Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики
Дата документа: 01.09.2015
Номер документа: 614/447
Дата государственной регистрации: 16.09.2015
Регистрационный номер: 485
Заголовок документа: Об утверждении Рекомендаций по подготовке и проведению «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки в области гражданской обороны в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях Донецкой Народной Республики, а также «Недели безопасности ребенка» в детских дошкольных учреждениях
Действие документа: Действующий
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена правотворческим органом ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Донецкой Народной Республики
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 485
от «16» сентября 2015 г.
Во исполнение требований Законов Донецкой Народной Республики «О гражданской обороне» от 17.02.2015г. №07-ІНС, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 26.02.2015г. №11-ІНС, Постановления Совета Министров от 12.03.2015г. № 3-22 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с целью совершенствования системы обучения учащихся образовательных и профессиональных учебных заведений Донецкой Народной Республики в области гражданской обороны, выработки единого механизма практической отработки участниками учебного процесса вопросов действий и организации жизнедеятельности в экстремальных условиях
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по подготовке и проведению «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки в области гражданской обороны в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях Донецкой Народной Республики, а также «Недели безопасности ребенка» в детских дошкольных учреждениях (далее — Рекомендации).
2. Руководителям структурных и подчиненных подразделений Министерств организовать изучение настоящих Рекомендаций и выполнение их требований при проведении соответствующих мероприятий.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первых заместителей Министров.
4. Данный приказ вступает в законную силу с даты его подписания.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 485
от «16» сентября 2015 г.
по подготовке и проведению «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки в области гражданской обороны в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях Донецкой Народной Республики, а также «Недели безопасности ребенка» в детских дошкольных учреждениях
1. Данные рекомендации предназначены для педагогического состава, руководителей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, детских дошкольных учреждений в целях организации и практической отработки вопросов защиты и действий персонала, учащихся и воспитанников при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Рекомендации могут быть использованы с учетом особенностей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, детских дошкольных учреждений, анализа чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на территории учебного заведения и дают возможность руководителям и педагогическому составу проявлять инициативу в планировании и проведении мероприятий «Дня гражданской обороны», «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки в области гражданской обороны, чтобы эффективно использовать время для обучения участников учебного процесса вопросам защиты и действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
3. С целью качественной подготовки и проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки мероприятий в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях приказом руководителя создается группа управления и судейские комиссии (жюри), которые планируют, разрабатывают, организовывают и оценивают проводимые мероприятия.
4. По заявке руководителя общеобразовательного и профессионального учебного заведения, детского дошкольного учреждения, для оказания методической и практической помощи, решением заведующего городских курсов гражданской обороны, за учебными заведениями закрепляются педагогические работники курсов.
5. При дистанционной форме обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении, детском дошкольном учреждении может проводиться только объектовая тренировка по отдельному плану.
«День гражданской обороны» и объектовая тренировка являются завершающим этапом ежегодного обучения учащихся по дисциплинам: «Охрана здоровья», «Защита Отечества», а также постоянного состава по тематике программы в области гражданской обороны с закреплением полученных теоретических знаний и отработкой практических действий по вопросам безопасности и защиты в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.
ІІ. Порядок подготовки и проведения мероприятий «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях
6. Основные цели проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки.
6.1. Для педагогического состава и работников учебного заведения:
пропаганда передового опыта организации обучения по гражданской обороне, безопасности жизнедеятельности и профессионального мастерства педагогического состава;
отработка вопросов программы общей подготовки персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях;
формирование практических навыков действий по сигналам, командам, распоряжениям, информациям и экстренным сообщениям о чрезвычайных ситуациях;
участие в проведении эвакуационных, противопожарных и медико-санитарных мероприятиях в учебном заведении.
6.2. Для учащихся учебного заведения:
выработка умений и навыков правильно и четко действовать в различных чрезвычайных ситуаций по защиты своего здоровья и жизни;
совершенствование теоретических знаний и практических навыков по защите от последствий чрезвычайных ситуаций;
практическая проверка умений пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, изготавливать простейшие средства индивидуальной защиты, оказания само- и взаимопомощи, тренировка в выполнении нормативов по применению простейших средств индивидуальной защиты;
выработка уверенности в эффективности мероприятий, осуществляемых для защиты населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций;
формирование и развитие постоянной готовности к выполнению задач гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях.
