Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики
Дата документа: 31.03.2016
Номер документа: 222
Дата государственной регистрации: 25.04.2016
Регистрационный номер: 1205
Заголовок документа: Об утверждении Порядка определения и требований к классу комфортности автобусов
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 090.070.110 - Транспортное обслуживание населения
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Министерства транспорта Донецкой Народной Республики http://donmintrans.ru/, 26.04.2016
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1205
от «25» апреля 2016 г.
Во исполнение пункта шестого части шестой статьи 7, части двенадцатой статьи 36 Закона Донецкой Народной Республики «Об автомобильном транспорте», на основании подпункта 27 пункта 2.3. и подпункта 23 пункта 3.1. Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 № 40-8, с целью организации работ по определению класса комфортности автобусов
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Порядок определения и требования к классу комфортности автобусов (прилагается).
2. Отделу правового обеспечения и законопроектной деятельности совместно с Департаментом технического регулирования и лицензирования подготовить юридическое заключение и подать настоящий Приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1205
от «25» апреля 2016 г.
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К КЛАССУ КОМФОРТНОСТИ АВТОБУСОВ
Порядок определения и требования к классу комфортности автобусов (далее — Порядок) устанавливает требования к параметрам комфортности автобусов и порядок определения класса комфортности автобусов.
Настоящий Порядок распространяется на субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров автобусами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Классификация автобусов по классам комфортности (далее –классификация) является добровольной процедурой (за исключением международных автобусных маршрутов процедура классификации которых обязательна) для производителей автобусов и автомобильных перевозчиков, использующих автобусы для перевозки пассажиров, а требования относительно сферы использования автобусов по видам сообщений и режимам движения являются обязательными при организации пассажирских перевозок на автобусных маршрутах общего пользования.
В настоящем Порядке применяются термины в соответствии с Законами Донецкой Народной Республики «Об автомобильном транспорте», «О дорожном движении» и нормативным правовым актом «Правила Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения», утвержденным Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 08.05.2015 №144, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.06.2015г. за № 182.
3.1. Классификация выполняется испытательной лабораторией (центром) или органом по сертификации, аккредитованными в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве, в соответствии с их областью аккредитации.
3.2. Требования к классу комфортности автобусов, установленные настоящим Порядком, соответствуют следующим международным нормативным актам:
Правила ЕЭК ООН №36 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции»;
Правила ЕЭК ООН №52 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств малой вместимости категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции»;
Правила ЕЭК ООН №80 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений».
IV. Классификация автобусов по классам комфортности согласно конструкции
4.1. Автобусы в зависимости от максимальной массы делятся на две категории:
категория М2 — автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест, не считая места водителя, и максимальную массу не более 5 тонн;
категория М3 — автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест, не считая места водителя, и максимальную массу, превышающую 5 тонн.
4.2. Автобусы вместимостью не более 22 пассажиров, не считая места водителя, делятся на два класса:
класс А — автобусы, предназначенные для перевозки сидящих пассажиров и имеющие места для стоящих пассажиров;
класс В — автобусы, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
4.3. Автобусы вместимостью более 22 пассажиров, не считая места водителя, делятся на три класса:
класс I — автобусы, предназначенные для перевозки сидящих и стоящих пассажиров, конструкция которых позволяет пассажирам беспрепятственно перемещаться по салону;
класс II — автобусы, предназначенные для перевозки главным образом сидящих пассажиров, а также стоящих в проходе меж рядами и (или) на площадке для стоящих пассажиров, размер которой не превышает 1,5 кв. м;
класс III — автобусы, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
V. Общие требования к проведению классификации автобусов по классам комфортности
5.1. Классификация предусматривает процедуру оценки автобуса на соответствие требованиям к комфортности автобусов, указанным в приложении 1.
5.2. Класс комфортности определяется при условии соответствия всех критериев требованиям, предъявляемым автобусу соответствующего класса.
5.3. Основной целью классификации является определение класса комфортности автобуса и его устойчивого обеспечения в течение всего периода использования автобуса при пассажирских перевозках.
