Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Государственный комитет по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики
Дата документа: 18.10.2019
Номер документа: 642
Дата государственной регистрации: 11.11.2019
Регистрационный номер: 3528
Заголовок документа: Об утверждении Требований к содержанию программ производственного экологического мониторинга и Порядка предоставления отчета о результатах осуществления производственного экологического мониторинга
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 110.010.040 - Мониторинг окружающей природной среды, 110.000.000 - Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Государственного комитета по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики http://gkecopoldnr.ru/, 13.11.2019
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 17
Государственный комитет по экологической политике и природным ресурсам при Главе
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3528
от «11» ноября 2019 г.
С целью охраны окружающей среды в зоне расположения юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, оказывающих на нее негативное воздействие, руководствуясь ст. 631 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране окружающей среды», подпунктами 4.1.10. и 4.1.23. пункта 4.1. Положения о Государственном комитете по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 23 января 2017 г. № 07 (с изменениями),
ПРИКАЗЫВАЮ
1. Утвердить Требования к содержанию программ производственного экологического мониторинга (прилагается).
2. Утвердить Порядок предоставления отчета о результатах осуществления производственного экологического мониторинга (прилагается).
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3528
от «11» ноября 2019 г.
- Требования к содержанию программ производственного экологического мониторинга
I. Общие требования к программам производственного экологического мониторинга
1.1. Производственный экологический мониторинг (далее – ПЭМ) осуществляется на основании Закона Донецкой Народной Республики «Об охране окружающей среды» и представляет собой мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.
1.2. Программы ПЭМ разрабатываются юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями (далее – субъекты), деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
1.3. Работы по организации и осуществлению ПЭМ субъекты выполняют за счет собственных средств.
1.4. Программы ПЭМ разрабатываются один раз на каждый наблюдаемый компонент природной среды в отдельности (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почво-грунты и т.д.) и корректируются в процессе их реализации на основании:
1) полученных данных по мониторингу состояния компонентов природной среды;
2) в случае изменений требований законодательства в области охраны окружающей среды, влияющего на условия реализации программы ПЭМ;
3) изменения характера и объёма оказываемого негативного воздействия (количества источников негативного воздействия, перечня загрязняющих веществ и др.);
4) изменения требований к объёму и качеству информации о результатах ПЭМ.
1.5. В течение 60 рабочих дней со дня наступления оснований, указанных в пункте 1.4. настоящих Требований к содержанию программ производственного экологического мониторинга (далее – Требований), субъект должен скорректировать программу ПЭМ и согласовать ее в соответствие с пунктом 1.6 настоящих Требований.
1.6. Программы ПЭМ подаются в орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, уполномоченным лицом субъекта на бумажном и электронном носителе для согласования.
1.7. Орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, в течение 30 календарных дней со дня получения программы ПЭМ проверяет ее на соответствие настоящим Требованиям. В случае, если программа ПЭМ не соответствует указанным требованиям, орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, уведомляет об этом субъекта и возвращает ему программу на доработку с указанием разделов, пунктов, абзацев программы, которые не соответствуют настоящим Требованиям.
1.8. Субъект обязан доработать программу ПЭМ и повторно направить органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере охраны окружающей среды, в течение 15 календарных дней после получения замечаний.
1.9. Рассмотрение доработанной программы ПЭМ осуществляется органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды в течение 10 календарных дней со дня ее повторного получения.
1.10. План-график наблюдений и карта-схема мест отбора проб, входящие в состав программы ПЭМ, согласовываются ежегодно до 1 февраля с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
II. Основные требования к содержанию разделов программ производственного экологического мониторинга
2.1. Программа содержит разделы: общие сведения о предприятии, цели и задачи, описание объекта, контролируемые параметры, расположение точек отбора проб и постов наблюдения при мониторинге компонентов окружающей среды, используемые методы наблюдения и инструментальных измерений, периодичность наблюдений и измерений, порядок сбора, хранения, анализа, оценки результатов наблюдений ПЭМ, повышение экологической эффективности плана мероприятий по охране окружающей среды, приложения.
2.1.1. Раздел «Общие сведения о предприятии» содержит наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) субъекта.
2.1.2. Разделом «Цели и задачи» описываются цели и задачи ПЭМ.
Целью ПЭМ является определение порядка сбора, систематизации и анализа информации о состоянии окружающей среды в районе расположения предприятия, об источниках и факторах воздействия, а также о допустимости таких изменений и нагрузок на среду в целом.
ПЭМ должна предусматривать решение таких задач как инструментальные наблюдения за источниками и факторами воздействия, оценка фактического состояния, прогноз воздействия, выявление аномалий состояния компонентов окружающей среды, вызванных производственной деятельностью предприятия.