6.3. Для руководителей учебных заведений и их заместителей (руководящего состава):
проверка реальности и корректировка планируемых мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обобщение, анализ данных об обстановке, которая может возникнуть во время возникновения чрезвычайной ситуации на территории учебного заведения;
тренировка практического принятия решений в соответствии с возникшей обстановкой;
умение своевременно доводить задачи исполнителям и осуществлять контроль за их выполнением.
Достижение слаженности действий всего коллектива учебного заведения, направленных на предотвращение, минимизацию и уменьшение людских и материальных потерь путем выполнения плановых мероприятий. Эффективность проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки в значительной мере зависит от заблаговременной и качественной подготовки, правильного определения состава участников.
«День гражданской обороны» и объектовая тренировка в учебных заведениях проводится без прекращения учебного процесса.
Для повышения активности участников «Дня гражданской обороны» и достижения максимального воспитательного эффекта этот день должен содержать практические мероприятия и может проходить в виде соревнований и различных конкурсов.
ІІІ. Подготовка к проведению «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки
7. Подготовка к «Дню гражданской обороны» и объектовой тренировке включает:
разработку и своевременное доведение до исполнителей приказа о подготовке и проведении «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки, других распорядительных, планирующих и методических документов;
уточнение, а при необходимости доработку документов;
детальное планирование мероприятий «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки;
изучение законодательных, нормативных и правовых документов;
рассмотрение на заседании педагогического совета заданий педагогическому коллективу по подготовке и проведению «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки;
активизацию пропаганды путем издания памяток, организации проведения радиопередач, демонстрацией научно-популярных и видео фильмов по этой тематике, обновление наглядной агитации;
совершенствование учебно-материальной базы учебного заведения.
Непосредственная подготовка к «Дню гражданской обороны» и объектовой тренировке должна начинаться не позднее, чем за 2 месяца до начала проведения мероприятий. Она включает:
разработку планирующих и методических документов;
формирование команд;
разработку документов комиссий (жюри) для проведения практических мероприятий;
проведение практических мероприятий, разработку тестов, викторин;
подготовку мест проведения занятий;
информирование всех участников о проведении «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки.
С целью достижения максимального эффекта проводимых мероприятий все учащиеся могут быть разделены на 3 возрастные группы (2-4, 5-9 и 10-11 классы). До них доводится перечень мероприятий, в которых они участвуют, их содержание, место и время проведения.
«День гражданской обороны» и объектовая тренировка проводится в течение учебного года, согласно соответствующего графика, время его проведения планируется заранее исходя из настоящих Рекомендаций.
8. Основные организационные и планирующие документы, разрабатываемые для подготовки и проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки:
Приказ руководителя учебного заведения о подготовке и проведении «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки (приложение 1);
Календарный план подготовки к проведению «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки в учебном заведении (приложение 5);
План проведения «Дня гражданской обороны» (приложение 8);
План проведения объектовой тренировки;
Сценарии проведения мероприятий по темам защиты населения от чрезвычайных ситуациях, сценарии сюжетно-тематических игр с моделированием возможных ситуаций, сценарии классных уроков, викторин, бесед, тестовые задания для участников «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки;
тестовые задания для учащихся по дисциплинам «Охрана здоровья», «Защита Отечества»;
судейская документация;
имитационные талоны (приложение 2);
Приказ руководителя учебного заведения об итогах проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки (приложение 4);
План устранения недостатков выявленных во время проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки;
меры безопасности при проведении мероприятий «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки в учебном заведении.
9. Содержание основных организационных и планирующих документов, которые разрабатываются для подготовки и проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки.
9.1 Приказ руководителя учебного заведения о подготовке и проведении «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки должен содержать:
цели, задачи и время проведения;
состав участников и порядок их подготовки;
состав группы управления по проведению запланированных мероприятий;
состав судейских комиссий (жюри) на отдельные мероприятия, для проведения соревнований, викторин, составления документов, положений о проведении соревнований, тестов;
объем работ по подготовке учебно-материальной базы, ответственных исполнителей, документации и сроки их выполнения.
9.2 Календарный план подготовки к проведению «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки отражает:
подготовку педагогического состава по соответствующей программе;
подготовку учащихся;
подготовку учебно-материального обеспечения занятия и учебных мест, территории для проведения практических занятий;
другие необходимые данные и мероприятия.
В календарном плане подготовки к занятию определяются сроки выполнения и исполнители мероприятий. Контроль исполнения календарного плана осуществляет должностное лицо (штатный работник), уполномоченное решать задачи в области гражданской обороны учебного заведения – руководитель группы управления.
