watermark
Печать

Вид документа: Закон

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики

Дата документа: 29.09.2023

Номер документа: 3-РЗ

Заголовок документа: О статусе депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики

Действие документа: Действующий

Классификатор: 010.180.000 - Статус депутата, 010.180.020 - Статус депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики http://dnrsovet.su, 29.09.2023

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 48

watermark
НПА ДНР

Народный Совет
Донецкой Народной Республики

 

Закон

29.09.2023
№3-РЗ
О статусе депутата Народного Совета Донецкой Народной Республики

Принят Постановлением Народного Совета 29 сентября 2023 года

(в ред. Законов ДНР от 26.02.2024 № 56-РЗ, от 28.03.2024 № 67-РЗ)

Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатской деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Депутат Народного Совета Донецкой Народной Республики

1. Депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – депутат) избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Донецкой Народной Республики и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

2. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с федеральным законом, Конституцией Донецкой Народной Республики и законом Донецкой Народной Республики пассивным избирательным правом.

3. В ходе осуществления депутатской деятельности депутат взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными организациями, руководителями организаций, а также со средствами массовой информации.

Статья 2. Статус депутата

1. Статус депутата, срок его полномочий регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом и иными законами Донецкой Народной Республики.

2. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защиты прав, чести и достоинства.

3. Гарантии деятельности депутата устанавливаются Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, иными законами Донецкой Народной Республики.

4. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Донецкой Народной Республики, законами Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

5. Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.

Статья 3. Срок полномочий депутата

1. Срок полномочий депутата одного созыва составляет пять лет.

2. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – Народный Совет) нового созыва.

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата

1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

2. Решение Народного Совета о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается не позднее чем через тридцать дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий либо со дня, когда Народному Совету стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Народного Совета, – не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания.

3. Досрочное прекращение полномочий депутата оформляется постановлением Народного Совета, в котором определяется конкретный день прекращения полномочий депутата.

4. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и законом Донецкой Народной Республики о выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики.

Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата

1. Депутат имеет удостоверение, подтверждающее его полномочия, и нагрудный знак депутата, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

2. Удостоверение депутата является документом, дающим ему право при осуществлении депутатских полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти Донецкой Народной Республики, иные государственные органы Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления в Донецкой Народной Республике (далее – органы местного самоуправления), присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также право посещать организации, находящиеся в собственности Донецкой Народной Республики или собственности муниципальных образований в Донецкой Народной Республике.

3. Положения об удостоверении и о нагрудном знаке депутата, их образцы и описания утверждаются Народным Советом.

Статья 6. Формы деятельности депутата

1. Формами деятельности депутата являются:

1) участие в заседаниях Народного Совета в порядке, установленном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – Регламент Народного Совета);

2) участие в работе комитетов и комиссий, в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Народным Советом;

3) участие в парламентских слушаниях;

4) внесение проектов законов и постановлений Народного Совета;

5) внесение депутатского запроса;

6) направление депутатского обращения;

7) работа с избирателями;

8) участие в работе фракций и иных депутатских объединений в Народном Совете;

9) иные формы депутатской деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2. Деятельность депутата может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, иными законами Донецкой Народной Республики и Регламентом Народного Совета.

Статья 7. Осуществление депутатом своих полномочий

1. Депутат осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе либо без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).

2. Число депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе, устанавливается законом Донецкой Народной Республики.

3. Депутат замещает государственную должность Донецкой Народной Республики вне зависимости от осуществления им депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.

4. Председатель Народного Совета, его заместители, председатели комитетов Народного Совета осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе.

5. Не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Народном Совете, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе.

6. Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в части 5 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в Народном Совете в соответствии с Регламентом Народного Совета.

7. Порядок реализации права депутатов осуществлять свои полномочия на профессиональной (постоянной) основе регулируется Регламентом Народного Совета.

8. Депутаты для работы в Народном Совете на профессиональной (постоянной) основе избираются Народным Советом на основании их письменных заявлений. Если число депутатов, желающих работать на профессиональной основе, превышает число вакантных депутатских мандатов для работы в Народном Совете на профессиональной (постоянной) основе, то указанные депутаты избираются Народным Советом из числа депутатов, подавших заявление, в порядке, установленном Регламентом Народного Совета.

