Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики
Дата документа: 05.04.2016
Номер документа: 244
Дата государственной регистрации: 21.04.2016
Регистрационный номер: 1164
Заголовок документа: Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению объективного контроля при обслуживании воздушного движения и производственной деятельности гражданской авиации Донецкой Народной Республики
Действие документа: Действующий
Классификатор: 090.070.050 - Воздушный транспорт, 200.130.050 - Обеспечение безопасности гражданской авиации
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1164
от «21» апреля 2016 г.
Во исполнение Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте», Закона Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики», на основании пункта 1.2., абзацев «а», «ж» подпункта 23 пункта 3.1. Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 г. № 40-8,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Инструкцию по организации и осуществлению объективного контроля при обслуживании воздушного движения и производственной деятельности гражданской авиации Донецкой Народной Республики.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра транспорта Кушнира А.И.
3. Отделу гражданской авиации обеспечить подачу настоящего приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики на государственную регистрацию.
4. Настоящий приказ вступает в законную силу с даты его подписания.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1164
от «21» апреля 2016 г.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
I. Общие положения
1.1. Инструкция по организации и осуществлению объективного контроля при обслуживании воздушного движения и производственной деятельности гражданской авиации Донецкой Народной Республики (далее ‒ Инструкция) разработана в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности полётов воздушных судов в гражданской авиации Донецкой Народной Республики, Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации.
1.2. Действие Инструкции распространяется на предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности, деятельность которых осуществляется в области гражданской авиации Донецкой Народной Республики (далее ‒ предприятия ГА), обеспечивающие техническую эксплуатацию наземных средств объективного контроля (далее ‒ НСОК).
1.3. Объективный контроль информации при обслуживании воздушного движения (далее ‒ ОВД) и производственной деятельности предприятий ГА используется с целью:
расследования авиационных происшествий, инцидентов;
расследования актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
рассмотрения претензий пользователей воздушного пространства;
анализа управления воздушного движения с учебно-тренировочной целью и оценивания уровня подготовки авиационного персонала;
контроля работы наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее – наземных средств РТО).
1.4. Автоматическая запись речевой, радиолокационной, плановой информации является средством объективного контроля работы технологического оборудования и должностных лиц предприятий ГА и должна вестись непрерывно в течение всего времени осуществления ОВД и производственной деятельности.
1.5. Организация и обеспечение объективного контроля на предприятиях ГА возлагается на руководителей этих предприятий, техническое обеспечение и качество выполнения объективного контроля информации ‒ на руководителей служб по технической эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее ‒ служб ЭРТОС) этих предприятий.
1.6. В настоящей Инструкции термины употребляются в следующем значении:
авиационная воздушная (подвижная) электросвязь – средства и линии электросвязи авиационной подвижной службы;
авиационная наземная (фиксированная) электросвязь – авиационная электросвязь, которая использует средства электросвязи гражданской авиации, технические средства автоматизированной системы электросвязи республики и международные сети электросвязи;
авиационная подвижная служба – служба связи между авиационными станциями и бортовыми станциями или между бортовыми станциями, в которую могут входить станции спасательных средств, а также станции радиомаяков-индикаторов места бедствия, работающие на частотах, назначенных для сообщений о бедствии и аварийных сообщений;
авиационная радиосвязь – вид электросвязи, осуществляемый при помощи электромагнитных колебаний в отведенном для гражданской авиации диапазоне радиочастот и предназначенный для авиационной фиксированной и авиационной подвижной служб;
авиационная фиксированная служба – служба электросвязи между определенными фиксированными пунктами, предназначенная главным образом для обеспечения безопасности аэронавигации, а также регулярности, эффективности и экономичности воздушных сообщений;
авиационная электросвязь – электросвязь, предназначенная для любых авиационных потребностей;
авиационное происшествие — событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда любое лицо поднимается на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту, покинули воздушное судно, и во время которого любое лицо получает телесные повреждения со смертельным исходом или серьезные телесные повреждения или воздушное судно получает повреждения или разрушения конструкции. Авиационные происшествия делятся на катастрофы, аварии, серьезные инциденты и инциденты;
внутриаэропортовая электросвязь – авиационная электросвязь, которая использует средства авиационной наземной электросвязи для обеспечения оперативного руководства производственной деятельностью предприятий ГА и взаимодействия органов ОВД;