Планирование мероприятий группой управления (с привлечением необходимого персонала) осуществляется с доведением до исполнителей требований приказа о подготовке и проведении «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки.
Для полного охвата планируемых мероприятий, которые будут отрабатываться во время занятий, необходимо предусмотреть выполнение учебно-методических и практических мероприятий:
тематические классные часы, открытые уроки, семинары, беседы, викторины, тестирования по вопросам гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности, учебные экскурсии;
смотры-конкурсы стеной печати, радиогазет, демонстрация видеофильмов, тематические выставки;
спортивные соревнования, эстафеты, тренировки;
учебно-практический тренинг по эвакуации участников учебно-воспитательного процесса из помещений учебного заведения.
ІV. Порядок разработки методических документов по проведению «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки
10. Для проведения занятий группой управления разрабатываются:
План проведения «Дня гражданской обороны»;
План проведения объектовой тренировки;
меры безопасности при проведении мероприятий «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки в учебном заведении.
10.1. Программа Плана проведения «Дня гражданской обороны» включает в себя, как правило, следующие мероприятия:
оповещение и сбор постоянного состава учебного заведения;
торжественное открытие (линейка);
открытые уроки;
занятие по гражданской обороне (перед началом уроков по расписанию) – 10-15 минут;
проведение смотров — конкурсов на лучшие наглядные материалы, стенные газеты и пр.;
отработка приемов получения и использования средств индивидуальной защиты, выполнение соответствующих нормативов;
проведение противопожарных, защитных и эвакуационных мероприятий;
отработка практических действий в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций. Отрабатываются 2-3 вводные, с таким расчетом, чтобы за 3 года обучения были отработаны действия в условиях всех возможных чрезвычайных ситуаций;
проведение практических, классно-групповых, семинарских занятий, открытых уроков, бесед, викторин, тестирования с привлечением к их проведению работников органов санитарно-эпидемического контроля, экологической службы и специалистов подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики;
смотры –конкурсы, радиогазеты, подготовка наглядных информационных материалов, демонстрация видеофильмов, выставки, обновление учебно-материальной базы;
агитационно-пропагандистские мероприятия;
спортивно-прикладные мероприятия;
проведение викторин, конкурсов, тестирование в форме соревнований по тематике гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
информирование по школьной радиосети о результатах занятий;
проведение объектовой тренировки с отработкой не менее 2-х вводных по практическим действиям учащихся и педагогического состава при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций характерных для данной территории.
подведение итогов занятия.
10.2. План проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки разрабатывается группой управления учебного заведения с привлечением необходимого персонала.
Исходя из требований перечисленных документов для качественной подготовки, успешного проведения занятия разрабатываются организационные, планирующие и методические документы в следующие сроки:
Приказ «О подготовке и проведении «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки» – за 2 месяца;
Календарный план подготовки – за 1,5 месяца;
План проведения «Дня гражданской обороны» – за 1 месяц;
План проведения объектовой тренировки – за 1 месяц;
Меры безопасности – за 1 месяц;
Имитационные талоны согласно вводным – за 1 месяц. Возможные варианты вводных прилагаются (приложение 7).
Все документы доводятся под роспись до исполнителей, за один месяц до начала занятий.
11. Порядок проведения мероприятий «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки.
«День гражданской обороны» и объектовая тренировка в учебных заведениях проводится без прекращения учебного процесса.
Для повышения активности участников «Дня гражданской обороны» и достижения максимального воспитательного эффекта этот день должен содержать практические мероприятия и может проходить в виде соревнований и различных конкурсов.
За день до начала проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки на информационном стенде вывешивается объявление о времени проведения мероприятий список лиц ответственных за их выполнение.
За 30 минут до начала занятия руководитель учебного заведения объявляет сбор руководящего и начальствующего состава гражданской обороны, классных руководителей. Оповещение проводится в установленном порядке, согласно схемы оповещения. Руководитель учебного заведения заслушивает доклады руководителя группы управления, классных руководителей и лиц, проводящих запланированные мероприятия о готовности к их проведению. Затем он вводит руководящий состав учебного заведения в техногенную, природную обстановку и ставит задачи по выполнению мероприятий исходя из сложившейся обстановки.
