Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство юстиции Донецкой Народной Республики
Дата документа: 15.08.2016
Номер документа: 715
Дата государственной регистрации: 24.08.2016
Регистрационный номер: 1509
Заголовок документа: Об утверждении Типовых правил внутреннего контроля, осуществляемого адвокатами и адвокатскими образованиями, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Действие документа: Недействующий
Классификатор: 190.030.020 - Организационные основы деятельности адвокатуры
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Министерства юстиции Донецкой Народной Республики http://minjust-dnr.ru/,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство юстиции
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1509
от «24» августа 2016 г.
(утратил силу с 02.06.2023 – приказ Министерства юстиции ДНР от 22.05.2023 № 151-ОД)
Во исполнение п. 10. Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04.12.2015 № 24-3, в целях обеспечения координации деятельности субъектов первичного финансового мониторинга по организации внутреннего контроля в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на основании п. 18 Положения о Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 03.06.2015 № 10-36
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Типовые правила внутреннего контроля, осуществляемого адвокатами и адвокатскими образованиями, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые прилагаются.
2. И.о. Руководителя Управления по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (А.Г. Зиновьевой) передать настоящий Приказ для проведения государственной регистрации в Департамент регистрации нормативных правовых актов.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на и.о. Первого заместителя Министра юстиции Донецкой Народной Республики Я.В. Ходоса.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1509
от «24» августа 2016 г.
Типовые правила внутреннего контроля, осуществляемого адвокатами и адвокатскими образованиями, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
I. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила внутреннего контроля, осуществляемого адвокатами и адвокатскими образованиями в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Типовые правила) разработаны во исполнение Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04.12.2015 № 24-3 (далее – Временное положение).
2. В целях понимания настоящих Типовых правил применяются следующие термины:
адвокат – физическое лицо, осуществляющее адвокатскую деятельность индивидуально;
адвокатское образование – организационная правовая форма деятельности двух и более адвокатов, объединенных общностью интересов (адвокатское бюро, адвокатское объединение, юридическая консультация);
ответственный сотрудник – лицо, состоящее в трудовых отношениях с адвокатским образованием, ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программ его осуществления и иных внутренних организационных мер в указанных целях, а также за организацию представления в Уполномоченный орган сведений в соответствии с Временным положением;
перечень экстремистов — перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, составляемый и доводимый до сведения организаций в соответствии с порядком, установленным законодательством Донецкой Народной Республики.
Термины, используемые в настоящих Типовых правилах и не определенные в данном пункте, должны пониматься в соответствии с Временным положением, Законом Донецкой Народной Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» № 25-IHC от 20.03.2015 года, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
3. Настоящие Типовые правила используются при разработке адвокатами и адвокатскими образованиями правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – правила внутреннего контроля).
4. Требования к адвокатам и адвокатским образованиям по выполнению правил внутреннего контроля распространяются на адвокатов и адвокатские образования в случаях, если они от имени или по поручению своих клиентов участвуют в операциях с денежными средствами, недвижимостью или иным имуществом.
5. Правила внутреннего контроля разрабатываются адвокатами и адвокатскими образованиями с учетом требований, установленных Приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики № 101 от 27.04.2016 года «Об утверждении Требований по разработке субъектами первичного финансового мониторинга правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также исходя из основных направлений деятельности, особенностей деятельности клиентов и совершаемых клиентами операций.
В адвокатских образованиях правила внутреннего контроля утверждаются руководителем адвокатского образования.
Адвокаты самостоятельно разрабатывают и утверждают правила внутреннего контроля.
6. Правовую основу исполнения адвокатами и адвокатскими образованиями требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в процессе организации и реализации правил внутреннего контроля составляют Конституция Донецкой Народной Республики, международные договоры Донецкой Народной Республики, ратифицированные Народным Советом Донецкой Народной Республики, законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, в том числе:
Закон Донецкой Народной Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» № 25-IHC от 20.03.2015 года.
Временное положение.