5.4. Порядок проведения классификации предусматривает следующие основные этапы:
подача заявки на проведение классификации автобусов по классам комфортности (далее — заявка) по форме, установленной в приложении 2, в испытательную лабораторию (центр) или орган по сертификации, аккредитованные в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве, и списка автобусов, прилагаемого к заявке, оформленного по форме, предусмотренной в приложении 3;
оценка соответствия автобуса и составление акта оценки соответствия автобуса (далее — Акт) по форме, предусмотренной в приложении 4;
выдача свидетельства о соответствии автобуса параметрам комфортности (далее — Свидетельство) по форме, предусмотренной в приложении 5.
5.5. К испытательным лабораториям (центрам), аккредитованным в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее — испытательные лаборатории (центры), осуществляющим классификацию (при аккредитации на данный вид работ), дополнительно предъявляются следующие требования:
испытательные лаборатории (центры) не должны предоставлять услуги по перевозке пассажиров автобусами на маршрутах общего пользования;
испытательные лаборатории (центры) обязаны быть финансово независимыми от автомобильных перевозчиков, предоставляющих услуги перевозки пассажиров на маршрутах общего пользования;
в области аккредитации испытательных лабораторий (центров) должно быть указано: «Испытания автобусов на соответствие нормативным документам, нормативным правовым актам относительно безопасности их конструкции».
5.6. Срок проведения классификации со дня подачи заявки до получения Свидетельства не должен превышать тридцати дней.
5.7. Организация и координация работ по вопросам классификации возлагается на орган по сертификации, аккредитованный в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее – орган по сертификации).
5.8. К органам по сертификации дополнительно предъявляются следующие требования:
орган по сертификации не должен предоставлять услуги по перевозке пассажиров автобусами на маршрутах общего пользования;
орган по сертификации должен иметь актуализированную нормативно-техническую документацию, регламентирующую требования к параметрам комфортности автобусов и методам оценки соответствия.
5.9. Общую организацию работ по классификации, ведение и опубликование перечня свидетельств соответствия автобусов параметрам комфортности осуществляет Центральный орган Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее — ЦОСС).
VI. Порядок определения класса комфортности автобусов и требования к параметрам комфортности автобусов
6.1. Юридическое или физическое лицо, являющееся собственником автобуса, или лицо, владеющее автобусом на ином законном основании, обратившееся с заявкой (далее — заявитель) предоставляет заявку и прилагаемые к ней документы в испытательную лабораторию (центр) или орган по сертификации.
При подаче заявки заявителем предъявляются оригиналы и предоставляются следующие документы, заверенные подписью и печатью (при наличии) заявителя:
копии сертификатов соответствия (при наличии) или протоколы испытаний на соответствие нормативным правовым актам и (или) нормативным документам по безопасности конструкции, проведенных испытательной лабораторией (центром) или органом по сертификации (при наличии);
копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;
список автобусов на проведение классификации.
Испытательная лаборатория (центр) или орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает представленные документы в течение пятнадцати дней с момента ее регистрации. По результатам рассмотрения заявки испытательная лаборатория (центр) или орган по сертификации принимает решение и сообщает о нем заявителю. Решение по заявке, оформленное согласно приложению 6, направляется заявителю.
В случае принятия решения об отказе в проведении классификации заявителю направляется обоснованный отказ.
Решение по заявке (отказ в проведении классификации) направляется заявителю любым доступным способом передачи данных.
В случае принятия решения о проведении классификации испытательная лаборатория (центр) или орган по сертификации направляет заявителю также проект договора на проведение работ по классификации.
После получения решения по заявке и проекта договора заявитель заключает с испытательной лабораторией (центром) или органом по сертификации договор на проведение работ по классификации.
6.2. Проверка автобусов с целью классификации проводится на соответствие требованиям к комфортности автобусов, установленным в приложении 1.
6.3. Заявитель обязан создать следующие условия для выполнения работ по классификации:
предоставить на процедуру классификации технически исправный автобус, прошедший своевременное техническое обслуживание;
автобус должен быть чист, как снаружи, так и изнутри (салон);
при проведении классификации должен присутствовать водитель автобуса, предоставленного на процедуру классификации.
Проведение классификации, по желанию заявителя (в случае если водитель и заявитель разные лица), может проводиться в присутствии заявителя или его уполномоченного представителя.