воспроизведение информации ‒ процесс получения записанной информации с сигналограммы в начальной форме;
Всемирное координированное время ‒ практическая атомная шкала (стандарт времени), отсчитывающая время по Гринвичскому меридиану;
диспетчерский орган подхода ‒ орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания контролируемых полетов воздушных судов, прибывающих на один или несколько аэродромов или вылетающих с них;
диспетчерское обслуживание воздушного движения (управление воздушного движения) ‒ обслуживание, осуществляемое с целью предотвращения столкновения воздушных судов между собой и с другими препятствиями в плоскости маневрирования, ускорения и регулирования воздушного движения;
запись информации ‒ процесс преобразования сигналов информации в пространственное изменение физических характеристик или формы носителя записи с целью сохранения и последующего воспроизведения записанной информации;
инцидент ‒ событие, кроме авиационного происшествия, которое связанно с эксплуатацией воздушного судна и влияет или может повлиять на уровень безопасности его эксплуатации;
канал авиационной электросвязи ‒ совокупность технических устройств и среды распространения электрических сигналов, обеспечивающих передачу информации от отправителя к получателю;
копирование записанных сигналов ‒ процесс одновременного получения одного или нескольких экземпляров всей сигналограммы или ее части;
магнитный диск ‒ носитель магнитной записи в форме диска;
метеорологическое вещание ‒ регулярная радиовещательная передача метеорологической информации для воздушных судов, находящихся в полете;
наземные средства объективного контроля ‒ технические средства обеспечения технологического процесса регистрации информации определенного типа в реальном времени и ее воспроизведения;
носитель записи ‒ физическое тело, используемое при записи для сохранения в нем или на его поверхности сигналов информации;
обслуживание воздушного движения ‒ обеспечение полетно-информационного обслуживания, аварийного обслуживания, диспетчерского обслуживания воздушного движения (районного диспетчерского обслуживания, диспетчерского обслуживания подхода или аэродромного диспетчерского обслуживания);
объективный контроль ‒ технологический процесс регистрации информации определенного вида в реальном времени и ее воспроизведения с помощью специальных технических средств при осуществлении авиационной деятельности;
орган обслуживания воздушного движения ‒ орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, центр полетной информации или пункт сбора сообщений, касающихся обслуживания воздушного движения;
передача данных (каналами авиационной электросвязи) – вид авиационной электросвязи с целью передачи данных по назначению;
радиовещание (в системе авиационной электросвязи) ‒ передача информации, которая не адресуется конкретной авиационной станции или станциям;
радиотелефонная связь ‒ телефонная электросвязь, осуществляемая с помощью радиоволн;
расследование авиационного происшествия ‒ сбор и анализ информации, подготовка выводов, установление причин и (или) сопутствующих факторов и разработка рекомендаций по обеспечению безопасности авиации с целью предотвращения авиационных происшествий;
сигналограмма ‒ носитель записи, включающий сигналы записанной информации;
стирание информации ‒ уничтожение записанных сигналов на сигналограмме;
служба автоматической передачи информации в районе аэродрома ‒ автоматическое предоставление (круглосуточно или в определенное время суток) текущей установленной информации для прибывающих и вылетающих воздушных судов;
служба по технической эксплуатации наземных средств радиотехнического оборудования и авиационной электросвязи – структурное подразделение предприятия гражданской авиации, которое выполняет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение регулярности и безопасности полетов воздушных судов, обслуживание воздушного движения и обеспечение производственной деятельности предприятия с использованием наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;
станция авиационной электросвязи ‒ станция службы авиационной электросвязи;
твердый магнитный диск ‒ магнитный диск, основа которого сделана из твердого (жесткого) материала;
электросвязь – любая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам;
электросвязь по линии передачи данных ‒ вид электросвязи, предназначенный для обмена сообщениями по линии передачи данных;
электросвязь «пилот-диспетчер» по линии передачи данных ‒ средство связи между диспетчером и пилотом в целях управления воздушным движением с использованием линии передачи данных.
1.7. В настоящей Инструкции используются следующие сокращения:
АС УВД ‒ автоматизированная система управления воздушным движением;
ВС ‒ воздушное судно;
ВЧ ‒ высокие частоты;
ГА ‒ гражданская авиация;
НСОК ‒ наземные средства объективного контроля;
ОВД ‒ обслуживание воздушного движения;
ОВЧ ‒ очень высокие частоты;
РЛИ ‒ радиолокационная информация;
РЛС ‒ радиолокационная станция;
РТО ‒ радиотехническое обеспечение;
ТМД ‒ твердый магнитный диск;
УВД ‒ управление воздушным движением;
ЭД ‒ эксплуатационная документация;
ЭРТОС – эксплуатация наземных средств радиотехнического оборудования и авиационной электросвязи;
ADS ‒ автоматическое зависимое наблюдение;
ATIS ‒ служба автоматической передачи аэронавигационной информации в районе аэродрома;
UTC ‒ Всемирное координированное время;
VOLMET ‒ метеорологическая информация для воздушных судов, находящихся в полете.
