watermark
Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Правительство Донецкой Народной Республики

Дата документа: 13.08.2021

Номер документа: 59-3

Заголовок документа: Об утверждении Типовых правил использования водохранилищ

Действие документа: Действующий

Классификатор: 110.040.000 - Использование и охрана вод, 110.040.070 - Использование водных объектов

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Правительства Донецкой Народной Республики http://pravdnr.ru/, 16.08.2021

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 14

watermark
НПА ДНР

Правительство
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

13.08.2021
№59-3
Об утверждении Типовых правил использования водохранилищ

В соответствии с пунктом 9 статьи 25 и частью 4 статьи 44 Водного кодекса Донецкой Народной Республики, руководствуясь статьей 78 Конституции Донецкой Народной Республики, статьей 23 Закона Донецкой Народной Республики от 30 ноября 2018 года № 02-IIНС «О Правительстве Донецкой Народной Республики», Правительство Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Типовые правила использования водохранилищ (прилагаются).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
А.Е. Ананченко
УТВЕРЖДЕНЫ

Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 13 августа 2021 г. № 59-3



Типовые правила использования водохранилищ

I. Общие положения

1. Настоящие Типовые правила использования водохранилищ (далее -Типовые правила) определяют требования к использованию водохранилищ, не включенных в Перечень водохранилищ (в том числе водохранилищ с емкостью более десяти миллионов кубических метров), в отношении которых разработка правил использования водохранилищ осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), утвержденный Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 30.10.2020 №70-4 (далее -Перечень).

2. Типовые правила предназначены для использования:

республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства;

собственниками гидротехнических сооружений (далее -ГТС), образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующими такие гидротехнические сооружения организациями;

водопользователями при использовании водных объектов в соответствии с заключенными договорами водопользования и решениями о предоставлении водохранилищ в пользование.

3. Органы государственной власти Донецкой Народной Республики реализуют требования настоящих Типовых правил:

в процессе предоставления водохранилищ или их частей, находящихся в государственной собственности, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водохранилищ в пользование;

при осуществлении мер по охране водных ресурсов водохранилищ, включая установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, поддержание надлежащего санитарного состояния водохранилищ, находящихся в государственной собственности;

при осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водохранилищ, находящихся в государственной собственности.

4. Собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации выполняют требования настоящих Типовых правил в процессе эксплуатации таких ГТС в соответствии с требованиями законодательства о безопасности ГТС.

II. Правила использования водных ресурсов

5. Водохранилища могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных Водным кодексом Донецкой Народной Республики от 11 февраля 2020 года № 99-IIHC (далее — Водный кодекс).

Использование водных ресурсов водохранилищ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения приоритетно перед иными целями их использования.

6. Использование водопользователями водохранилищ, образованных для целей питьевого водоснабжения, в качестве источников питьевого водоснабжения осуществляется на основании решения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, о предоставлении водохранилища в пользование.

Использование водопользователями водохранилищ, образованных для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, в качестве источников хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется на основании договоров водопользования, заключенных между республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, и водопользователями.

Использование водопользователями водохранилищ, образованных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется на основании санитарно-эпидемиологических заключений, определяющих их соответствие санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Сброс сточных вод и (или) дренажных вод в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.

Сброс сточных и (или) дренажных вод в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Водного кодекса, допускается с соблюдением санитарных правил и норм, действовавших до вступления в силу Водного кодекса.

7. Водохранилища, образованные для целей технического водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций, водообеспечения объектов теплоэнергетики и производства электрической энергии используются на основании договоров, заключенных между республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, и водопользователями с учетом интересов иных водопользователей с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

Водохранилища, образованные для целей орошения, используются на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, выданных республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства.

Использование водохранилищ для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики осуществляется с соблюдением температурных режимов водных объектов.

8. Использование водохранилищ, образованных для целей рыборазведения и являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения, для товарного рыбоводства, организации спортивного и любительского рыболовства, воспроизводства водных биологических ресурсов, осуществляется в соответствии с водным законодательством, законодательством о рыболовстве и охране водных биологических ресурсов, законодательством о животном мире.

Сброс в водохранилища, являющиеся водными объектами рыбохозяйственного значения, вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

В границах рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством, сброс сточных вод и (или) дренажных вод запрещается.