6.4. По результатам классификации испытательная лаборатория (центр) или орган по сертификации составляет Акт, который предоставляется заявителю не позднее десяти дней с момента окончания работ по классификации соответствующего автобуса. Акт должен быть подписан исполнителями работ и утвержден руководителем испытательной лаборатории (центра) или органа по сертификации.
Акт составляется в двух экземплярах, один предоставляется заявителю (подписывается заявителем при вручении), второй остается в испытательной лаборатории (центре) или органе по сертификации.
6.5. Классификация согласно требованиям к комфортности автобусов, установленным в таблице, приведенной в приложении 1, осуществляется испытательной лабораторией (центром) или органом по сертификации визуально и (или) опробованием согласно документации и соответствующим методикам проверки соответствия при выполнении работ по классификации, кроме классификации согласно требованиям к комфортности автобусов, предусмотренным в пунктах 1.1., 1.2., 1.3., 1.4., 1.8., 7.2., 9 таблицы, приведенной в приложении 1, которая осуществляется с применением средств измерений.
6.6. Расстояние между передней стороной спинки сиденья и задней стороной спинки, расположенного впереди сиденья, и расстояние между передней поверхностью спинок сидений, расположенных друг напротив друга, для автобусов вместимостью более 22 стоящих или сидящих пассажиров, исключая водителя, и имеющих общую ширину свыше 2.3 м должно соответствовать требованиям, установленным в приложении 7.
6.7. Расстояние между передней стороной спинки сиденья и задней стороной спинки, расположенного впереди сиденья, и расстояние между передней поверхностью спинок сидений, расположенных друг напротив друга, для автобусов категорий М2 и М3, предназначенных для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или сидящих и стоящих пассажиров, исключая водителя, должно соответствовать требованиям, установленным в приложении 8.
6.8. Минимальная высота сидений должна соответствовать требованиям, установленным в приложении 9.
6.9. Регулирование наклона спинки всех сидений осуществляется средствами измерений, предназначенными для измерения углов.
6.10. Количество подлокотников рассчитывается исходя из количества парных рядов.
В сиденьях последнего ряда (пять сидений) в одно-, двух- и трехзвездочных автобусах должны быть подлокотники с обеих сторон сиденья.
Подлокотники специального изготовления, не соответствующие установленным требованиям, оцениваются испытательной лабораторией (центром) или органом по сертификации самостоятельно.
6.11. Подставки для ног регулируемые должны быть индивидуальными для каждого сиденья. Настоящее требование не применяется тогда, когда речь идет о сиденьях, впереди которых отсутствуют другие сиденья.
6.12. Минимальная ширина сидений, которые отодвигаются в сторону прохода, для автобусов вместимостью более 22 стоящих или сидящих пассажиров, исключая водителя, и имеющих общую ширину свыше 2.3 м должна соответствовать требованиям, установленным в приложении 10.
6.13. Минимальная ширина сидений, которые отодвигаются в сторону прохода, для автобусов категорий М2 и М3, предназначенных для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или сидящих и стоящих пассажиров, исключая водителя, должна соответствовать требованиям, установленным в приложении 11.
6.14. Обивка сидений, раздельное крепление сидений и наличие предметного столика определяются визуально и по документам.
6.15. Обдув с возможностью индивидуального регулирования кондиционирования воздуха в салоне определяется по документации и опробованием.
6.16. Обогрев салона определяется по документации и опробованием. Условием выполнения требования относительно автоматического регулирования температуры является возможность регулировки водителем обогрева салона со своего места.
6.17. Наличие тонировки стекла окон в пассажирском салоне, штор и занавесок определяется визуально и (или) по документации.
6.18. Индивидуальное освещение пассажирского места определяется визуально и опробованием.
6.19. Наличие громкоговорителя на четыре, восемь мест или одного на салон определяется визуально и опробованием.
Расположение микрофона на гибком проводе должно быть такое, чтобы водитель имел к нему доступ. Микрофон может быть без провода при условии, что водитель может его зафиксировать на шее или одежде так, чтобы это не мешало ему управлять автобусом, что определяется визуально и опробованием.
6.20. Багажное отделение для ручной клади в салоне и минимальная вместимость багажного отделения на одного пассажира должны соответствовать документации, в том числе должны быть проведены определенные измерения и расчеты.
Водитель должен быть защищен от предметов, которые могут упасть с багажных полок в случае резкого торможения.
