицом, назначившим экспертизу, в предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики порядке. Вещественные доказательства и сравнительные образцы упаковываются отдельно.

3.7. Для отобрания образцов орган (лицо), назначивший экспертизу, может привлечь специалиста.

3.8. Если в материалах дела имеются данные об особенностях выявления, изъятия, хранения объекта исследования или о других обстоятельствах, которые могли повлиять на его свойства и признаки, об этом указывается в документе о назначении экспертизы и предоставляются заверенные надлежащим образом копии протоколов процессуальных действий в судебно-экспертное учреждение (эксперту).

3.9. Если объект исследования не может быть предоставлен эксперту, экспертиза может проводиться по фотоснимкам и другим копиями объекта, его описаниям и другим материалам, если это не противоречит методическим подходам к проведению соответствующих экспертиз. О проведении экспертизы по таким материалам указывается в документе о назначении экспертизы или письменно сообщается эксперту органом (лицом), назначившим экспертизу.

3.10. В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы в судебно-экспертное учреждение (эксперту), кроме материалов, указанных в п. 3.2 данного раздела, предоставляется также заключение эксперта либо сообщение о невозможности дать заключение предыдущей экспертизы со всеми приложениями (фототаблицы, экспериментальные материалы и т.п.), а также дополнительные материалы, касающиеся предмета экспертизы, которые были собраны после первичной экспертизы.

3.11. В документе о назначении дополнительной или повторной экспертизы обязательно указываются мотивы и основания ее назначения.

3.12. В документе о назначении комплексной экспертизы указываются ее название и судебно-экспертное (ые) учреждение (учреждения), экспертам которого (которых) поручено ее проведение, а в случае участия в ее проведении лица, не являющегося сотрудником судебно-экспертного учреждения – также фамилия, имя и отчество, образование, специальность, место работы, место регистрации этого лица, другие данные. Если проведение комплексной экспертизы поручено экспертам нескольких судебно-экспертных учреждений, в документе о назначении экспертизы указывается, какое из них является ведущим, то есть какое из них осуществляет организацию проведения экспертизы, в том числе координацию работы экспертов и связь с органом (лицом), назначившим экспертизу.

(пункт 3.12 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

3.13. Если проведение комплексной экспертизы поручено сотрудникам судебно-экспертного учреждения и эксперту, не являющемуся сотрудником такого учреждения, ведущим определяется судебно-экспертное учреждение.

(пункт 3.13 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

3.14. Документ о назначении комплексной экспертизы направляется в каждое из судебно-экспертных учреждений – соисполнителей, а также эксперту, не являющемуся сотрудником судебно-экспертного учреждения. Объекты исследования и материалы дела направляются ведущему судебно-экспертному учреждению.

(пункт 3.14 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

3.15. Если в документе о назначении комплексной экспертизы ведущее судебно-экспертное учреждение не определено, оно определяется по согласованию между руководителями этих учреждений, а если они не пришли к согласию, – то органом (лицом), назначившим комплексную экспертизу.

(пункт 3.15 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

3.16. Оформление материалов для назначения комиссионной экспертизы осуществляется по правилам, изложенным в пункте 3.12 данного раздела.

(пункт 3.16 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

3.17. Если необходимо провести экспертизу (экспертное исследование) на месте события или осмотр объекта по его местонахождению, орган (лицо), назначивший экспертизу (экспертное исследование), должен обеспечить прибытие эксперта, беспрепятственный доступ к объекту, надлежащие условия для его работы, а так же возвращение эксперта в судебно-экспертное учреждение, а в случае необходимости, обеспечить присутствие участников процесса или других лиц. В случае неявки лиц или их законных представителей, которые вызывались в определенное время на место события или осмотра объекта исследования, осмотр проводится без их участия, о чем отмечается в заключении эксперта.

(пункт 3.17 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

IV. Организация проведения экспертиз (экспертных исследований) и оформление их результатов

4.1. Руководитель судебно-экспертного учреждения рассматривает полученные материалы и поручает соответствующему структурному подразделению организовать проведение экспертизы (экспертного исследования), при этом он может непосредственно назначить эксперта или передать решение этих вопросов своему заместителю или руководителю структурного подразделения. Если в судебно-экспертном учреждении не проводятся определенные виды экспертиз или судебно-экспертное учреждение не располагает соответствующими специалистами или оборудованием, руководитель судебно-экспертного учреждения в трехдневный срок возвращает материалы, предоставленные на экспертизу, органу (лицу), назначившему экспертизу, с указанием причин неисполнения документа о назначении экспертизы.