Торжественное открытие «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки проводится, как правило, до начала первого урока и продолжается до 30 минут, а если общешкольную линейку до начала первого урока провести невозможно, то о начале занятия делается объявление по внутренней радио сети.
В течение первого часа в отдельных классах проводятся открытые уроки, викторины, беседы по вопросам гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.
В остальных классах в течение 10-15 минут занятий по расписанию учителя проводят беседы по вопросам защиты и действий учеников в чрезвычайных ситуациях. К проведению бесед могут быть привлечены (по договоренности) представители районных (городских) управлений (отделов) образования, подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций местных администраций, Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Донецкой Народной Республики и его филиалов (территориальных курсов гражданской обороны), предприятий, учреждений, организаций, ветераны гражданской обороны, а также родители учеников.
На этот день расписанием уроков должно быть предусмотрено проведение итоговых тем учебных программ в вопросах гражданской обороны.
В классах, где изучены все темы программы, ученики принимают участие в мероприятиях «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки и получают необходимую теоретическую и практическую подготовку к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
12. Учебно-методические мероприятия в «День гражданской обороны» должны формироваться в зависимости от возрастных групп учащихся и, как правило, включать в себя:
для первой возрастной группы (2-4 классы):
тематические классные часы, викторины по вопросам гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности, ролевые игры по вопросам здоровья и жизни, изготовление рисунков на темы опасных (нестандартных) жизненных ситуаций, соревнования по правилам дорожного движения, театрализованные представления на тему поведения в опасных (нестандартных) жизненных ситуациях, просмотр видеофильмов, мультсериалов, отрабатываются действия учеников и классов по сигналам оповещения и экстренным сообщениям.
Основным условием проведения практических мероприятий с учениками младших классов это медленный темп отработки мероприятий, по элементам, без спешки под руководством своих учителей до начала общешкольных мероприятий.
для второй возрастной группы (5-9 классы):
воспитательные часы по тематике безопасности жизнедеятельности, тесты на тему экстремальных жизненных ситуаций, викторины по основам гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности, открытые уроки, соревнования, эстафеты, игры по изучению правил дорожного движения, ролевые игры по тематике безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, выпуск стенных газет, в которых отражены вопросы гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.
для третей возрастной группы (10-11 классы):
разработка рефератов по установленной тематике, семинары с обсуждением подготовленных рефератов, практические занятия по решению ситуационных задач, тестирование или викторина по вопросам курса «Защиты Отечества», брейн-ринги, соревнования по выполнению нормативов гражданской обороны, спортивные эстафеты, проведение командных соревнований по программе «Школа безопасности».
Для углубления изучения факторов, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуаций на уроках физики, химии, географии, биологии в этот день активно используются межпредметные связи, а именно проводится:
на уроках рисования- конкурс рисунков о помощи при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах;
на уроках труда — изготовление простейших средств индивидуальной защиты органов дыхания (ватно-марлевых повязок);
на уроках по гуманитарным предметам проводится обсуждение исторических событий, художественных произведений в которых отражена тематика предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ученики старших классов могут быть привлечены к подготовке и проведению занятий по основам безопасности жизнедеятельности в младших классах, а также для проведения мероприятий по озвучиванию радиогазет и других радиопередач во время перемен.
По решению руководителя учебного заведения с учениками третьей возрастной группы могут проводиться экскурсии в подразделения Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, защитные сооружения гражданской обороны, на крупные предприятия города.
На перерывах между уроками могут проводиться смотры-конкурсы наглядной агитации и пропаганды гражданской обороны (стенгазеты, фотомонтажи, плакаты). Все это готовится заблаговременно в подготовительный период. При проведении этих мероприятий судейская коллегия (жюри) выставляет оценки (баллы) за содержательность и правильность их выполнения. Занятое место для каждого класса (команды-участницы) определяется и заносится в таблицу итогов проведения «Дня гражданской обороны». По этим оценкам (баллам) в конце занятия определяют классы-победители.
По окончанию всех мероприятий «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки в произвольной форме составляется отчет о проведении. За подписью директора учебного заведения, в течение десяти дней, отчет о проведении представляется руководителю вышестоящих органов по ведомственной и территориальной принадлежности соответственно.
13. Организация и проведение объектовой тренировки.
Отработка практических действий персонала учебного заведения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется по соответствующим планам с привлечением постоянного состава и учащихся. Порядок действий может быть следующим:
оценка обстановки;
выработка предложений и принятие решения;
оповещение и сбор постоянного состава;
постановка задач;
контроль за ходом выполнения поставленных задач.