2.1.3. В разделе «Описание объекта» указываются:
1) картографическое расположение и границы наблюдаемой территории;
2) природные и климатические условия в районе размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
3) сведения о фоновом состоянии окружающей среды до введения объекта в эксплуатацию (если таковые есть);
4) сведения о наличии факторов негативного воздействия на окружающую среду при нормальном режиме эксплуатации объектов (выбросы организованных и неорганизованных источников, сбросы сточных вод и т.д.) и в аварийных ситуациях;
5) перечень загрязняющих веществ, поступающих от работы предприятия в окружающую среду.
2.1.4. В разделе «Контролируемые параметры» указывается перечень контролируемых параметров (химические, физические и биологические показатели), которые определяют в зависимости от оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, с учетом установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
2.1.5. В разделе «Расположение точек отбора проб и постов наблюдения при мониторинге компонентов окружающей среды» приводится карта расположения мест отбора проб и постов наблюдения.
2.1.6. В разделе «Используемые методы наблюдения и инструментальных измерений» даются ссылки на нормативные правовые акты, которые применяются при мониторинге компонентов окружающей среды.
Мониторинг состояния атмосферного воздуха.
Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводится как в производственной зоне, так и на границах санитарно-защитной зоны и за ее пределами.
Мониторинг атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов, утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10 ноября 1986 г. N 3395; ГОСТ 17.2.1.01-76 Охрана природы. Атмосфера. Классификация выбросов по составу, утвержденный Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 марта 1976 г. N 725; ГОСТ 17.2.1.03-84 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения, утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 февраля 1984 г. N 587; ГОСТ 17.2.1.04-77 Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения, утвержденный Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 июня 1977 г. N 1611; РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы, который разработан и внесен Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и Министерством здравоохранения СССР 01.07.1991.
Мониторинг состояния поверхностных вод.
Порядок организации и проведения наблюдений за состоянием поверхностных вод определён ГОСТ 7.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков, утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 марта 1982 г. № 1115; КНД 211.1.106-2003 «Организация и осуществление наблюдений за загрязнением поверхностных вод (в системе Минэкоресурсов)»; Методические указания по принципам организации системы наблюдений и контроля за качеством воды водоемов и водотоков Госкомгидромета в рамках ОГСНК. Л.: Гидрометеоиздат, 1984; Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 24.12.2001 N 485, «Единое межведомственное руководство по организации и осуществлению государственного мониторинга вод».
Мониторинг состояния почв.
Наблюдения за уровнем загрязнения почв выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.4.02-84 «Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа», утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 декабря 1984 № 4731; ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб», утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.12.1983 № 6393; ГСанПиН 2.2.7.029-99 «Гигиенические требования обращения с промышленными отходами и определения их класса опасности для здоровья населения», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.07.1999 № 29.
Мониторинг состояния подземных вод.
Требования к программе производственного мониторинга подземных вод устанавливаются органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр в соответствии с пунктом 6 Порядка осуществления государственного мониторинга состояния недр Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 15 июня 2017 г. № 7-7.
Биологический мониторинг.
Качественные и количественные сведения о численности, особенностях распространения и местах обитания индикаторных, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу. Контроль, прогноз и оценку состояния биотической составляющей окружающей среды осуществляют на основе методов биоиндикации и биотестирования.
В методах инструментальных измерений содержатся сведения об аккредитации лаборатории, определяемых показателях, диапазонах их определения, а также соответствующие методики определений.
2.1.7. В разделе «Периодичность наблюдений и измерений» указывается план-график периодичности наблюдений за компонентами окружающей среды. План-график разрабатывается на основании нормативных правовых актов, указанных в пункте 2.1.6. настоящих Требований.
Периодичность наблюдений за состоянием объектов животного и растительного мира, а также используемые методики (научные подходы) определяются исходя из особенностей биологии объектов растительного и животного мира и оказываемых объектом видов воздействия на окружающую среду.
2.1.8. В разделе «Порядок сбора, хранения, анализа, оценки результатов наблюдений ПЭМ» приводится описание:
1) регистрации и обработки первичной информации (наблюдений и измерений);
2) методов обработки, анализа и оценки результатов наблюдений ПЭМ, подготовки прогноза изменений состояния и загрязнения окружающей среды;
3) способов документирования, хранения и доступа к результатам наблюдений ПЭМ и подготовленным на их основе прогнозам. Документирование, хранение и использование полученной информации о состоянии компонентов окружающей среды предполагает также обязательное использование ГИС-технологий (географические информационные системы, в основе которых лежит картирование исследуемых территорий) для создания интерактивных карт, что позволит создать единый информационный экологический портал Донецкой Народной Республики;
2.1.9. Раздел «Повышение экологической эффективности плана мероприятий по охране окружающей среды» содержит перечень мероприятий или планов мероприятий по охране окружающей среды, сроки их выполнения, периодичность контроля по их исполнению, достижению показателей и соблюдению графика поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду.
