Печать Перейти к текущей редакции

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Совет Министров Донецкой Народной Республики

Дата документа: 03.06.2015

Номер документа: 10-41

Заголовок документа: Об утверждении Порядка регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 020.030.100

Информация об опубликовании:

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

NULL
НПА ДНР

Совет Министров
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

03.06.2015
№10-41
Об утверждении Порядка регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики

(С изменениями, внесенными на основании Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 24.07.2015 № 14-24)

В целях реализации государственной политики в области продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики и государственного регулирования ценообразования и во исполнение распоряжения Совета Министров Донецкой Народной Республики от 14.04.2015 года № 8 «О мероприятиях по обеспечению государственного регулирования ценообразования на социально значимые товары и товары первой необходимости», Совет Министров Донецкой Народной Республики постановляет:

1. Утвердить Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики.

3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента опубликования.

Председатель Совета Министров
А.В. Захарченко
Совета Министров Донецкой Народной Республики № 10-41 от 03.06.2015

Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики

I. Общие положения

1.1. Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики (далее — Порядок) определяет основные принципы ценовой политики и регулирует отношения, возникающие в процессе формирования, установления и применения цен, а также осуществления республиканского контроля (надзора) и мониторинга в сфере ценообразования на территории Донецкой Народной Республики.

1.2. Порядок устанавливает регулирование ценовой политики.

1.3. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

1) СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ — все юридические лица и физические лица-предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики;

2) УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНЫ — утверждение (фиксация) уровня цены;

3) ПРЕДЕЛЬНАЯ ЦЕНА — максимально или минимально допустимый уровень цены, применяемой субъектом хозяйствования;

4) ПРЕДЕЛЬНАЯ НАДБАВКА — максимально допустимый уровень надбавки, применяемой субъектом хозяйствования;

5) ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ — информирование субъектом хозяйствования в установленном порядке Министерства экономического развития и Министерства доходов и сборов о намерениях установления и применения цены, отличной от текущей;

6) ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ — продажа (реализация) товара по установленной цене;

7) НОРМАТИВ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ — уровень прибыльности, определяемый субъектом хозяйствования при формировании цены. Предельный норматив рентабельности является его максимально допустимым уровнем, который должен учитываться субъектом хозяйствования при установлении цены товара;

8) ОПТОВАЯ НАДБАВКА — сумма прибыли и расходов субъекта хозяйствования, связанных с обращением товара и осуществляемых в процессе его продажи (реализации) при поступлении от производителя (поставщика). Предельная оптовая надбавка является максимально допустимым уровнем при установлении цены товара, который учитывается субъектом хозяйствования, осуществляющим оптовую торговлю;

9) ПРОДАЖА (РЕАЛИЗАЦИЯ) — хозяйственная операция, при которой осуществляется обмен товара на выраженный в денежной форме эквивалент или иной вид компенсации его стоимости;

10) ТОРГОВАЯ НАДБАВКА (НАЦЕНКА) — сумма расходов субъекта хозяйствования, связанных с обращением товара и осуществляемых в процессе его продажи (реализации) в розничной торговле, и прибыли. Предельная торговая надбавка (наценка) является ее максимально допустимым уровнем в розничной торговле;

11) ОПТОВО-ОТПУСКНАЯ ЦЕНА — цена, по которой производитель отпускает товар в оптовую или розничную торговлю;

12) РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА — цена, по которой субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю, продает товар розничным покупателям;

13) СЕБЕСТОИМОСТЬ — затраты (издержки) на производство товаров, выполнение работ или оказание услуг. Себестоимость включает расходы, непосредственно связанные с выпуском товаров, выполнением работ или оказанием услуг;

14) СВОБОДНАЯ ЦЕНА — цена, которая устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно на все товары, кроме тех, по которым осуществляется регулирование цен республикой;

15) РЕГУЛИРУЕМАЯ ИЛИ ФИКСИРОВАННАЯ ЦЕНА (ТАРИФ) — обязательная к применению субъектами хозяйствования цена (тариф), установленная органами республиканской власти Донецкой Народной Республики;

16) СРЕДНЯЯ МОНИТОРИНГОВАЯ ЦЕНА — средняя цена, которая установлена на рынке соответствующих товаров, работ, услуг на дату мониторинга цен отдельных производителей (поставщиков);

17) ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ (ТАРИФА) — механизм определения уровня цены товара или тарифа услуги;