7. Типовые правила включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее — программа организации внутреннего контроля);
программа идентификации клиентов, представителей клиентов и/или выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее — программа идентификации и изучения клиента);
программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании, при установлении договорных отношений с клиентом и в процессе выполнения поручений клиента (далее — программа изучения клиента);
программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);
программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее — программа выявления операций);
программа документального фиксирования информации;
программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения поручения клиента по совершению операции;
программа подготовки и обучения сотрудников адвокатского образования в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – программа подготовки и обучения);
программа проверки осуществления внутреннего контроля;
программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа хранения информации).
8. Настоящие Типовые правила могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
II. Программа организации внутреннего контроля
9. Внутренний контроль — деятельность адвокатов и адвокатских образований по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Основная задача внутреннего контроля — недопущение вовлечения адвокатов и адвокатских образований в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Внутренний контроль осуществляется адвокатами и адвокатскими образованиями на постоянной основе.
10. В адвокатском образовании ответственным за организацию внутреннего контроля и направление соответствующей информации и документов в Уполномоченный орган является руководитель адвокатского образования.
С целью соблюдения и реализации правил внутреннего контроля в адвокатском образовании приказом руководителя из числа адвокатов назначается ответственный сотрудник.
Копия приказа о назначении ответственного сотрудника с указанием его контактных данных направляется в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики в течение трех дней со дня издания приказа.
11. В случае осуществления адвокатом своей деятельности индивидуально, ответственный сотрудник не назначается, выполнение функций ответственного сотрудника возлагается на данного адвоката.
Адвокат самостоятельно направляет соответствующую информацию и документы в Уполномоченный орган и несет персональную ответственность за соблюдение правил внутреннего контроля.
12. К адвокатам и ответственным сотрудникам адвокатского образования предъявляются следующие квалификационные требования, установленные Приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики № 100 от 27.04.2016 года «Об утверждении квалификационных требований к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями Уполномоченного органа;
отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против республиканской власти;
отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусматривающей дисквалификацию такого лица.
13. В целях реализации правил внутреннего контроля в адвокатском образовании ответственный сотрудник выполняет следующие функции:
разрабатывает и представляет на утверждение руководителя правила внутреннего контроля, а также иные документы адвокатского образования, регламентирующие реализацию мер внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
организует и контролирует представление в Уполномоченный орган сведений и документов в соответствии с Временным положением и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
оказывает содействие уполномоченным представителям Министерства юстиции Донецкой Народной Республики при проведении ими проверок деятельности адвокатского образования по вопросам, отнесенным к его компетенции внутренними документами адвокатского образования;
контролирует документальное фиксирование информации об операциях, подлежащих контролю в соответствии с требованиями правил внутреннего контроля;
обеспечивает конфиденциальность процесса реализации правил внутреннего контроля;
выполняет иные функции в соответствии с правилами внутреннего контроля и внутренними документами адвокатского образования.
14. Для реализации функциональных обязанностей ответственному сотруднику адвокатского образования предоставляются следующие полномочия:
снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных сетях и компьютерных системах адвокатского образования;
иметь доступ к базам данных, сведениям о клиентах адвокатского образования и их операциях, а также в помещения используемые для хранения документов (архивы);
иметь иные полномочия, предусмотренные правилами внутреннего контроля и внутренними документами адвокатского образования.
15. Ответственный сотрудник подготавливает и в установленном порядке представляет в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики отчет о результатах своей деятельности.
16. Адвокатами и адвокатскими образованиями осуществляется постоянный мониторинг законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В случае внесения во Временное положение либо иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма изменений, адвокаты и адвокатские образования в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу указанных изменений либо вступления в силу нового нормативного правового акта вносят в свои правила внутреннего контроля соответствующие изменения.
III. Программа идентификации и изучения клиента
17. Идентификация клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев осуществляется адвокатами и адвокатскими образованиями в соответствии с основными правилами профессиональной этики адвоката и адвокатской деятельности, установленными Законом Донецкой Народной Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» № 25-IНС от 20.03.2015 года, с учетом требований, установленных Временным положением, а также Приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики № 124 от 03.06.2016 года «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
18. Адвокаты и адвокатские образования осуществляют идентификацию как клиента, которому оказываются услуги разового характера (не предполагающие длительных договорных отношений с клиентом) вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг, так и клиента, с которым устанавливаются договорные отношения, предполагающие длящийся характер.