Статья 8. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

1. Депутат должен соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

2. Депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются Народным Советом в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обязан сообщать в Комиссию Народного Совета Донецкой Народной Республики по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – Комиссия), о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

3. Депутат обязан уведомлять Комиссию и прокуратуру Донецкой Народной Республики в порядке, предусмотренном в приложении 4 к настоящему Закону, обо всех случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения.

Статья 9. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

1. Депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в Комиссию сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата.

Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, депутат сообщает об этом в Комиссию посредством представления не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, сообщения, составленного по форме согласно приложению 5 к настоящему Закону.

Депутат освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3–6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

(часть 1 статьи 9 в ред. Закона ДНР от 28.03.2024 № 67-РЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Депутат представляет ежегодно:

1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

3) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

4. В случае если депутат самостоятельно обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Законом.

5. Депутат может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в части 1 настоящей статьи.

6. Порядок контроля за расходами депутата, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей определяется согласно приложению 3 к настоящему Закону.

(статья 9 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2024 года)

Статья 10. Порядок размещения на официальном сайте Народного Совета обобщенной информации об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальном сайте Народного Совета (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, установленном настоящей статьей.

2. В течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами, на официальном сайте Народного Совета размещается обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В данной информации должно быть указано:

1) число депутатов по состоянию на 31 декабря отчетного года, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе и без отрыва от основной деятельности;

2) число депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе, исполнивших и (или) ненадлежащим образом исполнивших обязанность представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

3) число депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), представивших сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в случаях, указанных в части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

4) число депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), представивших уведомление о том, что в течение отчетного периода ими, их супругами и (или) несовершеннолетними детьми не совершались сделки, общая сумма которых превышает общий доход соответствующего депутата и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду.

3. Размещение на официальном сайте Народного Совета обобщенной информации об исполнении (ненадлежащем исполнении) депутатами обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обеспечивается Комиссией.

(статья 10 в ред. Закона ДНР от 28.03.2024 № 67-РЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 11. Порядок создания Комиссии

1. Комиссия образуется Народным Советом на срок полномочий Народного Совета очередного созыва.

2. Состав и порядок работы Комиссии утверждаются постановлением Народного Совета в соответствии с федеральным законодательством.

3. Председатель Народного Совета в течение 30 дней после начала работы Народного Совета нового созыва вносит проект постановления Народного Совета о составе и порядке работы Комиссии.

4. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, его заместитель, секретарь и члены Комиссии.

5. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.

6. Комиссия проводит в порядке, определяемом законом Донецкой Народной Республики, проверки:

(абзац первый части 6 статьи 11 в ред. Закона ДНР от 28.03.2024 № 67-РЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;

2) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами.

Статья 12. Ответственность депутата за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей

1. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года№ 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в случае нарушения депутатом ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, предусмотренных частями 1, 15 и 19 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», а равно предоставления им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к депутату может быть применена одна из следующих мер ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение от занимаемой должности в Народном Совете без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Народном Совете с момента принятия решения о применении к депутату меры ответственности до прекращения срока его полномочий;

3) запрет занимать должности в Народном Совете до прекращения срока его полномочий.

2. Решение о применении к депутату одной из мер ответственности, указанных в части 1 настоящей статьи, принимается на заседании Народного Совета в соответствии с Регламентом Народного Совета, на основании предложения Комиссии, основанного на результатах проверки, проведенной Комиссией в порядке, предусмотренном для проверки соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики.

3. Решение Народного Совета о применении меры ответственности или об отказе в применении меры ответственности оформляется постановлением Народного Совета, принимаемым большинством голосов от установленного числа депутатов.

4. Информация о применении к депутату меры ответственности в виде предупреждения подлежит опубликованию в официальном издании Народного Совета и подлежит размещению на официальном сайте Народного Совета.