Все стенки багажного отделения должны иметь покрытие (поливин-хлорид, линолеум, краска с защитными волокнами и другое) легкое для мытья. Деревянная обшивка или слой обычной краски недопустимы.
6.21. Наличие санитарного оборудования (туалет с водяной или химической очисткой, умывальник), кафе-бара, телевизора определяется по документации, визуально и опробованием.
6.22. Наличие холодильника и его объем на одного пассажира, наличие подвески определяется по документации, визуально.
6.23. После подтверждения соответствия автобуса требованиям к комфортности автобусов испытательной лабораторией (центром) или органом по сертификации производится анализ полученных результатов и принимается решение о возможности выдачи Свидетельства.
6.24. Испытательная лаборатория (центр) или орган по сертификации рассматривает Акт с целью определения соответствия:
номенклатуры определенных показателей по отношению к показателям, установленным настоящим Порядком;
примененных методов и средств испытаний требованиям нормативного документа, нормативного правового акта на методы испытаний;
автобуса определенному классу комфортности или несоответствие ни одному из классов комфортности;
иным требованиям, установленным настоящим Порядком.
После рассмотрения Акта руководитель испытательной лаборатории (центра) или органа по сертификации утверждает его.
6.25. В случае соответствия автобуса требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, и отражения соответствующих данных в Акте, заявителю на каждый автобус отдельно предоставляется Свидетельство сроком на три года. Заявители могут использовать Свидетельство при участии в конкурсах на перевозку пассажиров по маршрутам общего пользования и в целях рекламы.
6.26. В случае несоответствия автобуса требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, и отражения соответствующих данных в Акте, испытательная лаборатория (центр) или орган по сертификации извещает об этом заявителя в пятидневный срок.
6.27. Срок действия Свидетельства не продлевается.
6.28. Для получения Свидетельства на новый срок заявитель не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия Свидетельства, направляет в испытательную лабораторию (центр) или орган по сертификации заявку.
6.29. В случае изменения параметров комфортности в автобусах, прошедших классификацию, заявитель обязан проинформировать об этом испытательную лабораторию (центр) или орган по сертификации в течение десяти дней с момента изменения параметров.
6.30. В случае изменения параметров комфортности, которые могут повлечь снижение класса комфортности, заявитель обязан обратиться в испытательную лабораторию (центр) или орган по сертификации с заявкой в срок, указанный в пункте 6.29. настоящего Порядка. В случае не обращения заявителя с заявкой в установленный срок, Свидетельство аннулируется, о чем уведомляется заявитель и ЦОСС в десятидневный срок со дня получения информации по изменению параметров комфортности испытательной лабораторией (центром) или органом по сертификации.
6.31. В случае изменения владельца автобуса, новый владелец должен проинформировать об этом испытательную лабораторию (центр) или орган по сертификации в десятидневный срок.
6.32. В случае смены владельца автобуса, новому владельцу выдается Свидетельство на данный автобус, выданное на его имя (переоформление Свидетельства), по письменному заявлению владельца автобуса в испытательную лабораторию (центр) или орган по сертификации с приложением документов, подтверждающих право владения автобусом, оформленные в соответствии с абзацем вторым пункта 6.1. настоящего Порядка.
6.33. Испытательная лаборатория (центр) или орган по сертификации, которые проводят классификацию, ежемесячно предоставляют в ЦОСС информацию по форме, установленной в приложении 12.
6.34. ЦОСС проводит систематизацию информации, предусмотренной пунктом 6.33. настоящего Порядка, и размещает данные об автобусах, прошедших классификацию, и иную информацию, предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики, на официальном сайте Министерства транспорта Донецкой Народной Республики.
Обновление и дополнение уже имеющейся информации производится по мере ее поступления, но не реже одного раза в девяносто дней.
VII. Сфера использования автобусов
7.1. Сфера использования автобусов разных классов и категорий по видам сообщения и протяженности маршрутов (приложение 13) определяется с учетом особенностей конструкции автобусов относительно безопасности и комфортности перевозки пассажиров и багажа и обеспечения надлежащих условий поездки.
7.2. Режимы движения автобусов, которые могут применяться на городских маршрутах (приложение 14), определяются с учетом возможности обеспечения выполнения утвержденного расписания движения, недопущения препятствий для движения других транспортных средств и создание максимально благоприятных условий для пассажиров.