4.2. В случае несоблюдения правил оформления материалов, направляемых на экспертизу, которое влечет за собой невозможность ее производства, руководитель судебно-экспертного учреждения (эксперт) в письменной форме сообщает об этом органу (лицу), назначившему экспертизу. Если орган (лицо), назначивший экспертизу, не принимает необходимых мер для устранения недостатков, руководитель судебно-экспертного учреждения (эксперт) по истечении 30 календарных дней со дня направления сообщения возвращает ему материалы без производства экспертизы.

4.3. Судебно-экспертное учреждение (эксперт) не несет ответственность за достоверность предоставленных ему на экспертизу объектов исследования, сравнительных материалов и иных сведений.

4.4. В случае если к одному документу о назначении экспертизы (экспертного исследования) прилагается большое количество объектов, руководитель судебно-экспертного учреждения, для оптимизации процесса исследования, может организовать проведение ряда раздельных экспертиз (экспертных исследований).

4.5. В случае если назначена первичная, дополнительная, повторная или комплексная экспертиза, однако по процессу исследования или предоставленным объектам она таковой не является, руководитель судебно-экспертного учреждения организовывает проведение соответствующей экспертизы, а во вступительной части заключения указываются мотивы изменения ее процессуального статуса.

(пункт 4.5 утратил силу – приказ Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

4.6. Если в одном документе о назначении экспертизы имеются вопросы, касающиеся различных видов экспертиз, не связанных между собой, руководитель судебно-экспертного учреждения определяет, какие вопросы подлежат разрешению в соответствующем подразделении и последовательность их решения.

4.7. Организуя выполнение комплексной экспертизы, руководитель судебно-экспертного учреждения поручает проведение исследований соответствующим подразделениям судебно-экспертного учреждения, определяет, какое из них является ведущим. Руководитель ведущего подразделения по согласованию с руководителями других подразделений формирует комиссию экспертов и назначает председателя экспертной комиссии.

4.8. Если комплексная экспертиза выполняется экспертами нескольких судебно-экспертных учреждений, комиссия экспертов формируется руководителем ведущего судебно-экспертного учреждения вместе с руководителями других судебно-экспертных учреждений – соисполнителей. Председатель комиссии назначается руководителем ведущего судебно-экспертного учреждения.

4.9. Эксперт, назначенный председателем комиссии, не имеет преимуществ перед другими соисполнителями при решении поставленных вопросов. Председатель комиссии выполняет лишь организационные функции, а именно:

4.9.1. созывает совещание экспертов, на котором знакомит их с документом о назначении экспертизы и материалами, которые поступили на экспертизу;

4.9.2. организовывает разработку совместной программы исследований, в том числе с определением последовательности и сроков выполнения отдельных исследований; в случае несогласования действий комиссии при проведении исследований или нарушения их последовательности сообщает об этом руководителю судебно-экспертного учреждения;

4.9.3. организовывает предварительное изучение исследуемых объектов членами комиссии;

4.9.4. осуществляет связь с руководителями судебно-экспертных учреждений (подразделений), сотрудники которых являются членами комиссии, контролирует сроки проведения отдельных исследований и координирует выполнение всей программы исследований;

4.9.5. руководит промежуточными и итоговыми совещаниями экспертов;

4.9.6. составляет проект заключения (сообщения о невозможности дать заключение) или поручает его составление одному из членов комиссии.

4.10. Если проведение комплексной экспертизы не может быть осуществлено силами экспертов данного судебно-экспертного учреждения, его руководитель сообщает об этом органу (лицу), назначившему экспертизу, и просит привлечь к проведению экспертизы эксперта соответствующей специальности. Привлечение такого эксперта производится с соблюдением требований процессуального законодательства Донецкой Народной Республики.