(часть 4 статьи 12 в ред. Закона ДНР от 28.03.2024 № 67-РЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 13. Порядок применения к депутату меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата за неоднократное несоблюдение ограничений, запретов, обязанностей

1. Неоднократное несоблюдение ограничений, запретов, обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

2. Полномочия депутата досрочно могут быть прекращены по инициативе Комиссии.

Основанием для досрочного прекращения полномочий депутата по основанию, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, является факт неоднократного (два и более раза) несоблюдения ограничений, запретов, обязанностей депутатом, установленный Комиссией на основании результатов проверки (проверок).

(часть 2 статьи 13 в ред. Закона ДНР от 28.03.2024 № 67-РЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается на заседании Народного Совета большинством голосов от установленного числа депутатов и оформляется постановлением Народного Совета.

4. Депутат вправе обжаловать примененную к нему меру ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 14. Депутатская этика

1. Депутатская этика – совокупность морально-нравственных принципов и норм поведения, которыми должны руководствоваться депутаты при исполнении ими депутатских полномочий.

2. Депутат не вправе использовать в личных целях, а также в интересах лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, преимущества депутатского статуса.

3. Депутат должен:

1) сохраняя собственное достоинство, в равной мере уважать достоинство других депутатов, должностных лиц и граждан;

2) не употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц;

3) не допускать необоснованных обвинений в чей-либо адрес, не использовать заведомо ложную информацию, не призывать к незаконным действиям;

4) использовать депутатские бланки только для официальных обращений, писем и документов, подписанных собственноручно.

4. Нормы депутатской этики и ответственность за их нарушение устанавливаются правилами депутатской этики, утверждаемыми Народным Советом.

Глава 2. Права и обязанности депутата

Статья 15. Право законодательной инициативы депутата

1. Депутат обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется посредством внесения на рассмотрение Народного Совета проектов законов Донецкой Народной Республики, проектов постановлений Народного Совета и поправок к ним в порядке, предусмотренном Конституцией Донецкой Народной Республики, Регламентом Народного Совета.

2. Законодательная инициатива депутата подлежит обязательному рассмотрению Народным Советом в порядке, установленном Регламентом Народного Совета.

Статья 16. Право депутатов на депутатские объединения

1. Депутаты, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Народном Совете, входят в депутатские объединения (во фракции), за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 6 настоящей статьи.

2. Депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 6 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

3. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.

4. Депутатские объединения информируют Председателя Народного Совета, Президиум Народного Совета о своих решениях.

5. Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются Регламентом Народного Совета.

6. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Народном Совете, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Статья 17. Участие депутата в заседаниях Народного Совета, комитетов и иных органов Народного Совета, исполнительных органов Донецкой Народной Республики

1. На заседаниях Народного Совета депутаты рассматривают и решают вопросы, отнесенные к компетенции Народного Совета.

2. Депутат реализует на заседаниях Народного Совета, комитетов или иных органов Народного Совета предоставленные ему права в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Донецкой Народной Республики, Регламентом Народного Совета.

3. Депутат обязан участвовать в заседаниях Народного Совета, комитетов и иных органов Народного Совета, членом которых он является.

При невозможности присутствовать на заседаниях Народного Совета, комитета или иного органа Народного Совета, членом которого он является, депутат заблаговременно информирует об этом соответственно Председателя Народного Совета, председателя комитета или иного органа Народного Совета.

4. Депутат обладает правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Народным Советом, комитетом или иным органом Народного Совета, членом которых он является.

5. Депутат вправе присутствовать на заседаниях комитетов или иных органов Народного Совета, членом которых он не является, с правом совещательного голоса.

6. Депутат вправе присутствовать на заседаниях Правительства Донецкой Народной Республики и коллегиях исполнительных органов Донецкой Народной Республики.

7. Аппарат Народного Совета по поручению Председателя Народного Совета в сроки, установленные Регламентом Народного Совета, сообщает депутату о дате, времени и месте проведения заседания Народного Совета, комитета или иного органа Народного Совета, членом которого он является, о вопросах, вносимых на рассмотрение, и представляет ему все необходимые материалы по этим вопросам.