14. Примерный порядок проведения тренировки на тему «Порядок отработки действий при получении сигнала «Внимание! Химическая тревога!».
В установленное планом проведения занятия время, руководитель учебного заведения установленным порядком (через секретаря) получает сигнал (сообщение) «Внимание! Химическая тревога! Угроза химического загрязнения территории школы, произошла авария с выбросом опасных химических веществ». Получив данный сигнал (сообщение) руководитель учебного заведения собирает руководящий состав и ставит задачу на организацию и проведение мероприятий, отрабатываются следующие мероприятия:
изготовление ватно-марлевых повязок и выдача средств индивидуальной защиты (как правило, выполняется соответствующим формированием);
герметизация в классных помещениях окон, дверей;
герметизация продуктов питания, воды;
подготовка к проведению дегазационных работ в помещениях школы;
подготовка школы к проведению эвакуационных мероприятий.
15. Примерный порядок выполнения мероприятий гражданской обороны при возникновении пожара.
Директор учебного заведения ставит задачу руководящему составу на организацию и выполнение мероприятий по защите учащихся от воздействия пожара, отрабатываются следующие мероприятия:
оповещение учащихся о возникновении очага возгорания в помещении школы, экстренная эвакуация людей из помещений школы;
оповещение органов управления образования и подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики;
организация тушения пожара первичными средствами пожаротушения;
отключение перекрывающихся устройств электро и газоснабжения в школу;
организация выноса имущества в безопасное место и его охрана;
эвакуацию младших классов;
выставление постов для предупреждения повторного возгорания.
16. Примерный порядок подведения итогов «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки.
Ежегодно руководство учебного заведения определяет, какие вводные, сигналы, распоряжения и мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям выполняются в этом году, порядок действия участников учебно-воспитательного процесса.
Итоги проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки подводятся на основе оценок действий постоянного состава и учеников при выполнении практических мероприятий в чрезвычайных ситуациях, участии в соревнованиях, смотрах- конкурсах, викторинах и т.п. по соответствующим критериям (приложение 3).
Порядок оценивания согласно сумме занятых мест или по сумме баллов, устанавливается комиссией (группой управления) и отображается в таблице итогов проведения мероприятий «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки (приложение 6).
Начальные классы (2-4) оцениваются только за организацию выполнения практических мероприятий и правил безопасности в чрезвычайных ситуациях, участие в викторине.
Средние и старшие классы (5-9, 10-11) оцениваются по всем показателям, а победители определяются отдельно, среди 5-9 классов и среди 10-11 классов.
По итогам проведения «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки составляется План устранения выявленных недостатков и издается приказ руководителя учебного заведения, в котором определяется, как достигнуты цели и как решались задачи «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки, дается оценка действий каждого класса, отмечаются лучшие классы, учителя, ученики которые награждаются призами, грамотами, сувенирами. Приказ доводится участникам учебного процесса на общем построении (линейке).
После подведения общих итогов «Дня гражданской обороны» и объектовой тренировки классные руководители подводят итоги в своих классах, анализируя действия каждого ученика.
Подведение итогов является заключительной частью проведения «Дня гражданской обороны».
Разбор результатов работы педагогического состава, органов управления гражданской обороны проводится отдельно, в течение 3-х дней после завершения мероприятий.
Результаты разбора готовятся заранее и направляются в течение 10 дней после проведения в районные (городские) органы управления образования, подразделения Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций местных администраций по прилагаемой форме (приложение 9).
V. Порядок подготовки и проведения мероприятий «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки в детских дошкольных учебных учреждениях
17. Организация обучения детей дошкольного возраста осуществляется по утвержденным Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, согласованным с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики учебным программам по изучению мер безопасности, способов защиты от влияния опасных факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями, оказания доврачебной помощи, поведения во время военных действий.
Для улучшения качества учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по вопросам личной безопасности, защиты жизни и выработки норм поведения в чрезвычайных ситуациях в детских дошкольных учебных учреждениях ежегодно проводится «Неделя безопасности ребенка» и объектовая тренировка в течение 5 рабочих дней.
Подготовка и проведение «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки осуществляется районными (городскими) органами управления образования при возможном участии представителей Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики.