9. Использование водохранилищ для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется в соответствии с требованиями санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Использование водохранилищ рекреационного назначения в иных целях, предусмотренных Водным кодексом, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

10. Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водохранилищ без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

11. Водный режим водохранилищ, являющихся водными объектами рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях), устанавливается с учетом требований по обеспечению сохранения водных биоресурсов.

12. Водопользователи при использовании водохранилищ обязаны:

не допускать нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде;

содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные в акватории водохранилища гидротехнические и иные сооружения;

в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Донецкой Народной Республике, информировать республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, об авариях, чрезвычайных ситуациях на водохранилищах;

информировать соответствующие подразделения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, орган местного самоуправления, на территории административно-территориальной ответственности которого произошла опасная ситуация, а также орган исполнительной власти, которому подведомственна или в сферу ведения которого входит организация, учреждение — об авариях, чрезвычайных ситуациях на водохранилищах по формам и в сроки, установленные Табелем срочных донесений, утвержденным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водохранилищах;

вести в установленном законодательством порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водохранилищ и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водохранилищами и водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства;

планировать и осуществлять мероприятия по строительству, эксплуатационному содержанию, ремонту ведомственных (технологических) автомобильных дорог, ведущих к ГТС, для возможности своевременной ликвидации возможных аварий, чрезвычайных ситуаций.

13. Собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации оповещают:

органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и водопользователей об изменениях водного режима водохранилища;

республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, соответствующие подразделения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, орган местного самоуправления, на территории административно-территориальной ответственности которого произошла опасная ситуация, а также орган исполнительной власти, которому подведомственна или в сферу ведения которого входит организация, учреждение — о возникновении аварий на ГТС и иных чрезвычайных ситуациях на водохранилищах по формам и в сроки, установленные Табелем срочных донесений, утвержденным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

III. Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища

14. Мероприятия по технической эксплуатации и благоустройству водохранилища осуществляются постоянно, в течение всего года.

При эксплуатации водохранилищ в зимний период времени собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации осуществляют мероприятия по предотвращению повреждений ГТС и берегов водохранилищ в результате ледовых воздействий. В период установления ледяного покрова на акватории водохранилища, в целях быстрейшего образования сплошного ледяного покрова, предотвращения образования навалов льда перед ГТС и на откосах водохранилищ, а также возникновением зажоров в нижнем бьефе, сброс воды из водохранилища уменьшается. При образовании ледяного покрова значительной толщины уровень воды в водохранилище необходимо держать постоянным, сбрасывая всю поступающую волу в нижний бьеф.

Минимально возможный уровень волы в водохранилище для зимних условий устанавливается с учетом обеспечения зимовки водных биологических ресурсов, обитающих в водохранилище. В случае если предшествующий летний период эксплуатации водохранилища сопровождался интенсивным развитием водной растительности, необходимо:

ограничивать зимнюю сработку водохранилища;

проводить мероприятия, направленные на увеличение концентрации растворенного кислорода в воде.

15. Ежегодно, за один месяц до прогнозируемого срока наступления весеннего половодья, собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации осуществляют следующие мероприятия:

проверяют состояние ГТС напорного фронта и береговой зоны водохранилища;

проводят необходимый ремонт сооружений, конструкций и механизмов, обеспечивающих пропуск половодья;

проверяют работу контрольно-измерительной аппаратуры (при наличии такой аппаратуры);

апробируют работу затворов, подъемных механизмов и устройств автоматического управления;

проверяют надежность электропитания подъемных механизмов затворов.

16. В случае выявления на ГТС неисправностей, которые к началу периода половодья (летних паводков) устранить не представляется возможным, при этом они могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, принимаются меры по не заполнению водоема в период половодья или паводков.

17. При выпадении сильного дождя ливневого характера в период максимальных уровней воды в водохранилище водосбросные и водозаборные сооружения открываются для пропуска поступающей воды с учетом пропускной способности отводящего тракта.