2.1.10. В разделе «Приложения» содержатся карты, карты-схемы расположения предприятия, места расположения источников загрязнения окружающей среды, места отбора проб, план-график наблюдений, копии свидетельства об аттестации химической лаборатории.
2.2. Программы ПЭМ оформляются титульным листом согласно приложению.
- Порядок предоставления отчета о результатах осуществления производственного экологического мониторинга
1. По результатам осуществления производственного экологического мониторинга (далее — ПЭМ) составляются ежегодный и квартальный отчет о результатах осуществления ПЭМ, которые подаются в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды.
2. Ежегодный и квартальный отчет составляется по результатам осуществления ПЭМ на каждый наблюдаемый компонент природной среды отдельно.
3. Ежегодный отчет предоставляется до 1 марта текущего года за предыдущий отчетный год. Квартальный отчет предоставляется в течение 10 рабочих дней после отчетного квартала.
4. Квартальный отчет должен включать следующие материалы:
1) схема размещения мест отбора проб с картографической привязкой (на интерактивной карте и карте формата PDF);
2) методика наблюдений, замеров, отбор проб и лабораторных исследований;
3) фактические данные результатов наблюдений.
5. Ежегодный и квартальный отчет подается в орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, уполномоченным лицом юридического лица или физического лица-предпринимателя (далее — субъект) на бумажном и электронном носителе.
6. Ежегодный и квартальный отчеты по результатам осуществления ПЭМ оформляются в двух экземплярах. Один экземпляр предоставляется на рассмотрение и согласование республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере охраны окружающей среды. После согласования второй экземпляр возвращается субъекту и хранится у него.
7. Республиканский орган исполнительной власти рассматривает и согласовывает отчет в течение 10 рабочих дней с момента его поступления. В случае несоответствия требованиям к содержанию программ ПЭМ отчет возвращается на доработку и после доработки указанных замечаний субъект повторно его подает на согласование в течение 10 рабочих дней с момента его возвращения.
8. Ежегодный отчет содержит следующие разделы:
2) Физико-географические условия работы (климат, рельеф, гидрография, почвенно-растительный покров);
В подразделе описывается обоснование выбора перечня показателей (химических элементов), для лабораторного определения которых производится отбор проб. Лабораторные исследования необходимо проводить в лабораториях, прошедших соответствующую аккредитацию в Донецкой Народной Республике. Обосновываются места размещения наблюдательных пунктов с описанием площадок отбора проб с картографической привязкой;
4) Оценка степени загрязнения окружающей среды.
Данный раздел содержит результаты обработки полевых и лабораторных исследований. В сводной таблице приводятся результаты лабораторных исследований, которые служат основой для различных расчетов и построения карт, в том числе интерактивных, схем, диаграмм, графиков, характеризующих степень и масштабы загрязнения окружающей среды. На картах, в том числе интерактивных, на схемах выделяются зоны, где превышены допустимые нормы изменения показателей состояния. Дается сравнение химического состава компонентов окружающей среды с фоновым химическим составом и с требованиями санитарных норм и правил.
Раздел сопровождается иллюстрациями – картами, схемами, диаграммами, графиками, таблицами, рисунками;
5) Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
В разделе приводятся сравнительные данные о показателях компонентов окружающей среды за отчетный период и предыдущие отчетные периоды;
Краткое обобщение результатов ПЭМ и рекомендации по мерам уменьшения или устранения влияния объекта на окружающую среду;
7) Планируемые и реализованные мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и восстановлению природной среды, в том числе за прошлые годы;
8) Список использованных материалов (литературы);
Форма 1. Результаты химического анализа почв (приложение 1);
Форма 2. Результаты химического анализа поверхностных вод (приложение 2);
Форма 3. Результаты химического анализа подземных вод (приложение 3);
Форма 4. Отчет о наблюдениях за состоянием атмосферного загрязнения в зоне влияния (приложение 4).
9. Титульные листы ежегодного и квартального отчетов по мониторингу необходимо выполнять в соответствии с примерами, представленными в приложениях к данному Порядку предоставления отчета о результатах осуществления производственного экологического мониторинга (приложения 5, 6).
После титульного листа должен следовать список исполнителей данного отчета, завизированный подписями.
[docx] Приложение к Требованиям к Приказу № 642
[docx] Приложение 1 к Порядку к Приказу № 642
[docx] Приложение 2 к Порядку к Приказу № 642
[docx] Приложение 3 к Порядку к Приказу № 642
[docx] Приложение 4 к Порядку к Приказу № 642
Изменяется на основании: Приказ №34 от 22.01.2020
Отменяется на основании: Приказ №554 от 07.10.2020
Начальная версия от 13.11.2019