18) ЦЕНА — выраженный в денежной форме эквивалент единицы товара;

19) ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — процесс формирования и установления цен;

20) ТОРГОВАЯ СЕТЬ — совокупность двух и более торговых объектов, находящихся под общим управлением, и использующихся под единым наименованием;

21) АПТЕЧНАЯ СЕТЬ — совокупность двух и более аптечных заведений (аптек), находящихся под общим управлением и использующих единое коммерческое наименование;

22) ТОВАРНЫЙ РЫНОК — сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров, работ или услуг и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с их реализацией;

23) ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК — рынок покупателей, приобретающих товары, работы или услуги для личного потребления;

24) КРУПНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ — совокупность пяти и более торговых объектов, находящихся под общим управлением, и использующихся под единым наименованием, а также гипермаркеты, имеющие необходимые торговые площади;

25) СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ (ПРОДУКТЫ, ИМЕЮЩИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ) — перечень продуктов питания, установленный органами республиканской власти, цены на которые регулируются путем ограничения предельных надбавок;

26) ТОВАРЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ — товары, производимые субъектами хозяйственной деятельности — юридическими и физическими лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и зарегистрированы в порядке, установленном действующим законодательством;

27) ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ — установленная таможенной службой в соответствии со ст.49 гл.1 раздела VIII «Таможенные платежи» Временного Положения о таможенной системе Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 № 1-23, стоимость товаров, которые перемещаются субъектами хозяйствования через таможенную границу Донецкой Народной Республики;

28) ТАРИФ — ставка или система ставок оплаты единицы работы, услуги;

29) ИМПОРТИРУЕМЫЕ ТОВАРЫ — товары, закупаемые субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности с ввозом этих товаров на территорию Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

II. Сфера действия Порядка

2.1. Действие настоящего Порядка распространяется на отношения, возникающие в процессе формирования, установления и применения цен (тарифов) между органами республиканской власти и субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность на территории Донецкой Народной Республики, а также проведения республиканского контроля (надзора) в сфере ценообразования.

2.2. Осуществление республиканского контроля (надзора) и регулирования цен (тарифов) вводится на следующие виды товаров:

1) лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, включая перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов;

2) продовольственные товары.

2.3. Формирование тарифов, обозначенных в настоящем пункте производится отраслевыми министерствами по согласованию с Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики:

1) табачная и алкогольная продукция;

2) жилищно-коммунальные услуги;

3) горюче-смазочные материалы;

4) транспортные перевозки пассажиров, грузов (включая железнодорожный транспорт);

5) услуги по передаче в аренду недвижимого имущества;

6) услуги связи.

III. Регулирование ценовой политики

3.1. В сферу регулирования ценовой политики входит хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории Донецкой Народной Республики субъектами хозяйствования.

3.2. Базой регулирования является рынок товаров, работ или услуг. Основой образования цен являются рыночные отношения, возникающие из спроса и предложения на товары, работы и услуги.

3.3. Основная цель деятельности республиканского регулирования в сфере ценообразования — это проведение сбалансированной ценовой политики, которая направлена на:

— ограничение негативного роста цен и тарифов в регулируемых отраслях;

— развитие отраслей-потребителей и динамику уровня жизни населения;

— создание и развитие инфраструктуры, необходимой для динамично развивающейся экономики республики.

3.4. Способы республиканского регулирования цен устанавливаются путем:

1) установления обязательных для применения фиксированных цен (тарифов), предельных цен и предельных надбавок;

2) внедрения процедуры декларирования изменения цен для производителей продукции.

Не допускается создание искусственного давления, нарушающего принципы рыночных отношений, и способствующего завышению спроса и ограничению предложения.

3.5. На органы республиканской власти, в соответствии с их полномочиями возлагается функция постоянного проведения мониторинга, анализа, контроля и исследования динамики цен (тарифов) на потребительском рынке, с дальнейшим установлением средних мониторинговых цен на регулируемые виды товаров, работ или услуг.

3.6. Субъекты хозяйствования по письменному запросу органов республиканской власти в соответствии с их полномочиями, в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса, обязаны предоставлять информацию, пояснения и подтверждающие документы по вопросам ценообразования.

IV. Республиканское управление и контроль (надзор) в сфере ценообразования

4.1. Республиканское регулирование цены вводится на товары, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, имеют существенное социальное значение, а также на товары, производимые субъектами, которые занимают доминирующее положение на рынке.

