watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики

Дата документа: 14.02.2022

Номер документа: 18

Дата государственной регистрации: 02.03.2022

Регистрационный номер: 5004

Заголовок документа: Об утверждении Методики оценки влияния предлагаемых изменений таможенного тарифа на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения Донецкой Народной Республики

Действие документа: Действующий

Классификатор: 100.120.000 - Таможенно-тарифное регулирование

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 04.03.2022

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 9

watermark
НПА ДНР

Министерство экономического развития
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

14.02.2022
№18
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 5004
от   «02» марта 2022  г.
Об утверждении Методики оценки влияния предлагаемых изменений таможенного тарифа на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения Донецкой Народной Республики

Руководствуясь пунктом 17 Положения о проведении мониторинга и оценки последствий исполнения решений, направленных на реализацию целей единой таможенной территории, в сфере таможенного тарифного регулирования, а также об оценке влияния предлагаемых изменений таможенного тарифа на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения государств единой таможенной территории, утвержденного Решением Единого экономического совета от 29 декабря 2021 года № 26, пунктами 2.16, 4.3, подпунктом 5.4.19 пункта 5.4 Положения о Министерстве экономического развития Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 10 октября 2019 года №30-1,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Методику оценки влияния предлагаемых изменений таможенного тарифа на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения Донецкой Народной Республики (прилагается).

2. Экономико-правовому отделу организационно-правового департамента представить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.

3. Отделу информационного и программного обеспечения организационно-правового департамента обеспечить опубликование настоящего Приказа после его государственной регистрации на официальном сайте Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики.

4. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр
А.В. Половян
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Министерства
экономического развития
Донецкой Народной Республики
от 14 февраля 2022 г.



МЕТОДИКА оценки влияния предлагаемых изменений таможенного    тарифа на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения Донецкой Народной Республики

1. Настоящая Методика оценки влияния предлагаемых изменений таможенного тарифа на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения Донецкой Народной Республики (далее — Методика) разработана в соответствии с пунктом 17 Положения о проведении мониторинга и оценки последствий исполнения решений, направленных на реализацию целей единой таможенной территории, в сфере таможенного тарифного регулирования, а также об оценке влияния предлагаемых изменений таможенного тарифа на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения государств единой таможенной территории, утвержденного Решением Единого экономического совета от 29 декабря 2021 года № 26 (далее – Положение).

2. В настоящей Методике понятия используются в следующем значении:

а) баланс спроса и предложения — состояние товарных ресурсов государства, позволяющее осуществлять текущий анализ соотношения товарных ресурсов и их использования, оценить потенциал импортозамещения и состояние продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на внутреннем рынке государства;

б) рыночная концентрация — степень преобладания одного или нескольких субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на товарном рынке;

в) товарные ресурсы — товары, формируемые из объемов производства отечественных производителей, импорта и вовлечения товаров из запасов;

г) товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Иные понятия используются в значениях, определенных Законом Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике».

3. Проведение оценки влияния предлагаемых изменений таможенного тарифа на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения Донецкой Народной Республики (далее – оценка влияния) осуществляется с применением методов и оценок, указанных в пункте 10 Положения, и включает в себя следующие этапы:

а) определение тенденций к вытеснению с внутреннего рынка товара, производимого отраслью экономики Донецкой Народной Республики, аналогичным импортным товаром;

б) определение тенденций к снижению (сдерживанию) цены на товар, производимый отраслью экономики Донецкой Народной Республики, вследствие влияния ценовой политики иностранных поставщиков;

в) определение тенденций к ухудшению финансово-экономических показателей предприятия и отрасли экономики Донецкой Народной Республики;

г) определение состава субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на товарном рынке;

д) расчет объема потребления товарного рынка и долей субъектов хозяйствования на товарном рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров для входа на товарный рынок;

з) оценка состояния конкуренции на товарном рынке;

и) определение факторов помимо возросшего импорта, в той же степени негативно влияющих на отрасль экономики Донецкой Народной Республики. К таким факторам, в том числе, относятся:

изменение объема потребления и объема производства на товар, являющийся предполагаемым объектом рассмотрения;

различия и изменения в технологии производства;

наличие экспорта данного товара и уровень производительности труда производителей в государствах единой таможенной территории;

к) подготовка заключения об оценке влияния предлагаемых мер таможенного тарифного регулирования на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения Донецкой Народной Республики.