19. В адвокатских образованиях обязанности по идентификации клиентов возлагаются на сотрудника адвокатского образования, непосредственно взаимодействующего с клиентом.
Адвокаты самостоятельно выполняют требования по идентификации клиентов.
20. Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя осуществляется адвокатами и адвокатскими образованиями до установления договорных отношений с клиентами и включает в себя следующие мероприятия:
установление определенных пунктом 13 раздела III Временного положения сведений в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя;
проверку наличия либо отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 35 раздела IV Временного положения;
определение принадлежности физического лица, состоящего в договорных отношениях с адвокатами и адвокатскими образованиями, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также связанных с ними лиц и лиц, выполняющих публичные функции в Донецкой Народной Республике, список которых утверждается Главой Донецкой Народной Республики;
выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска;
обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей.
21. Адвокаты и адвокатские образования проводят упрощенную идентификацию клиента – физического лица в случаях, предусмотренных пунктом 19 раздела III Временного положения.
22. Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, адвокаты и адвокатские образования идентифицируют представителя, проверяют его полномочия, а также идентифицируют и изучают представляемого клиента.
23. В целях идентификации физических лиц адвокаты и адвокатские образования устанавливают следующие сведения:
фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
гражданство;
дату рождения;
реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ;
данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Донецкой Народной Республике;
адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
индивидуальный налоговый номер/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при его наличии) или серия и номер паспорта при наличии в паспорте отметки органов доходов и сборов об отказе от получения индивидуального налогового номера/регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика;
номера контактных телефонов и факсов (при наличии);
должность (статус, степень родства) физического лица в случае, если физическое лицо является лицом, указанным в пункте 27 раздела III Временного положения (публичное должностное лицо);
реквизиты документа, подтверждающего право физического лица на осуществление независимой профессиональной деятельности.
24. При проведении упрощенной идентификации физического лица устанавливаются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
серия и номер документа, удостоверяющего личность.
25. Для представителей, выгодоприобретателей клиента – физических лиц, кроме сведений, предусмотренных пунктами 23-24 настоящих Типовых правил, адвокаты и адвокатские образования выясняют:
в отношении представителя клиента – наименование и реквизиты документа, подтверждающие наличие у представителя соответствующих полномочий;
в отношении выгодоприобретателя – сведения об основаниях, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде другого лица при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления.
26. В целях идентификации юридических лиц адвокаты и адвокатские образования устанавливают следующие сведения:
наименование (полное, сокращенное (если имеется) и наименование на иностранном языке (если имеется));
идентификационный код юридического лица;
сведения о государственной регистрации: дата первичной государственной регистрации, номер регистрационной записи в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Единый государственный реестр), место проведения государственной регистрации юридического лица;
адрес местонахождения юридического лица (юридический адрес), почтовый адрес, адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Донецкой Народной Республики либо сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания) физического лица – уполномоченного представителя нерезидента на территории Донецкой Народной Республики (при наличии);
номера контактных телефонов и факсов (если имеются).
Для более подробного изучения юридического лица дополнительно устанавливаются и фиксируются сведения о составе учредителей (участников) юридического лица, составе и структуре органов управления, размере уставного (складочного) капитала или размере уставного фонда, целях финансово-хозяйственной деятельности, видах деятельности, финансовом положении, целях установления и предполагаемом характере деловых отношений.
27. В целях идентификации физических лиц — предпринимателей адвокаты и адвокатские образования устанавливают следующие сведения:
сведения, предусмотренные абзацем 2 пункта 13 раздела III Временного положения для идентификации физических лиц;
сведения о принадлежности к публичным должностным лицам или связях с публичными должностными лицами;
сведения о государственной регистрации физического лица — предпринимателя: дата первичной государственной регистрации, номер регистрационной записи в Едином государственном реестре, место проведения государственной регистрации;
адрес места жительства физического лица — предпринимателя (адрес регистрации);
почтовый адрес и номера контактных телефонов и факсов (если имеются).