4.2. Цены, регулируемые республикой, должны быть экономически обоснованы, обеспечивать соответствие цены на товар расходам на его производство, продажу (реализацию) и прибыль от его продажи (реализации).

4.3. Изменение уровня цен, регулируемых республикой, осуществляется в порядке и сроки, определяемые республиканскими органами власти, в соответствии с их полномочиями.

4.4. Изменение уровня цен, регулируемых республикой, может осуществляться в связи с изменением условий производства и продажи (реализации) продукции.

4.5. Контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйствования политики ценообразования и выявлением необоснованного завышения цен на потребительском рынке возложен на республиканские органы власти, в соответствии с их полномочиями.

4.6. Контроль (надзор) в сфере ценообразования осуществляется путем проведения проверок, а также обязательного декларирования изменения цен для определенной категории производителей продукции.

V. Предельные надбавки при реализации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения

5.1. Республиканское регулирование цен на лекарственные препараты осуществляется путем установления предельных надбавок к фактическим оптово-отпускным ценам производителей или таможенной стоимости на лекарственные препараты (активные вещества), включенные Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики.

5.2. Требования к регулированию цен на лекарственные препараты.

5.2.1. Размер предельных надбавок от фактической оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости) для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих на территории Донецкой Народной Республики торговлю лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, определяется по следующему принципу:

Размер фактических оптово-отпускных цен (таможенной стоимости) Размер предельных оптовых надбавок, % Размер предельных торговых надбавок, % Максимальная предельная надбавка, %
до 50 гривен включительно 10 25 35
свыше 50 гривен до 500(включительно) 12 25 37
свыше 500 гривен 12 20 32

(таблица с изменениями, внесенными на основании Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 24.07.2015 № 14-24)

5.2.2. Размер предельных торговых надбавок для субъектов розничной торговли подлежит суммированию при условии наличия одного оптового закупщика и одного субъекта розничной торговли

5.2.3. В случае наличия ряда оптово-розничных посредников, окончательный суммированный размер надбавки у конечного реализатора не может превышать максимальный размер предельной надбавки, установленный для определенной ценовой категории лекарственных препаратов, не зависимо от количества посредников.

5.2.4. Общая сумма предельных надбавок для субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, приобретенных за бюджетные средства, не должна превышать 10 процентов от оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости).

5.3. Аптечные сети обязаны ежемесячно до 5 числа предоставлять в Министерство экономического развития и Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики информацию об уровне цен за предыдущий месяц на лекарственные препараты, включенные Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

VI. Предельные надбавки при реализации продовольственных товаров

6.1. Для контроля за реализацией продовольственных товаров, в оптовой и розничной торговле вводятся следующие ограничения предельных надбавок на социально-значимые продовольственные товары и детское питание:

6.1.1. По продуктам питания, указанным в перечне социально-значимых продовольственных товаров, предельные надбавки устанавливаются к оптово-отпускной цене производителя (таможенной стоимости) согласно приложения.

6.1.2. Предельная торговая надбавка от оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости) для социально значимых продовольственных товаров составляет 15% для товаров, производимых на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и 25% для импортируемых.

6.1.3. Предельная оптовая надбавка от оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости) для социально значимых продовольственных товаров составляет 10% для товаров, производимых на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и 15% для импортируемых.

6.2. Перечень товаров, которые имеют социальное значение, устанавливается Межведомственной комиссией по определению размеров надбавок на социально значимые товары и прочие товары первой необходимости в составе Министерства экономического развития, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной политики, Министерства агропромышленной политики и продовольствия, Министерства доходов и сборов и утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.

6.3. Размер установленной надбавки у конечного реализатора не может превышать максимально установленного размера надбавки для данного вида товаров не зависимо от количества посредников

6.4. Размер предельной оптовой надбавки на продовольственные товары, не входящие в перечень социально-значимых, составляет 25% от оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости), размер предельной торговой надбавки — 50% от оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости).

6.5. Крупные торговые сети обязаны ежемесячно до 5 числа предоставлять в Министерство экономического развития и Министерство доходов и сборов информацию об уровне цен за предыдущий месяц (в случае изменения цен с пояснительной запиской) на продовольственные товары, имеющие социальное значение.

6.6. Перечень продовольственных товаров, которые имеют социальное значение, и уровень надбавок (наценок), подлежит изменению и дополнению в зависимости от политической и экономической ситуации.