4. Источниками данных для применения соответствующих методов являются:

а) официальная статистическая информация Государственной службы статистики Донецкой Народной Республики и Государственного комитета статистики Луганской Народной Республики;

б) сведения, полученные от органов государственной власти Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики и Государственного банка Луганской Народной Республики;

в)   сведения, полученные от субъектов хозяйствования путем опроса, анкетирования, а также результаты маркетинговых, социологических исследований;

г) сведения, содержащиеся в Обосновании необходимости применения предлагаемых мер тарифного регулирования, которое предоставляется субъектом хозяйствования по форме, являющейся приложением 1 к настоящей Методике.

При указании показателей, содержащихся в Обосновании необходимости применения предлагаемых мер тарифного регулирования, должны использоваться единые денежные и количественные единицы измерения в целях их сопоставимости;

д) сведения, содержащиеся в Информационно-аналитических материалах о необходимости применения предлагаемых мер тарифного регулирования, которые предоставляются органами исполнительной власти по форме, являющейся приложением 2 к настоящей Методике;

е) информация, сформированная на основе исследований и опросов, содержащихся в открытых официальных источниках;

ж) нормативные правовые акты.

5. Оценка влияния выполняется для конкретного периода, кратного календарному году, полугодию, кварталу, месяцу.

6. Для расчетов определяется базовый период, но не ранее 2018 года.

7. Расчеты выполняются в отношении как прошлых, так и будущих периодов.

8. Для оценки влияния будущих периодов используются методы прогнозирования.

9. Проведение оценки влияния выполняется по обращению органов исполнительной власти.

10. Данные, на основе которых осуществляются расчеты оценки влияния, должны быть сопоставимы.

11. В целях проведения оценки влияния осуществляется расчет следующих показателей:

а) объем потребления, позволяющий определить величину расходуемых ресурсов или потребленного продукта, спроса и предложения товаров и услуг. Измеряется в натуральных (физических) или в денежных единицах на основе показателей объемов собственного производства, объемов импорта и экспорта. Расчет выполняется по следующей формуле:

Vпотр = Vпр – Vэксп + Vимп,

где: Vпотр – объем потребления в натуральном или стоимостном измерении;

Vпр – объем производства в натуральном или стоимостном измерении;

Vэксп – объем экспорта в натуральном или стоимостном измерении;

Vимп – объем импорта в натуральном или стоимостном измерении;

б) уровень самообеспеченности, отражающий, в какой мере собственное производство способно удовлетворить потребность населения Донецкой Народной Республики. Расчет выполняется по следующей формуле:

Уоб = Vпр/Vпотр *100,

где:  Уоб – уровень самообеспеченности, %;

Vпр – объем производства на внутреннем рынке в натуральном или стоимостном измерении;

Vпотр – объем потребления на внутреннем рынке в натуральном или стоимостном измерении;

в) уровень защиты внутреннего рынка (конкурентоспособность), определяющий уровень защиты внутреннего рынка на данный момент или необходимый для определения таможенной пошлины, которая позволила бы создать паритетные условия для национальных и зарубежных товаропроизводителей. Рассчитывается исходя из фактически сложившихся внутренних цен или оптово-отпускных цен предприятий производителей и цен на импортируемую продукцию с учетом таможенных тарифов, других таможенных сборов и платежей. Расчет выполняется по следующей формуле:

У3 = (Ц1 — Ц2)/Ц2,

где:  У3 – уровень защиты;

Ц1 – цена импорта продукции с тарифом, российских рублей;

Ц2 – цена продукта на внутреннем рынке, российских рублей;