VIII. Порядок рассмотрения апелляций
Действия испытательной лаборатории (центра), органа по сертификации могут быть обжалованы заявителем в порядке, установленном Министерством транспорта Донецкой Народной Республики, и (или) в судебном порядке.
IX. Порядок проведения инспекционного контроля
9.1. Инспекционный контроль за деятельностью заявителей, которым выданы Свидетельства организует и осуществляет комиссия, назначенная Министерством транспорта Донецкой Народной Республики (далее – комиссия), в порядке, установленном Министерством транспорта Донецкой Народной Республики.
В состав комиссии могут быть включены:
представители департаментов, отделов Министерства транспорта Донецкой Народной Республики;
представители ЦОСС;
представители испытательных лабораторий или органов по сертификации, проводивших классификацию.
9.2. Инспекционный контроль может проводиться в течение всего срока действия Свидетельства в форме внеплановых инспекционных проверок по месту стоянки автобуса.
9.3. Основанием для проведения внепланового инспекционного контроля служат исключительно претензии, жалобы, поданные физическими лицами, субъектами хозяйствования или контролирующими органами, содержащие:
информацию об автобусе, прошедшем классификацию в полном объеме;
информацию о нарушении требований, соответствие которых проверялось при проведении классификации.
9.4. В случае выявления в ходе инспекционного контроля нарушений требований к комфортности автобусов комиссия принимает решение о приостановлении действия Свидетельства или об аннулировании Свидетельства в случаях, предусмотренных разделами X и XI настоящего Порядка. Формы решений о приостановлении действия Свидетельства и об аннулировании Свидетельства устанавливаются Министерством транспорта Донецкой Народной Республики.
X. Приостановление действия Свидетельства о соответствии автобуса параметрам комфортности
10.1. Основанием для приостановления действия Свидетельства является установление комиссией факта нарушения требований к классу комфортности автобусов.
10.2. Решение о приостановлении действия Свидетельства выдается владельцу или его представителю под роспись или направляется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней.
10.3. В решении о приостановлении действия Свидетельства указывается нарушение требований к классу комфортности автобусов, послужившее основанием для приостановления его действия.
10.4. Действие Свидетельства приостанавливается до устранения нарушения, послужившего основанием для приостановления действия Свидетельства, но не более чем на тридцать дней.
10.5. После устранения владельцем автобуса нарушений требований к классу комфортности автобусов, он уведомляет об этом испытательную лабораторию (центр) или орган по сертификации в течение пяти рабочих дней. В течение десяти рабочих дней со дня регистрации уведомления, проводится инспекционный контроль на предмет устранения нарушения, послужившего основанием для приостановления действия Свидетельства. По результатам данного инспекционного контроля принимается решение о возобновлении действия Свидетельства или о его аннулировании.
XI. Аннулирование свидетельства о соответствии автобуса параметрам комфортности
11.1. Испытательная лаборатория (центр) или орган по сертификации аннулирует Свидетельство, если по результатам инспекционного контроля выявлены такие нарушения, которые не могут быть устранены в тридцатидневный срок, а также в случае не устранения владельцем автобуса нарушений, послуживших основанием приостановления действия Свидетельства, в срок, предусмотренный пунктом 10.4. настоящего Порядка.
11.2. Решение об аннулировании Свидетельства вручается владельцу или его представителю под роспись или направляется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней.
11.3. Свидетельство считается аннулированным со дня принятия решения о его аннулировании.
[docx] Приложение 1 к Порядку
[docx] Приложение 2 к Порядку
[docx] Приложение 3 к Порядку
[docx] Приложение 4 к Порядку
[docx] Приложение 5 к Порядку
[docx] Приложение 6 к Порядку
[docx] Приложение 7 к Порядку
[docx] Приложение 8 к Порядку
[docx] Приложение 9 к Порядку
[docx] Приложение 10 к Порядку
[docx] Приложение 11 к Порядку
[docx] Приложение 12 к Порядку
[docx] Приложение 13 к Порядку
[docx] Приложение 14 к Порядку
Изменяется на основании: Приказ №26 от 25.01.2021
Начальная версия от 26.04.2016