8. Информация об участии депутата в заседаниях Народного Совета может доводиться до сведения избирателей.

Статья 18. Права депутата на заседаниях Народного Совета

На заседаниях Народного Совета депутат вправе в порядке, установленном Регламентом Народного Совета:

1) избирать и быть избранным в органы Народного Совета, заявлять самоотвод;

2) предлагать кандидатуры в органы Народного Совета, высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, наделяемых полномочиями, избираемых, назначаемых или утверждаемых Народным Советом, заявлять отвод кандидатам;

3) участвовать в прениях, вносить предложения и замечания по существу обсуждаемых вопросов, по порядку ведения заседания;

4) задавать вопросы выступающим, давать справки;

5) выступать по мотивам голосования (до момента голосования);

6) вносить предложения о заслушивании на заседаниях отчета или информации любого органа, должностного лица, подконтрольных Народному Совету;

7) выступать с информацией, со справками в порядке, установленном Регламентом Народного Совета;

8) пользоваться иными правами, установленными федеральным законодательством и законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 19. Участие депутата в выполнении поручений Народного Совета, комитетов и иных органов Народного Совета

1. Депутат обязан выполнять поручения Народного Совета, комитетов и иных органов Народного Совета, членом которых он является, данные в пределах их компетенции.

2. Депутат, выполняющий поручения Народного Совета, комитетов и иных органов Народного Совета, является официальным представителем Народного Совета.

3. По поручению Народного Совета депутат участвует в работе органов, создаваемых Народным Советом, по осуществлению контроля:

1) за соблюдением и исполнением законов Донецкой Народной Республики;

2) за исполнением бюджета Донецкой Народной Республики;

3) за исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Донецкой Народной Республики;

4) за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью Донецкой Народной Республики.

4. О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно Народный Совет, комитеты или иные органы Народного Совета, вносит предложения об устранении выявленных недостатков, о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации и законодательства Донецкой Народной Республики.

5. Народный Совет может направлять депутата в командировку. Порядок направления депутата в командировку устанавливается Народным Советом.

Расходы депутата, связанные с командировкой, устанавливаются в соответствии с законодательством и возмещаются за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, предусмотренных на содержание деятельности Народного Совета.

Статья 20. Участие депутата в работе органов местного самоуправления

1. Депутат вправе участвовать в работе органов местного самоуправления. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по обсуждаемым вопросам.

2. Депутат вправе вносить в органы местного самоуправления подготовленные им предложения, обращения, заявления и иные документы как непосредственно, так и через уполномоченных им лиц.

Статья 21. Взаимодействие депутата с избирателями

1. Депутат обязан поддерживать связь с избирателями той части территории Донецкой Народной Республики, которая определяется депутату фракцией.

2. Депутат рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

3. Депутат не реже одного раза в год информирует избирателей о своей деятельности, о работе Народного Совета и его органов во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

4. Депутату ежемесячно предоставляются соответствующие дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Народного Совета.

5. Депутат информирует Президиум Народного Совета о своей работе с избирателями. Порядок предоставления указанной информации утверждается Президиумом Народного Совета.

Статья 22. Право депутата требовать устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан

1. Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях – обратиться в соответствующие органы государственной власти Донецкой Народной Республики, иные государственные органы Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, организации, указанные в части 2 статьи 5 настоящего Закона, и к их должностным лицам с требованием о пресечении нарушения.

2. Должностные лица органов государственной власти Донецкой Народной Республики, иных государственных органов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, организаций, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости – для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.

Статья 23. Депутатский запрос

1. Депутат вправе обращаться с депутатским запросом по вопросу, имеющему большое общественное значение, к Главе Донецкой Народной Республики, Председателю Правительства Донецкой Народной Республики, членам Правительства Донецкой Народной Республики, в исполнительные органы Донецкой Народной Республики, иные государственные органы Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, организации, указанные в части 2 статьи 5 настоящего Закона. Порядок внесения, рассмотрения депутатского запроса и принятия по нему постановления устанавливается Регламентом Народного Совета.