4.11. Если проведение комплексной экспертизы, назначенной разным судебно-экспертным учреждениям, одним из членов комиссии не начато в течение тридцати календарных дней, а без его результатов дальнейшее проведение исследований другими членами комиссии невозможно, руководитель ведущего судебно-экспертного учреждения сообщает об этом органу (лицу), назначившему экспертизу.

(пункт 4.11 в ред. приказа Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

(см. текст предыдущей редакции)

4.12. Организация проведения комиссионной экспертизы осуществляется по правилам, изложенным в пунктах 4.94.11 данного раздела.

4.13. Общий вывод комиссии экспертов подписывается экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов всех исследований и пришедшими к согласию. В случае возникновения разногласий между ними, составляется несколько заключений экспертов (по количеству точек зрения).

(пункт 4.13 в ред. приказа Министерства юстиции ДНР от 03.02.2022 № 106-ОД)

(см. текст предыдущей редакции)

4.14. Эксперт, являющийся сотрудником судебно-экспертного учреждения, приступает к производству экспертизы с момента получения письменного поручения руководителя судебно-экспертного учреждения вместе с документом о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

4.15. Если эксперт ходатайствует о предоставлении ему дополнительных материалов, но в течение 30 календарных дней не получает ответа, он письменно уведомляет орган (лицо), назначивший экспертизу, о невозможности дать заключение.

4.16. Если орган (лицо), назначивший экспертизу, обратился в судебно-экспертное учреждение о продлении сроков предоставления дополнительных материалов, руководитель судебно-экспертного учреждения может приостановить проведение экспертизы на срок до 30 календарных дней.

4.17. При обнаружении нарушения порядка оформления материалов предоставленных на экспертизу эксперт уведомляет об этом руководителя экспертного учреждения, который принимает меры, предусмотренные пунктом 4.2 данного раздела.

4.18. Эксперт проводит исследование предоставленных ему объектов и материалов, руководствуясь знаниями в соответствующей области, объективно и всесторонне, в полном объеме, с использованием современных достижений науки и техники, в строгом соответствии с требованиями процессуального законодательства Донецкой Народной Республики.

4.19. В случае нарушения упаковки предоставленных на экспертизу объектов структурным подразделением или лицом, ответственным за делопроизводство в судебно-экспертном учреждении, при приеме документов составляется акт соответствующей формы, а при несоответствии объектов описанию в документе о назначении экспертизы, о данном факте указывается во вводной части заключения эксперта.

4.20. При проведении экспертизы эксперт должен принимать меры по сохранению поступивших на экспертизу объектов, чтобы не допустить их уничтожения или повреждения. Если по характеру исследования сохранить объект невозможно, а в документе о назначении экспертизы отсутствует разрешение на повреждение (уничтожение) этого объекта, то на его повреждение или уничтожение должно быть получено письменное согласие органа (лица), назначившего экспертизу (за исключением исследований, подразумевающих в соответствии с общепринятыми методиками уничтожение или видоизменение объекта – отстрел боеприпасов, исследование контрольно-запирающих устройств и т.п.). В случае повреждения или уничтожения объекта в процессе исследования в заключение эксперта вносится соответствующая запись. Поврежденные во время исследования объекты или их остатки возвращаются органу (лицу), назначившему экспертизу.

4.21. Заключение эксперта (сообщение о невозможности дать заключение) рассматривается руководителем структурного подразделения и руководителем судебно-экспертного учреждения или его заместителем и направляется органу (лицу), назначившему экспертизу.

4.22. Если при ознакомлении с заключением эксперта будет установлено, что исследования проведены с несоблюдением или отклонением от методики, руководитель судебно-экспертного учреждения может перепоручить проведение экспертизы комиссии экспертов, в которую включается также эксперт, проводивший первую экспертизу.

4.23. Заключение эксперта (сообщение о невозможности дать заключение), которое дается вне судебно-экспертного учреждения (в судебном заседании, на месте происшествия), рассматривается руководителем судебно-экспертного учреждения или его заместителем после поступления материалов экспертизы (сообщения о невозможности дать заключение) в судебно-экспертное учреждение. О замечаниях, которые возникли у руководителя судебно-экспертного учреждения (его заместителя) после ознакомления с заключением эксперта (сообщением о невозможности дать заключение), он может сообщить органу (лицу), назначившему экспертизу.