VII. Предельные цены на алкогольную и табачную продукцию

7.1. Установление цен на алкогольную и табачную продукцию для субъектов хозяйствования регулируется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

VIII. Предельные надбавки при реализации горюче-смазочных материалов

8.1. Регулирование цен на горюче-смазочные материалы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

IX. Фиксированные тарифы на транспортные перевозки грузов, пассажиров, багажа (включая железнодорожный транспорт)

9.1. Республиканское регулирование тарифов на транспортные перевозки грузов, пассажиров, багажа (включая железнодорожный транспорт) осуществляется путем установления обязательных к применению субъектами хозяйствования фиксированных тарифов.

9.2. Установление, изменение и утверждение фиксированных тарифов на транспортные перевозки грузов, пассажиров, багажа (включая железнодорожный транспорт) осуществляется уполномоченными органами республиканской власти и согласовывается с Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики не позднее, чем за 10 календарных дней до даты такого установления или изменения.

X. Плата за предоставление в аренду зданий, сооружений, помещений (площадей) нежилого фонда

10.1. Регулирование арендных отношений республиканского, муниципального и других форм собственности имущества, как целостных имущественных комплексов, так и отдельно стоящих зданий производственного и административного назначения, торговых центров, встроенных помещений и конструктивов осуществляется в соответствии с нормативными документами, принятыми органами республиканской власти, в соответствии с их полномочиями.

XI. Контроль за формированием и изменением оптово-отпускных цен производителей продовольственных товаров

11.1. Контроль за формированием и изменением оптово-отпускных цен производителей продовольственных товаров осуществляется путем декларирования оптово-отпускных цен субъектов хозяйствования — производителей продовольственных товаров и декларирования изменения таких цен.

11.2. Порядок осуществления декларирования данных субъектов хозяйствования утверждается отдельным нормативным правовым актом.

XII. Ответственность за нарушения в сфере ценообразования

12.1. За нарушение условий формирования, установления и применения цен (тарифов), регулируемых органами республиканской власти, к субъектам хозяйствования применяются следующие виды ответственности:

12.1.1. Завышение установленных или регулируемых надбавок (наценок), начисление непредусмотренных надбавок к ценам на товары (работы, услуги), на которые вводится республиканское регулирование, — влечет за собой наложение штрафа в размере 200 процентов от фактической стоимости партии товара (работ, услуг), но не менее:

— для субъектов хозяйствования — юридических лиц — 5000 гривен за каждый вид товара;

—  для физических лиц — предпринимателей — 2000 гривен за каждый вид товара.

12.1.2. Завышение цен и тарифов на товары (работы, услуги), которые оплачиваются за счет бюджетных средств — влечет за собой наложение штрафа в размере 6000 гривен за каждый вид товара.

12.1.3. Предоставление субъектом хозяйствования недостоверных сведений или непредоставление документов необходимых для подтверждения условий формирования, установления и применения цен (тарифов), влечет за собой наложение штрафа в размере:

— для субъектов хозяйствования — юридических лиц — 5000 гривен за каждый вид товара;

— для физических лиц — предпринимателей — 2000 гривен за каждый вид товара.

12.1.4. Непредоставление информации, касающейся установления и применения регулируемых цен и тарифов субъектами хозяйствования, а также другую информацию предусмотренную настоящим Порядком влечет за собой наложение штрафа в размере 5000 гривен.

XIII. Переходные положения

13.1. До принятия и опубликования законодательных актов Донецкой Народной Республики относительно формирования, установления и применения цен (тарифов), а также проведения республиканского контроля (надзора) в сфере ценообразования, действуют положения и нормы законодательных, правовых и инструктивных документов Украины, если они не противоречат действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

13.2. С целью проведения мониторинга цен субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с производством продукции, на которую введено республиканское регулирование, обязаны первично задекларировать уровень оптово-отпускных цен по состоянию на 1 июня 2015 года. В дальнейшем декларирование осуществляется только при изменении цен.

Декларация об уровне оптово-отпускных цен для производителя продукции, на которую введено республиканское регулирование, подается субъектами хозяйствования — производителями продукции в Министерство экономического развития и Министерство доходов и сборов по установленной форме единоразово в срок до 20 июля 2015 года.

13.3. Расчет и взыскание штрафов, которые применяются согласно раздела XII настоящего Порядка, могут производиться в рублевом эквиваленте согласно действующих нормативных правовых актов.

13.4. В настоящий Порядок могут вноситься дополнения и правки по мере изменения политической и экономической ситуации.

Данная ревизия документа не вносит изменения в приложения.