II. Требования к организации и осуществлению объективного контроля при ОВД и производственной деятельности предприятия ГА
2.1. НСОК обеспечивают автоматическую запись:
обмена информацией во время диспетчерского ОВД во время использования двусторонней радиотелефонной связи «пилот-диспетчер» или электросвязи по линии передачи данных;
обмена информацией с помощью средств прямой речевой электросвязи или электросвязи по линии передачи данных между органами ОВД, а также между органами ОВД и соответствующими военными органами;
обмена информацией с помощью средств прямой речевой электросвязи или электросвязи по линии передачи данных между органами ОВД и другими органами, которые обеспечивают обслуживание в пределах их ответственности, а именно:
1) с метеорологическим органом, который обслуживает данные органы ОВД;
2) со станцией авиационной электросвязи, обслуживающей данные органы ОВД;
3) с соответствующими организациями эксплуатантов;
4) с Координационным центром поиска и спасания или любой другой соответствующей аварийно-спасательной службой (в том числе ‒ службой скорой медицинской помощи, противопожарной службой);
обмена информацией в сети внутриаэропортовой электросвязи по управлению движением транспортных средств на аэродроме;
данных ввода (вывода) на рабочие места (с рабочих мест) диспетчеров управления воздушным движением (далее – УВД) и инженерно-технического персонала автоматизированной системы управления воздушным движением (далее – АС УВД);
обмена информацией с помощью средств прямой речевой электросвязи или электросвязи по линии передачи данных между районными диспетчерскими центрами, обеспечивающими обслуживание смежных диспетчерских районов с использованием радиолокационных данных или данных автоматического зависимого наблюдения (далее – ADS);
данных наблюдения от первичных и вторичных радиолокационных станций (далее – РЛС), или средств ADS, используемых во время ОВД.
2.2. Автоматические записи необходимо хранить в течение срока не менее 30 суток. Если после расследования авиационных происшествий и инцидентов в записях больше нет необходимости, решение об их дальнейшем хранении принимается председателем комиссии по расследованию данных событий.
2.3. Перечень каналов авиационной электросвязи, подлежащих автоматической записи (приложение 1 к настоящей Инструкции), определяется и утверждается руководителем предприятия ГА.
2.4. Организация технической эксплуатации, контроль технического состояния и соблюдение необходимого уровня надежности работы НСОК проводится в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по технической эксплуатации наземных средств РТО и эксплуатационной документации на эти средства.
2.5. В предприятиях ГА разрабатывается порядок проведения проверок наличия и качества записи информации, точности текущего времени и при необходимости его корректировки (используется Всемирное координированное время (UTC)). Периодичность проведения проверок должна соответствовать конкретным условиям авиационной деятельности, при этом проверки должны проводиться не реже одного раза в сутки.
2.6. О проведенной проверке делается запись в Журнале проверки качества записи информации и сигналов текущего времени по образцу, приведенному в приложении 2 к настоящей Инструкции.
III. Порядок организации и ведения автоматической записи
3.1. Порядок организации и ведения цифровой записи речевой информации.
3.1.1. Аппаратура цифровой записи речевой информации в предприятиях ГА устанавливается в соответствии с требованиями эксплуатационной документации (ЭД) на нее.
3.1.2. За каждым каналом авиационной электросвязи, который подлежит записи, закрепляется канал автоматической записи, которому присваиваются краткое название и номер.
3.1.3. На каждом устройстве цифровой записи должны быть установлены таблички с перечнем каналов записи и названием соответствующих каналов электросвязи.
3.1.4. Запись информации должна проводиться с места непосредственной коммутации каналов, подлежащих автоматической записи, на рабочие места с использованием оборудования, которое исключает снижение качества работы канала авиационной электросвязи.
3.1.5. Аппаратура цифровой записи речевой информации должна быть соединена и синхронизована с внешним источником текущего времени.
Если аппаратура не соединена с внешним источником текущего времени, то корректировка времени производится вручную с записью в журнале проверки качества записи информации и сигналов текущего времени.
3.1.6. Запись и накопление информации производится на твердый магнитный диск (далее – ТМД).