Для более подробного изучения физических лиц – предпринимателей дополнительно устанавливаются и фиксируются сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности, видах деятельности, финансовом положении, целях установления и предполагаемом характере деловых отношений.
28. Для представителей, выгодоприобретателей клиента – юридических лиц или физических лиц – предпринимателей устанавливаются сведения, предусмотренные пунктами 26-27 настоящих Типовых правил, в дополнение адвокаты и адвокатские образования выясняют:
в отношении представителя клиента – наименование и реквизиты документа, подтверждающего наличие у представителя соответствующих полномочий;
в отношении выгодоприобретателя – сведения об основаниях, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде другого лица при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления.
Для более подробного изучения дополнительно устанавливаются и фиксируются сведения: о целях финансово-хозяйственной деятельности, видах деятельности, финансовом положении, целях установления и предполагаемом характере деловых отношений.
Сведения о видах деятельности устанавливаются на основании справки из реестра статистических единиц Главного управления статистики Донецкой Народной Республики.
29. Адвокаты и адвокатские образования в соответствии с пунктом 15 раздела III Временного положения принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении них сведений, в объеме, установленном пунктом 20 настоящих Типовых правил.
С целью установления бенефициарного владельца адвокаты и адвокатские образования определяют, действует ли клиент от имени другого лица, и затем принимают меры по идентификации и надлежащей проверке лица, от имени которого действует клиент.
В целях идентификации бенефициарных владельцев адвокаты и адвокатские образования устанавливают следующие сведения:
фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
гражданство;
дату рождения;
реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ;
данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Донецкой Народной Республике;
сведения о принадлежности к публичным должностным лицам или связях с публичными должностными лицами;
адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
индивидуальный налоговый номер или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при его наличии) или серия и номер паспорта при наличии в паспорте отметки органов доходов и сборов об отказе от получения индивидуального налогового номера/регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика.
30. Идентификация бенефициарных владельцев не проводится в случаях установления договорных отношений с клиентами, указанными в абзацах 2, 3 пункта 15 раздела III Временного положения.
31. В случае, если в результате принятия предусмотренных настоящими Типовыми правилами мер по идентификации бенефициарных владельцев, бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента.
32. Адвокаты и адвокатские образования в рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при выполнении поручений по проведению операций и сделок с их участием или к их выгоде проверяют факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений, находящихся в перечне экстремистов.
При проведении адвокатами и адвокатскими образованиями проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и/или выгодоприобретателе, а также бенефициарном владельце в перечне экстремистов используется актуальный на дату такой проверки перечень экстремистов.
33. Результаты проверки клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца на предмет наличия или отсутствия информации о них в перечне экстремистов, а также дата проверки фиксируются в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
Информация о результатах проверки клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца на предмет наличия или отсутствия информации о них в перечне экстремистов не должна быть доступна клиенту, представителю клиента, выгодоприобретателю, бенефициарному владельцу или иным лицам, за исключением органов государственной власти, в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
34. Адвокаты и адвокатские образования осуществляют идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.
В случае если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личности физических лиц, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский/украинский язык), то такие документы должны представляться с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
Требования о представлении документов с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык не распространяются на официальные документы, выданные на территории Украины.
Адвокаты и адвокатские образования осуществляют идентификацию на основании оригиналов документов, представленных клиентом (представителем клиента), либо надлежащим образом заверенных копий документов (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц) в порядке, установленном в правилах внутреннего контроля.
Если к идентификации клиента (представителя клиента), выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца имеет отношение только часть документа, для идентификации может быть предоставлена заверенная выписка из него. В случае предоставления клиентом копий документов, адвокаты и адвокатские образования вправе потребовать представления оригиналов документов для ознакомления.
35. Сведения о клиенте, а также представителе клиента и/или выгодоприобретателе, а также бенефициарном владельце фиксируются в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
Сведения, рекомендуемые для включения в анкету клиента, приведены в приложении 1 к настоящим Типовым правилам.
Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.
Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника, ответственного за работу с клиентом.
Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.
36. Адвокаты и адвокатские образования в обязательном порядке фиксируют на бумажном носителе анкету клиента в следующих случаях:
если фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также другие имеющиеся сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце полностью совпадают с информацией, содержащейся в перечне экстремистов;
в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца или в отношении операций возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные абзацем 3 пункта 41 раздела V Временного положения (при отсутствии изменений в сведениях к последней редакции анкеты на бумажном носителе, повторно анкета не печатается);
адвокаты и адвокатские образования с учетом требований раздела V настоящих Типовых правил оценивают степень (уровень) риска клиента как высокую.
37. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них, адвокаты и адвокатские образования вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (физического лица – предпринимателя).
38. Адвокаты и адвокатские образования при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца используют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре.
Адвокаты и адвокатские образования также могут использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные на законных основаниях.
39. В целях установления договорных отношений с клиентами, являющимися иностранными публичными должностными лицами, должностными лицами публичных международных организаций, а также связанных с ними лиц, лиц, выполняющих публичные функции в Донецкой Народной Республике, список которых утверждается Главой Донецкой Народной Республики, адвокаты и адвокатские образования обязаны:
принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, состоящих в договорных отношениях с адвокатами и адвокатскими образованиями или при установлении с ними договорных отношений, публичных должностных лиц;
вступать в договорные отношения с иностранными публичными должностными лицами только на основании письменного решения руководителя адвокатского образования, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения, которому руководителем адвокатского образования либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;
принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;
на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении адвокатов и адвокатских образований информацию об иностранных публичных должностных лицах, с которыми они находятся в договорных отношениях.
Адвокат самостоятельно принимает решение об установлении договорных отношений с иностранными публичными должностными лицами.
40. Принадлежность физического лица, находящегося в договорных отношениях с адвокатами и адвокатскими образованиями, к числу лиц, указанных в пункте 39 настоящих Типовых правил фиксируются в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
41. Адвокаты и адвокатские образования принимают меры по выявлению среди клиентов, с которыми они находятся в договорных отношениях, при установлении договорных отношений с клиентами, а также среди лиц, являющихся сторонами операций, совершаемых от имени или по поручению клиентов, лиц имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
Принадлежность клиента к лицу, имеющему соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) фиксируются адвокатами и адвокатскими образованиями в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
42. Адвокаты и адвокатские образования вправе отказаться от установления договорных отношений с клиентом, в случае отказа клиента в предоставлении документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с нормами, определенными Временным положением.
43. Адвокаты и адвокатские образования обновляют сведения о клиентах, представителях клиента, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год при установлении отношений длительного характера либо при повторном обращении клиента, совершающего разовые операции, а также, если возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации адвокатами и адвокатскими образованиями программы идентификации, или в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
При получении от клиента информации (документов), подтверждающей (подтверждающих) изменение сведений, устанавливаемых в целях идентификации, адвокаты и адвокатские образования в течение пяти рабочих дней со дня их получения вносят соответствующие изменения в анкету клиента либо фиксируют иным способом, установленным в правилах внутреннего контроля.
44. Программа идентификации также может содержать иные положения, включаемые адвокатами и адвокатскими образованиями по их усмотрению.
IV. Программа изучения клиента
45. Адвокаты и адвокатские образования при установлении договорных отношений с клиентами и в процессе выполнения поручений клиентов получают информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений, а также на регулярной основе принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов. При этом под определением деловой репутации клиента понимается его оценка, основывающаяся на общедоступной информации (СМИ, Интернет, иные общедоступные источники).
V. Программа оценки риска
46. В рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также в процессе совершения операций (сделок) от имени или по поручению клиента, адвокаты и адвокатские образования оценивают и присваивают клиенту степень (уровень) риска.
Оценка степени (уровня) риска имеет три уровня: низкий, средний, высокий.
47. Адвокаты и адвокатские образования оценивают степень (уровень) риска до установления договорных отношений с клиентом, в процессе выполнения поручений клиента, в иных случаях, предусмотренных в правилах внутреннего контроля.