Районные (городские) органы управления образования на месте изучают работу в детском дошкольном учебном учреждении по вопросу организации учебно-воспитательной работы по личной безопасности и защите жизни детей в чрезвычайных ситуациях, оценивают общее состояние дошкольного учреждения по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
«Неделя безопасности ребенка» и объектовая тренировка не требуют строгой регламентации, ее содержание зависит от местных условий, природно-техногенной обстановки, профессионального опыта воспитателей и подготовленности детей. Примерная тематика консультаций для родителей воспитанников детских дошкольных учреждений (приложение 10).
Основной целью проведения «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки в детских дошкольных учебных учреждениях является:
улучшение качества учебно-воспитательной работы с детьми по вопросам личной безопасности, защиты здоровья и жизни в чрезвычайных ситуациях;
усовершенствование теоретических знаний и практических навыков педагогических работников по вопросам защиты и действий в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций;
пропаганды лучшего педагогического опыта.
Подготовка к проведению «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки в детских дошкольных учебных учреждениях
18. По своей структуре «Неделя безопасности ребенка» и объектовая тренировка условно можно разделить на подготовительный период и период непосредственного проведения.
В подготовительный период целесообразно проводить обучение работников дошкольных учреждений, которое осуществляется путем проведения учебных занятий с руководящим составом, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом, формированиями.
Ежегодным приказом руководителя дошкольного учреждения определяются учебные группы занятий и их руководители, места и время проведения. Занятия с воспитателями проводит руководитель дошкольного учреждения, с остальным персоналом занятия проводятся в учебных группах под руководством заместителя по материально-техническому обеспечению или методиста. Программой обучения предусматривается 12 учебных часов занятий в год.
Руководителями учебных групп занятий с формированиями назначаются их командиры, занятия проводятся по 15 часовой программе.
Обучение работников дошкольного учреждения осуществляется путем:
курсового обучения установленных категорий в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Донецкой Народной Республики и его филиалах (территориальных (городских) курсах гражданской обороны);
индивидуального обучения, которое предусматривает изучение теоретического материала самостоятельных или в форме консультаций с руководителями учебных групп или другими ответственными лицами;
планирование эвакуации персонала дошкольного учреждения;
изучение состояния защиты детей и персонала дошкольного учреждения от последствий прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
тренировки работающего персонала по действиям в чрезвычайных ситуациях;
проверка обеспечения дошкольного учреждения простейшими средствами защиты;
оценка состояния учреждения по реальному выполнению мероприятий защиты детей и работающего персонала от последствий чрезвычайных ситуаций;
определение темы, разработка замысла, определение сценария «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки в соответствии с утвержденными инструкциями;
изучение функциональных обязанностей персонала дошкольного учреждения.
При планировании в дошкольном учреждении мероприятий по вопросам подготовки и проведения «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки определяется время, место их проведения для каждой из возрастных групп и ответственные исполнители. При этом разрабатываются следующие планирующие, организационные и методические документы:
приказ начальника гражданской обороны — руководителя дошкольного учреждения «О подготовке и проведении «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки» издается за 2 месяца до начала проведения мероприятий (приложение 12);
план подготовки к проведению «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки готовится за 1 месяц до начала проведения мероприятий (приложение 14);
план проведения объектовой тренировки (готовится за 1 месяц до начала проведения мероприятий);
меры безопасности при проведении практических мероприятий гражданской обороны в ходе объектовой тренировки (готовится за 1 месяц до начала проведения мероприятий);
другие необходимые методические и справочные документы.
Подготовку к проведению «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки необходимо начинать с разработки приказа руководителя дошкольного учреждения о проведении «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки, в котором определяются:
сроки и цели проведения «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки;
сотрудники участвующие в подготовке и проведении;
сроки разработки и утверждения планов руководителя группы управления и воспитателей;
время готовности к проведению «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки;
состав группы управления в который, как правило, входят: руководитель дошкольного учреждения, преподаватель (воспитатель)- методист, воспитатели групп, медицинский работник.
Руководитель группы управления в обязательном порядке проходит обучение на территориальных (городских) курсах гражданской обороны.
Группа управления разрабатывает:
1. План подготовки к проведению «Недели безопасности ребенка». Утверждается руководителем дошкольного учреждения и включает: содержание проводимых мероприятий, время проведения и соответствующих исполнителей. Запланированные мероприятия должны иметь конкретный характер.
Вышеуказанный план может включать:
оформление информационно-справочных уголков по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уголков «Безопасность ребенка» в каждой возрастной группе, памяток по безопасности жизнедеятельности;
проверка наличия и корректировка документов по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
изготовление ватно-марлевых повязок;
проверка состояния пожарного инвентаря и оборудования;
проведение мероприятий с родителями и др.