4.24. В заключении эксперта обязательно указываются его реквизиты (наименование документа, дата и номер составления заключения, категория экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная), вид экспертизы (по отрасли знаний). Заключение эксперта состоит из трех частей: первая часть – вводная (вводная часть в заключении эксперта не озаглавливается), вторая часть – исследовательская («Исследование») и третья часть – заключительная («Выводы») (вторая и третья части обязательно озаглавливаются в заключении эксперта).

4.25. Во вводной части заключения эксперта указываются:

4.25.1. дата поступления постановления (определения) о назначении экспертизы;

4.25.2. наименование экспертного учреждения и / или фамилия, имя, отчество эксперта;

4.25.3. наименование документа о назначении экспертизы (постановление, определение), дата его составления, наименование органа и / или должность и фамилия лица, назначившего экспертизу;

4.25.4. данные о деле, по которому назначена экспертиза (уголовное, гражданское, арбитражное, об административном правонарушении, и т.д., номер дела, краткая фабула дела);

4.25.5. перечень объектов, подлежащих исследованию, и образцов (в случае поступления);

4.25.6. сведения о предоставленных материалах дела (в том числе вид (название) материалов (документов) и количество листов);

4.25.7. вид упаковки исследуемых объектов (вещественных доказательств) с указанием, в необходимых случаях, сведений о том, влиял ли способ упаковки на сохранность объектов и следов на них;

4.25.8. запись о соответствии материалов и объектов, поступивших на экспертизу, материалам, указанным в документе о назначении экспертизы;

4.25.9. перечень вопросов (дословно в формулировке документа о назначении экспертизы), поставленных на разрешение эксперту; если вопрос сформулирован неясно или его редакция не отвечает Рекомендациям, но содержание задания эксперту понятно, то после приведения вопроса в редакции документа о назначении экспертизы он может дать соответствующие разъяснения и изложить вопрос в редакции, соответствующей указанным Рекомендациям; если некоторые вопросы, содержащиеся в документе о назначении экспертизы, решались при проведении экспертиз различных видов, – сведения (судебно-экспертное учреждение, номер и дата заключения эксперта) об этих экспертизах; если вопросы, поставленные на разрешение эксперту, целесообразно решать в другом порядке, чем тот, который определен в документе о назначении экспертизы, – отмечается, в каком порядке будут решаться эти вопросы;

4.25.10. вопросы, решаемые экспертом в порядке экспертной инициативы;

4.25.11. данные об эксперте (экспертах): фамилия, имя и отчество, должность, класс судебного эксперта, научная степень и ученое звание, образование, экспертная специальность, стаж экспертной работы, дата и номер выдачи документа о присвоении квалификации судебного эксперта, кем выдан и срок действия;

4.25.12. предупреждение эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 362 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики;

4.25.13. дата направления ходатайства эксперта о предоставлении дополнительных материалов, дата поступления дополнительных материалов или сведений о результатах рассмотрения ходатайства;

4.25.14. обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения;

4.25.15. при проведении дополнительной или повторной экспертизы указываются сведения о первичной экспертизе (экспертизах) (фамилия эксперта, название судебно-экспертного учреждения или место работы эксперта, номер и дата заключения эксперта, содержание выводов первичной экспертизы (экспертиз)); содержание вопросов, которые были поставлены перед экспертом на дополнительное или повторное разрешение, а также мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы, указанные в документе о назначении экспертизы, если в нем такие мотивы отсутствуют, об этом делается соответствующая запись;

4.25.16. сведения о процессуальных основаниях и лицах, которые присутствовали во время проведения экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальный статус), с указанием этапов исследования, на которых они присутствовали;

4.25.17. нормативные акты, методики, рекомендованная научно-техническая и справочная литература, другие информационные источники, которые использовались экспертом при решении поставленных вопросов, оформленные по правилам библиографического описания.

4.26. В исследовательской части заключения эксперта («Исследование») описываются процесс исследования и его результаты, дается обоснование выводов.

4.27. Исследование должно содержать:

4.27.1. сведения о состоянии объектов исследования;

4.27.2. описание применённых методов исследования, полученные результаты;

4.27.3. ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые разъяснения к ним;

4.27.4. описание процесса применения инструментальных методов исследования и проведения экспертных экспериментов могут ограничиваться изложением конечных результатов. В указанных случаях графики, диаграммы, таблицы, материалы экспертных экспериментов должны храниться в наблюдательных экспертных производствах и по требованию органа (лица), назначившего экспертизу, могут предоставляться для ознакомления или для приобщения к делу.