2. Депутатский запрос вносится депутатом, группой депутатов в письменной форме и требует оглашения на заседании Народного Совета.

Депутатский запрос получает свой статус, после того как на заседании Народного Совета его поддержало не менее одной трети голосов от установленного числа депутатов, и направляется адресату.

3. Орган или должностное лицо, указанные в части 1 настоящей статьи, которым адресован запрос, должны дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 15 календарных дней со дня его получения или в иной согласованный с депутатом срок.

Если для подготовки ответа на депутатский запрос необходимо провести проверку (проверки), изучить дополнительные материалы, ответ на депутатский запрос может быть дан не позднее чем через 30 календарных дней со дня получения указанного запроса. При этом руководитель органа или должностное лицо, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым обращен запрос, обязаны проинформировать Народный Совет о причинах увеличения срока подготовки ответа.

4. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных федеральными законами. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три календарных дня до дня заседания соответствующего органа.

5. Письменный ответ на депутатский запрос может быть оглашен на заседании Народного Совета.

6. Руководитель органа или должностное лицо, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым был обращен запрос, могут быть приглашены на заседание Народного Совета для дачи устных пояснений по существу вопросов, поставленных в депутатском запросе, и ответов на вопросы депутатов. Решение о приглашении указанного руководителя органа или должностного лица принимается на заседании Народного Совета не менее чем одной третью голосов от установленного числа депутатов.

Статья 24. Право депутата на прием в первоочередном порядке должностными лицами

1. По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, иных государственных органов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, должностными лицами организаций, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона.

2. Порядок посещения воинских частей, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти определяется федеральным законодательством.

Статья 25. Право депутата на получение и распространение информации

1. Депутат в порядке, установленном Регламентом Народного Совета, обеспечивается документами, принятыми Народным Советом, на бумажных либо электронных носителях, а также иными документами, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Народным Советом, Администрацией Президента Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и иными органами.

2. При обращении депутата по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, в органы государственной власти Донецкой Народной Республики, иные государственные органы Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, организации, указанные в части 2 статьи 5 настоящего Закона, руководители указанных органов, организаций предоставляют депутату бесплатные консультации специалистов, необходимую информацию или сведения.

3. Депутат реализует права, предусмотренные настоящей статьей, с учетом установленных федеральным законодательством требований о защите государственной, коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны и иной информации, в отношении которой федеральным законодательством установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, а также требований, предусмотренных частью 2 статьи 14 настоящего Закона.

4. Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации Донецкой Народной Республики, которые полностью или частично финансируются за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики или бюджета муниципального образования, либо используют муниципальное имущество, либо одним из учредителей которых являются органы государственной власти Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.

Статья 26. Обращение депутата

1. Депутат вправе направлять письменные обращения по вопросам депутатской деятельности Председателю Правительства Донецкой Народной Республики, членам Правительства Донецкой Народной Республики, в исполнительные органы Донецкой Народной Республики, иные государственные органы Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, организации, указанные в части 2 статьи 5 настоящего Закона.

Обращение депутата направляется им самостоятельно на бланке депутата и не требует оглашения на заседании Народного Совета.

2. Должностные лица и руководители органов, организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, которым поступило обращение депутата, обязаны направить ответ в письменной форме, а также предоставить запрашиваемые депутатом документы или сведения не позднее 15 календарных дней со дня получения обращения.

3. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, организаций, с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством. О дне рассмотрения указанных вопросов депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три календарных дня до даты их рассмотрения.

Статья 27. Гарантии неприкосновенности депутата

1. Депутаты обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

2. В соответствии с федеральным законом устанавливаются следующие гарантии неприкосновенности депутата:

1) в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами;

2) депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Статья 28. Недопустимость вмешательства депутата в деятельность органов дознания, следователей, судов и прокуратуры

В соответствии с федеральным законодательством вмешательство депутата при осуществлении депутатских полномочий в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность, деятельность органов прокуратуры не допускается.