18. С целью предупреждения зарастания акватории водохранилища и цветения воды собственники гидротехнических сооружений, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие гидротехнические сооружения организации реализуют следующие мероприятия:

высадка тростника;

заселение водохранилища гидрофитами с обязательной уборкой в осенний период образующейся растительной массы;
локальное изъятие иловых отложений;

механическое изъятие избыточной биомассы водорослей из водохранилищ в местах их массовых скоплений;

санитарная обработка после сработки водохранилища до отметки уровня мертвого объема.

19. В случае значительного заиления водохранилища удаление наносов осуществляется механическим способом (земснарядами, землечерпалками).

20. Защита берегов водохранилища от размыва и разрушений при сезонных колебаниях уровня воды и волновых воздействиях, а также предотвращение эрозии почв и развитие овражной системы на территории, прилегающей к водохранилищу, осуществляется собственниками ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующими такие ГТС организациями следующими методами:

уполаживание откосов, засев откосов специальными травами или одерновка поверхности естественным дерном;

укрепление склонов вяжущими материалами с пропиткой грунта битумной эмульсией с применением цемента, битумов, латексов, различных битумных эмульсий;

покрытие берега хворостяной выстилкой или плетнями, фашинами, деревянными креплениями;

отсыпка каменной наброски без подготовки ее основания и возведения дополнительных креплений на стыке ее с прибрежной отмелью;

отсыпка песчано-гравийной смеси с уклоном от 1,5 до 2 градусов в сочетании с поперечными бунам и из негабаритного камня;

намыв пологих песчаных пляжей;

планировка откосов высокого абразивного берега и укладка бетонных плит без подготовки основания;

укрепление откосов габионной кладкой;

облицовка разрушаемого места бетоном или железобетоном;

устройство специальных подпорных стенок;

систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;

содержание и охрана существующих лесных насаждений и кустарников на склонах и прилегающих к водохранилищу территориях;

посадки специальных пород деревьев и кустарников;

засев разрушаемой территории укрепляющими травами;

устройство на склонах специальных водоперехватывающих нагорных валов и канатов;

устройство в оврагах специальных сооружений (запруд, ступенчатых перепадов, быстротоков и т.д.).

21. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища устанавливаются посредством специальных информационных знаков в порядке, регламентированном Правительством Донецкой Народной Республики для установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе их обозначения на местности посредством специальных информационных знаков.

22. Защита дна и берегов в нижнем бьефе от размывов обеспечивается собственниками ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующими такие ГТС организациями путём подъёма затворов водосбросных отверстий с интервалом, не допускающим образования в нижнем бьефе высоких волн.

23. Собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие такие ГТС организации обеспечивают наличие документов, содержащих сведения о водохранилище, гидроузле и мерах по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а также осуществляют ведение и хранение документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище, и о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища. Примерный перечень указанной документации приведен в приложении 1 к настоящим Типовым правилам.

24. Образцы документации, содержащей данные об основных параметрах водохранилища, характеристике водотока, приведены в приложении 2 к настоящим Типовым правилам.

Образцы документации, в которую заносится информация о результатах наблюдений за режимом работы и состоянием водохранилища и гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилище, а также о работах, проводимых при эксплуатации водохранилища, приведены в приложении 3 к настоящих Типовым правилам.

25. В Журнале наблюдений уровней воды водохранилища фиксируются результаты наблюдений за уровнями воды в водохранилище. Положение уровня воды измеряется ежедневно по состоянию на 8 часов утра с точностью до 0,5 см. К журналу прилагаются графики колебаний уровней воды в водохранилище, построенные на основе данных наблюдений.

При угрозе, возникновении аварии, чрезвычайной ситуации уровень воды в водохранилище измеряется в сроки, определяемые органами повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Донецкой Народной Республики согласно их компетенции, регламентированной Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 30.08.2019 №24-2 «Об утверждении Положения об органах повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Донецкой Народной Республики».

Понятия «авария», «чрезвычайная ситуация», а также обстоятельства, свидетельствующие об угрозе их возникновения, применяются в настоящем Порядке в значениях, регламентированных нормами Закона Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 20.02.2015 № 11-IHC.

26. В Журнал наблюдений за состоянием ГТС водохранилища заносятся данные об обнаруженных при проведении осмотров дефектов и нарушений, а также сведения о принятых мерах по устранению указанных нарушений.

В данный документ изменений не вносилось.