2. План проведения «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки, который должен предусматривать:
организационные мероприятия;
подбор учебного материала для проведения викторин, конкурсов, сюжетно-ролевых и дидактических игр, бесед, выставок детских работ и рисунков и др.;
разработку инструкций о порядке действий персонала при возникновении пожара, химическом и радиационном загрязнении окружающей среды, стихийных бедствий, диверсионно-террористических актов, при угрозе артобстрелов, бомбардировок.
В общую часть плана проведения «Недели безопасности ребенка», как правило включается:
торжественное открытие;
открытые занятия, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты;
отработку действий по карточкам (инструкциям) при угрозе и возникновении нестандартных жизненных ситуаций;
проведение объектовой тренировки по действиям персонала при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Отрабатываются 1-2 вводные по практическим действиям персонала в соответствии с Инструкциями по действиям персонала в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций. Мероприятие желательно проводить на четвертый или пятый день, на это отводится не менее 4-х часов времени.
смотр-конкурс на лучшую наглядную агитацию, просмотр театрализованных представлений по тематике защиты и действий в экстремальных условиях;
проведение мероприятий по пропаганде и информационно-просветительской работе;
подведение итогов «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки.
План проведения объектовой тренировки разрабатывается группой управления и утверждается руководителем дошкольного учреждения. В плане объектовой тренировки указывается:
1. Тема и цели объектовой тренировки:
для руководящего состава гражданской обороны дошкольного учреждения;
для работающего персонала.
2. Время проведения.
3. Состав участников тренировки.
4. Отрабатываемые учебные вопросы, содержание вводных и порядок их отработки.
Объектовая тренировка проводится, как правило, в 2 этапа:
Первый этап – действия руководящего состава дошкольного учреждения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможных военных действий.
Второй этап – действия руководящего состава, персонала дошкольного учреждения при возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможных военных действий.
На основании общего плана «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки воспитатели составляют планы мероприятий для каждой возрастной группы, которые наполняются содержанием учебно-воспитательной работы с детьми: тематические занятия, дидактические, сюжетные, театрализованные, конструктивно-строительные игры с элементами безопасности жизни, конкурсы, эстафеты, чтение художественной литературы, стихов.
Для оказания методической и практической помощи, по согласованию с руководством дошкольного учреждения, к подготовке и проведению «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки привлекается педагогический работник территориальных (городских) курсов гражданской обороны. Оказание методической и практической помощи проводится по решению заведующего территориальными (городскими) курсами гражданской обороны и осуществляется путем закрепления педагогического работника согласно графика, в объеме до 32-х учебных часов.
«Неделя безопасности ребенка» и объектовая тренировка в дошкольных учреждениях проводится в течение 5 дней.
Первый день начинается с праздничных сборов (линейки). Во время проведения праздничных сборов (линейки) допускается посещение родителей праздничных мероприятий в удобное для них время. Традиционные занятия могут быть дополнены сюжетно-игровым содержанием (групповые игры, игры с музыкальным сопровождением и др.), особое внимание уделяется созданию условий для самостоятельных форм деятельности ребенка.
Вместе с сюжетно-ролевыми играми, особое внимание необходимо уделить рациональной организации подвижной активности дошкольников через игры и соответствующие занятия с учетом различной физической и эмоциональной нагрузки.
По завершению отработки мероприятий отмечаются дети-победители конкурсов, соревнований, выставки рисунков и др. Руководитель дошкольного учреждения готовит: итоговый материал, отчет о проведении «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки (приложение № 16), а также приказ об итогах проведения (приложение 15), которые представляются в районные (городские) органы управления образования, подразделения Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций местных администраций.
Итоги проведения мероприятий «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки подводятся соответственно примерному порядку оценки «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки проводимых в детских дошкольных учреждениях (приложение 11).
По итогам проведения мероприятий «Недели безопасности ребенка» и объектовой тренировки могут создаваться специальные стенды, где размещаются: перечень проведенных мероприятий, фотоматериалы, рисунки детей-победителей конкурсов и др.
[doc] Приложение 1 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 2 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 3 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 4 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 5 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 6 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 7 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 8 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 9 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 10 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 11 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 12 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 13 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
[doc] Приложение 14 к Рекомендациям к Приказу № 614-447
Нет связей.