Статья 29. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний

Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому, административному или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Глава 3. Основные гарантии деятельности депутата

Статья 30. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатской деятельности

1. Депутат, осуществляющий свою деятельность на профессиональной (постоянной) основе, получает денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Депутату, осуществляющему свои полномочия без отрыва от основной деятельности, ежемесячно со дня обретения полномочий возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности в порядке и размерах, установленных постановлением Народного Совета.

Ежемесячное денежное содержание депутату, работающему на профессиональной (постоянной) основе, выплачивается со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или приостановления его службы. Средства по возмещению расходов, связанных с депутатской деятельностью, выплачиваются депутату со дня его избрания.

3. Денежное содержание и иные выплаты депутатам производятся из средств бюджета Донецкой Народной Республики, предусмотренных на содержание деятельности Народного Совета.

Статья 31. Гарантии трудовых прав депутата, работающего на профессиональной (постоянной) основе

1. Срок полномочий депутата, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе, засчитывается в стаж государственной службы Донецкой Народной Республики, в общий и непрерывный трудовой стаж.

2. Иные гарантии трудовых прав депутата устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

Статья 32. Гарантии трудовых прав депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной деятельности

1. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для исполнения его полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого составляет шесть рабочих дней в месяц.

2. Освобождение депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной деятельности, от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности производится на основании письменного уведомления Председателя Народного Совета, одного из его заместителей либо на основании письменного заявления депутата, направленного в адрес руководителя организации по основному месту работы депутата. Требование иных документов не допускается.

Статья 33. Страхование жизни и здоровья депутата, медицинское обслуживание

1. На срок депутатских полномочий жизнь и здоровье депутата подлежат страхованию за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики в установленном законодательством порядке.

2. Депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе, подлежит обязательному социальному страхованию по временной утрате трудоспособности в период исполнения своих полномочий.

3. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе, и проживающим с ним членам семьи предоставляется медицинское обслуживание.

Статья 34. Предоставление депутату помещения для осуществления депутатских полномочий

1. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе, на весь срок его полномочий предоставляется помещение в здании Народного Совета, оборудованное мебелью, средствами связи и оргтехникой.

2. Депутату для осуществления депутатской деятельности в избирательном округе (на соответствующей территории), а также для приема избирателей предоставляется помещение, оборудованное мебелью, телефонной связью. Конкретное местонахождение данного помещения определяется органами местного самоуправления по согласованию с депутатом.

Статья 35. Обеспечение депутата жилой площадью

1. Депутату возмещаются расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения, связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности.

2. Депутату, работающему на профессиональной (постоянной) основе и не имеющему постоянного места жительства в городе Донецке, по его заявлению на период осуществления своих полномочий в соответствии с жилищным законодательством предоставляется жилая площадь для проживания с членами семьи либо возмещаются расходы по найму жилого помещения или по оплате услуг гостиницы. Оплата коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, оплата междугородных переговоров производятся за счет личных средств депутата.

3. Депутат в течение месяца после сложения с себя полномочий освобождает жилую площадь (жилое помещение), а в случае возмещения расходов по найму жилого помещения их возмещение прекращается по истечении месяца после сложения полномочий.

Неосвобождение занимаемой жилой площади (жилого помещения) влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством, без предоставления другого жилого помещения.

4. Депутату, работающему на профессиональной (постоянной) основе, и членам его семьи возмещаются расходы, связанные с переездом в город Донецк для осуществления депутатских полномочий, а также расходы, связанные с переездом на постоянное место жительства после прекращения его полномочий. Размер и порядок возмещения данных расходов устанавливаются Народным Советом.

5. Порядок предоставления и использования жилой площади (жилого помещения), предоставляемой депутату, возмещения расходов по найму (поднайму) квартиры или ее части, а также предельный размер арендной платы за квартиру, оплаты за гостиницу утверждаются постановлением Народного Совета.

6. Расходы, связанные с обеспечением депутата, осуществляющего свою деятельность на профессиональной (постоянной) основе, жилой площадью (жилым помещением), осуществляются за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, предусмотренных на содержание деятельности Народного Совета.