4.28. В исследовательской части должны быть приведены обобщение и оценка проведенных исследований и полученных результатов в качестве оснований для формулирования соответствующих выводов.

4.29. При наличии в документе о назначении экспертизы вопросов, которые не относятся к предмету экспертизы или не входят в компетенцию эксперта, указываются причины, по которым эти вопросы не могут быть решены.

4.30. Обобщение и оценка результатов отдельных исследований, являющихся основанием для формулирования выводов, могут излагаться в синтезирующем разделе исследовательской части заключения эксперта.

4.31. В исследовательской части заключения эксперта при проведении повторной экспертизы указываются причины расхождений с выводами предыдущих экспертиз, если такие расхождения имели место.

4.32. В заключительной части заключения эксперта («Выводы») излагаются ответы на поставленные вопросы, которые могут быть сгруппированы или изложены в последовательности, определенной во вводной части заключения эксперта.

4.33. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано, по каким причинам невозможно его решить.

4.34. В случае, если заключительный вывод не может быть сформулирован в сжатой форме, без подробного описания результатов исследований, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускаются ссылки на результаты исследований, изложенных в исследовательской части заключения.

4.35. Заключение эксперта (экспертов) оформляется на бланке судебно-экспертного учреждения (эксперта) и подписывается экспертом (экспертами), проводившим (ими) экспертизу. Подписи заверяются оттиском печати судебно-экспертного учреждения (эксперта) на каждой странице текста выводов. Если к заключению эксперта прилагаются фототаблицы, чертежи, схемы, диаграммы и т.п., иллюстрирующие процесс исследования, они также подписываются экспертом (экспертами); подписи заверяются оттиском печати судебно-экспертного учреждения (эксперта).

4.36. Заключение экспертов при проведении комиссионной или комплексной экспертизы составляется по правилам, изложенным в пунктах 4.244.34 данного раздела, с учетом следующих особенностей:

4.36.1. во вводной части дополнительно указываются данные о председателе комиссии экспертов и сведения об экспертизах, результаты которых заданы органом (лицом), назначившим экспертизу, в качестве исходных данных;

4.36.2. исследования, проводимые отдельными экспертами, описываются в соответствующих разделах исследовательской части и подписываются этими экспертами с указанием их фамилий и инициалов;

4.36.3. обобщение и оценка результатов исследований фиксируются в синтезирующем разделе исследовательской части заключения.

4.37. При проведении первичной экспертизы заключение эксперта (экспертов) и приложения к нему составляются в двух экземплярах, один из которых направляется органу (лицу), назначившему экспертизу, а второй оформляется как наблюдательное экспертное производство и хранится в архиве судебно-экспертного учреждения (эксперта).

4.38. При проведении повторной экспертизы заключение и приложения к нему составляются:

4.38.1. в двух экземплярах – в случае если выводы повторной экспертизы полностью подтверждают выводы первичной (предыдущей) экспертизы. Первый экземпляр направляется органу (лицу), назначившему экспертизу, а второй экземпляр заключения оформляется, как наблюдательное экспертное производство, и хранится в архиве судебно-экспертного учреждения (эксперта), проводившего повторную экспертизу;

4.38.2. в трех экземплярах – в случае не подтверждения (полностью или частично) повторной экспертизой выводов первичной (предыдущей) экспертизы. Первый экземпляр направляется органу (лицу), назначившему экспертизу, второй оформляется как наблюдательное экспертное производство, и хранится в архиве судебно-экспертного учреждения (эксперта), проводившего повторную экспертизу, третий направляется в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для проведения анализа и обобщений.

4.39. На повторные экспертизы составляются контрольная карточка по форме, приведенной в приложении 2 к настоящей Инструкции, которая направляется в срок до 5 дней в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для проведения анализа и обобщений.

4.40. В случае не подтверждения выводов первичной (предыдущей) экспертизы, руководитель судебно-экспертного учреждения, в котором проводилась первичная (предыдущая) экспертиза, обязан в течение 10 дней с момента получения соответствующей информации об этом предоставить в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики информацию о проверке указанных фактов и принятых мерах.