г) уровень чувствительности, определяющий классификацию товаров по чувствительности к импорту. К сверхчувствительной следует отнести продукцию, уровень чувствительности которой равен или больше 1, среднечувствительной – от 0,5 до 1, малочувствительной – до 0,5. Определяется на основе показателей объемов собственного производства и норм потребления на внутреннем рынке. Расчет выполняется по следующей формуле:

У1 = (У об + Тр — Уз)/3,

где: У1 – уровень чувствительности продукции к импорту, %;

Уоб – уровень самообеспеченности, %;

Тр – темпы роста импорта, %;

Уз – уровень защиты внутреннего рынка, %;

3 – количество используемых факторов оценки чувствительности продукции к импорту;

д) коэффициент рыночной концентрации, использующийся для определения уровня концентрации товарного рынка. Рассчитывается как сумма долей (выраженных в процентах) 3 крупнейших субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на товарном рынке:

CR3=D1+D2+D3,

где: CR3 — коэффициент рыночной концентрации, %;

D1, D2, D3 – доля крупнейших субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на товарном рынке, %;

е) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, являющийся показателем концентрации товарного рынка. Рассчитывается, как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на товарном рынке:

HHI=S12 + S22 + …+Sn2,

где: HHI — индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана;

S1, S2, Sn – доля субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность на товарном рынке, %;

N – общее количество субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на товарном рынке.

В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни рыночной концентрации товарного рынка:

высокий (70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000);

умеренный (45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000);

низкий (CR3 < 45% или HHI < 1000).

В случае если коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на различные уровни рыночной концентрации товарного рынка, учитывается показатель, который указывает на более высокий уровень концентрации.

В случае если доли всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на товарном рынке, не установлены, уровень концентрации товарного рынка устанавливается в соответствии со значением коэффициента рыночной концентрации;

ж) эффект (дополнительные поступления) от изменения ставки таможенной пошлины, позволяющий оценить поступления или потери денежных средств за счет взимания ставки таможенной пошлины. Расчет выполняется по следующей формуле:

Эд.п. = (Тс1 × T1)– (Тс 1 ×T2),

где: Эд.п. – эффект (дополнительные поступления) от изменения ставки таможенной пошлины;

Тс1 – таможенная стоимость товара, российских рублей;

Т1 – действующий таможенный тариф (таможенная пошлина), %;

Т2 – предлагаемый к изменению таможенный тариф (таможенная пошлина), %.

12. На основании информации, предусмотренной пунктом 4 настоящей Методики, Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики подготавливается заключение об оценке влияния предлагаемых мер таможенного тарифного регулирования на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения Донецкой Народной Республики, которое содержит:

а) оценку текущего состояния конкуренции за период, составляющий 3 года, предшествующих году обращения, в том числе:

анализ уровня концентрации соответствующего товарного рынка;

анализ роста импорта и его доли в соотношении с объемом производства товара на соответствующем товарном рынке;

анализ динамики цен, сложившихся на соответствующем товарном рынке, в том числе, на предмет возможного наличия на соответствующем товарном рынке монопольно низких цен или установление экономически, технологически или иным образом необоснованного установления различных цен и их возможное искажающего воздействия на состояние конкуренции в предшествующий проведению оценки период;

б) оценку предполагаемого воздействия предлагаемой меры на соответствующий товарный рынок с учетом ее вида и размера, в том числе:

анализ предполагаемого изменения предложения на соответствующем товарном рынке в связи с введением предлагаемой меры с учетом возможности альтернативных поставок товара на этот рынок, в том числе из других стран;

определение ожидаемого изменения цен на соответствующем товарном рынке вследствие введения предлагаемой меры на базе прогнозируемого баланса спроса и предложения на соответствующий товар;

определение вероятности изменения положения производителей на соответствующем товарном рынке в случае введения предлагаемой меры.

В заключении об оценке влияния предлагаемых мер таможенного тарифного регулирования на отрасли экономики, бюджет и социальное благополучие населения Донецкой Народной Республики выводы указываются в целом по соответствующему товарному рынку.

Начальник отдела внешнеэкономической деятельности
О. Р. Муравлева
В данный документ изменений не вносилось.