Статья 36. Право депутата на транспортное обслуживание

1. Депутат для осуществления депутатских полномочий имеет право пользоваться служебным автотранспортом в порядке и в пределах лимита пробега автотранспортного средства, установленных Президиумом Народного Совета.

2. Расходы на содержание служебного автотранспорта осуществляются за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, предусмотренных на содержание деятельности Народного Совета.

3. В случае использования личного автотранспорта депутату компенсируются затраты на горюче-смазочные материалы в размерах и порядке, установленных постановлением Народного Совета.

Статья 37. Использование депутатом средств связи

1. Депутат при осуществлении депутатской деятельности пользуется правом на предоставление ему средств телефонной, почтовой, телеграфной и иных видов связи за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики, предусмотренных на содержание деятельности Народного Совета, в порядке, установленном Президиумом Народного Совета.

2. Телефонные переговоры, осуществляемые депутатом посредством личного телефона, оплачиваются самим депутатом.

Статья 38. Помощники-консультанты депутата

1. Депутат для осуществления своих депутатских полномочий вправе иметь не более двух помощников-консультантов, работающих по срочному трудовому договору, а также не более трех помощников-консультантов, осуществляющих свою деятельность на общественных началах.

2. Помощник-консультант депутата оказывает депутату организационно-техническую и правовую помощь в осуществлении депутатских полномочий, а также выполняет поручения депутата по работе с избирателями, общественными объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

3. Помощником-консультантом депутата может быть гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет.

(часть 3 статьи 38 в ред. Закона ДНР от 26.02.2024 № 56-РЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Оплата труда помощников-консультантов депутата, осуществляющих деятельность на основании срочного трудового договора, производится за счет средств общего месячного фонда оплаты труда помощников-консультантов депутата. Депутат самостоятельно определяет размер оплаты труда своих помощников-консультантов, осуществляющих деятельность на основании срочного трудового договора, в пределах установленного фонда.

5. Права, обязанности, условия и порядок работы помощника-консультанта депутата определяются настоящим Законом, а также положением о помощнике-консультанте депутата, утверждаемым Народным Советом.

6. Помощник-консультант депутата имеет удостоверение, подтверждающее его полномочия.

7. (утратила силу с 26.02.2024 — Закон ДНР от 26.02.2024 № 56-РЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 39. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата

1. Депутату, работающему на профессиональной (постоянной) основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой государственной должности Донецкой Народной Республики продолжительностью 42 календарных дня, который, как правило, должен быть использован в межсессионный период.

2. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии с трудовым законодательством.

Статья 40. Пенсионное обеспечение депутата

Депутат, работающий на профессиональной основе, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья 41. Возмещение расходов, связанных с обеспечением депутатской деятельности

1. Расходы органов государственной власти Донецкой Народной Республики, государственных органов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, организаций, связанные с обеспечением деятельности депутата, в установленном законодательством порядке возмещаются за счет средств, предусмотренных в бюджете Донецкой Народной Республики на очередной финансовый год и плановый период на функционирование Народного Совета.

2. В смете расходов Народного Совета предусматриваются финансовые средства на представительские расходы.

Глава 4. Ответственность за невыполнение положений настоящего Закона

Статья 42. Ответственность за создание препятствий в осуществлении деятельности депутата

Создание должностными лицами органов государственной власти Донецкой Народной Республики, других государственных органов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, действующих на территории Донецкой Народной Республики, препятствий в работе депутата, а равно несоблюдение установленных настоящим Законом сроков и порядка предоставления информации или предоставление ими заведомо ложной информации влекут за собой ответственность, предусмотренную законом Донецкой Народной Республики.

Статья 43. Ответственность за невыполнение законных требований депутата

Невыполнение должностными лицами органов государственной власти Донецкой Народной Республики, государственных органов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, действующих на территории Донецкой Народной Республики, законных требований депутата, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом Донецкой Народной Республики.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (за исключением статей 9 и 10 настоящего Закона, для которых установлены иные сроки вступления в силу) и распространяется на правоотношения, возникшие с 11 сентября 2023 года.

2. Статьи 9, 10 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2024 года.

Глава Донецкой Народной Республики
Д.В. Пушилин