4.41. При проведении экспертизы экспертами нескольких судебно-экспертных учреждений наблюдательные экспертные производства оформляются в количестве, соответствующем количеству судебно-экспертных учреждений, ее проводивших.

4.42. Заключение эксперта (экспертов) с приложениями направляется органу (лицу), назначившему экспертизу, руководителем судебно-экспертного учреждения (руководителем ведущего судебно-экспертного учреждения).

4.43. При проведении экспертизы в суде ее результаты оформляются по правилам, изложенным в пунктах 4.244.34 данного раздела, с учетом следующих особенностей:

4.43.1. если по вопросам, решаемым в ходе судебного разбирательства, экспертом проводилась экспертиза на предыдущих стадиях процесса, он имеет право сослаться на ее результаты;

4.43.2. заключение эксперта составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, один из которых передается суду, а второй вместе с документом о назначении экспертизы предоставляются экспертом в судебно-экспертное учреждение.

4.44. Сообщение о невозможности дать заключение состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной:

4.44.1. во вводной части излагаются сведения, приведенные в пункте 4.25 данного раздела;

4.44.2. в мотивировочной части излагаются причины, обусловившие невозможность предоставления заключения;

4.44.3. в заключительной части указывается о невозможности дать заключение.

4.45. Сообщение о невозможности дать заключение оформляется на бланке судебно-экспертного учреждения (эксперта), подписывается экспертом; подпись в заключительной части удостоверяется печатью судебно-экспертного учреждения (эксперта).

4.46. Сообщение о невозможности дать заключение составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется органу (лицу), назначившему экспертизу, а второй оформляется как наблюдательное экспертное производство и остается в архиве судебно-экспертного учреждения (эксперта).

4.47. Если такое сообщение составляется в ходе судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, один из которых передается суду, а второй вместе с документом о назначении экспертизы предоставляются экспертом в судебно-экспертное учреждение.

4.48. Если по одним вопросам эксперт может дать ответ, а по другим имеются основания для сообщения о невозможности дать заключение, составляется один документ – заключение эксперта.

4.49. Предметы и документы, которые были объектами исследования, подлежат возврату органу (лицу), назначившему экспертизу, вместе с заключением экспертизы или сообщением о невозможности дать заключение.

4.50. Крупногабаритные предметы и другие объекты, не подлежащие пересылке по почте (взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, драгоценные металлы и камни, огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы, сильнодействующие, ядовитые вещества и т.п.), получает лицо, назначившее экспертизу лично, или представитель по доверенности, выданной (органом) лицом, назначившим экспертизу, после предъявления документа, который удостоверяет его личность.

4.51. Не допускается выдача заключения эксперта, предметов и документов, бывших объектами исследования, и других материалов, предоставленных на экспертизу, по технической копии доверенности.

4.52. Экспертные исследования, которые проводятся не на основании постановления или определения органа (лица), имеющего право назначать экспертизу, не являются судебной экспертизой, хотя и требуют специальных знаний с использованием методов криминалистики и судебной экспертизы. Проведение такого экспертного исследования осуществляется на договорной основе за счет лица его заказавшего (за исключением, указанных в п. 1.16. настоящей Инструкции исследований, назначенных по инициативе правоохранительных органов, осуществляющих доследственную проверку материалов – с указанием номера регистрации КУСП и т.п.).

4.53. Экспертные исследования выполняются в порядке, предусмотренном для проведения экспертиз. Ход и результаты такого исследования излагаются в заключении экспертного исследования.

4.54. Заключение экспертного исследования составляется по структуре и содержанию заключения эксперта, за исключением:

4.54.1. во вступительной части заключения указывается, кто и когда обратился в судебно-экспертное учреждение или непосредственно к эксперту с поручением (заявлением, обращением) о проведении экспертного исследования;

4.54.2. исключаются данные, касающиеся ответственности лица, проводящего экспертное исследование, за дачу заведомо ложного заключения;

4.54.3. заключение экспертного исследования подписывается не судебным экспертом, а экспертом.

Руководитель управления по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
В.Е. Ткаченко