3.1.7. Речевая информация переносится на съемный носитель по заявке лица, имеющего на это право, с записью в Журнале учета прослушивания записанной информации (приложение 3 к настоящей Инструкции). Дальнейшее использование носителей информации осуществляется в соответствии с разделом IV настоящей Инструкции.
3.1.8. Конструкцией аппаратуры цифровой записи речевой информации должно быть предусмотрено полное воспроизведение информации, размещенной на ТМД, при переносе ее на съемные носители.
3.1.9. Запись речевой информации проводится одновременно на основной и резервный комплекты устройств автоматической записи.
3.2. Порядок организации и осуществления объективного контроля в АС УВД.
3.2.1. Запись информации в АС УВД осуществляется на оборудовании документирования информации о воздушном движении, которая входит в подсистемы объективного контроля АС УВД.
3.2.2. Виды и объем информации для записи определяются техническим заданием на тип АС УВД с учетом требований настоящей Инструкции.
3.2.3. Запись и накопление информации проводятся на ТМД.
3.2.4. Информация переносится на съемный носитель или передается по локальной вычислительной сети по заявке лица, которое имеет на это право, с записью в Журнале учета съемных носителей информации АС УВД по образцу, приведенному в приложении 4 к настоящей Инструкции. Дальнейшее использование носителей производится в соответствии с требованиями раздела IV настоящей Инструкции.
3.2.5. Конструкцией аппаратуры документирования информации подсистемы объективного контроля АС УВД должно быть предусмотрено полное воспроизведение информации, размещенной на ТМД, при переносе ее на съемные носители.
IV. Порядок хранения и использования съемных носителей
4.1. Съемные носители должны храниться в специальных запираемых металлических шкафах, что предотвращает проникновение посторонних лиц, электромагнитного излучения и прямых солнечных лучей. В шкафах должен обеспечиваться микроклимат в соответствии с рекомендациями производителей для каждого типа носителей, что предотвращает их порчу.
4.2. Кроме металлических шкафов в помещении, где хранятся носители, должны быть специальные футляры (боксы) для размещения отдельных съемных носителей с устройствами для опечатывания.
В случае проведения расследований авиационных происшествий и инцидентов съемный носитель изымается только по распоряжению руководителя предприятия ГА и в присутствии представителей органа ОВД и службы ЭРТОС укладывается в футляр (бокс), опечатывается и передается на хранение в специально предназначенное место, определенное руководителем предприятия ГА.
При наличии аппаратуры документирования с буферными накопителями на ТМД, изъятие буферного ТМД не допускается. Информация, относящаяся к расследуемому событию, копируется на съемный носитель, который изымается и используется в дальнейшем расследовании.
4.3. За сохранность съемных носителей с записью информации в случае авиационных происшествий, инцидентов отвечает руководитель предприятия ГА до момента передачи председателю комиссии по расследованию. Срок хранения изъятого съемного носителя определяется комиссией по расследованию.
4.4. Вскрывать опечатанный футляр, просматривать и прослушивать записанную информацию, копировать информацию на другие носители допускается только по разрешению председателя комиссии, назначенной для проведения расследования авиационных происшествий, инцидентов.
4.5. Для просмотра и прослушивания записанной информации с целью анализа допущенных ошибок при управлении воздушным движением или для осуществления контроля качества работы каналов авиационной электросвязи и объектов РТО съемные носители выдаются только должностным лицам в соответствии со списком, утвержденным руководителем предприятия ГА.
Съемный носитель должен быть возвращен не позднее 24 часов до срока его очередной установки в работу.
4.6. Выдача съемных носителей проводится с записью в Журнале учета съемных носителей информации АС УВД (приложение 4 к настоящей Инструкции). Должностное лицо, получившее съемный носитель, отвечает за его сохранность и сохранность информации на нем.
4.7. Просмотр и прослушивание записанной информации должны проводиться на предназначенном для этого оборудовании. Должны быть предусмотрены меры по предупреждению стирания записанной информации.
Должностные лица, осуществляющие просмотр и прослушивание записанной информации, должны уметь пользоваться аппаратурой воспроизведения.
4.8. В ходе расследования авиационных происшествий, инцидентов техническое обеспечение просмотра и прослушивания записанной информации должно проводиться техническим персоналом службы ЭРТОС, который обслуживает аппаратуру автоматической записи и воспроизведения информации.
[docx] Приложение 1 к Инструкции к Приказу № 244
[docx] Приложение 2 к Инструкции к Приказу № 244
Нет связей.