48. Адвокаты и адвокатские образования оценивают степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – признаки повышенной степени (уровня) риска), самостоятельно включенных в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
49. Оценка риска клиента осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков:
риск по типу клиента и/или бенефициарного владельца;
«страновой риск»;
риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций.
Факторы, влияющие на оценку риска клиента по каждой из указанных категорий рисков, определяются в соответствии с приложением 2 к настоящим Типовым правилам.
50. Адвокаты и адвокатские образования принимают решение об отнесении клиента к определенному уровню риска самостоятельно с учетом факторов, влияющих на оценку риска клиента.
51. Для оценки степени (уровня) риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением, адвокаты и адвокатские образования осуществляют постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.
Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, адвокаты и адвокатские образования уделяют повышенное внимание операциям (сделкам), совершаемым клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 3 пункта 41 раздела V Временного положения, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях предоставления в Уполномоченный орган сведений об операциях, установленных пунктом 42 раздела V Временного положения.
52. Оценка степени (уровня) риска, обоснование оценки риска, а также история изменения степени (уровня) риска фиксируются в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.
53. Адвокаты и адвокатские образования пересматривают степень (уровень) риска по мере изменения сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, либо в случае:
когда в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
наличия оснований для документального фиксирования информации, предусмотренные абзацем 3 пункта 41 раздела V Временного положения.
54. Пересмотр степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, установленные Временным положением, а также иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
55. Результаты оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, не должны быть доступны иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
VI. Программа выявления операций
56. Программа выявления операций предусматривает процедуры выявления:
операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии с разделом IV Временного положения;
операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 41 раздела V Временного положения по указанным в нем основаниям;
необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
57. Выявление операций, подлежащих обязательному контролю — как впрямую подпадающих под определения Временного положения, так и несущих признаки необычных сделок – обеспечивается постоянным мониторингом осуществляемых клиентами операций.
При осуществлении мониторинга операций с участием клиентов, отнесенных к повышенному риску, уделяется повышенное внимание к характеру, целям и результатам заявленной и осуществляемой клиентом операции.
58. Основаниями документального фиксирования информации являются:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности юридического лица, установленным учредительными документами этого юридического лица;
выявление неоднократного, в течение одного рабочего дня, совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Временным положением;
совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого Уполномоченным органом в адрес адвоката или адвокатского образования направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный пунктом 45 раздела V Временного положения;
отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у адвоката или сотрудников адвокатского образования возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.
59. Программа выявления операций в целях выявления операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, включает критерии выявления необычных сделок и их признаки.
Критерии и признаки необычных сделок приведены в приложениях 3 и 4 к настоящим Типовым правилам
Адвокаты и адвокатские образования самостоятельно разрабатывают критерии и признаки необычных сделок исходя из основных направлений деятельности, особенностей деятельности клиентов и совершаемых клиентами операций, с учетом требований, установленных Приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики № 102 от 27.04.2016 года «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок».
Критерии и признаки необычных операций (сделок) являются неотъемлемой частью правил внутреннего контроля.
60. Решение о признании операции клиента подозрительной принимается адвокатами и адвокатскими образованиями на основании информации о финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента, характеризующей его статус, статус его представителя и/или выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца.
Сотрудники адвокатского образования информируют ответственного сотрудника о выявлении операции (сделки), подлежащей обязательному контролю.
61. При выявлении признаков необычной операции (сделки) адвокаты и адвокатские образования анализируют иные операции (сделки) клиента для подтверждения обоснованности подозрений осуществления им операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
62. При выявлении в деятельности клиента необычной операции (сделки) или ее признаков адвокаты и адвокатские образования также могут предпринять следующие действия:
обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений и (или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции;
обеспечить повышенное внимание (мониторинг) ко всем операциям этого клиента в целях получения подтверждения, что их осуществление может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;
совершение иных необходимых действий при условии соблюдения законодательства Донецкой Народной Республики.
63. По итогам изучения операции адвокат или руководитель адвокатского образования принимает решение:
о признании операции клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии с разделом IV Временного положения;
о признании выявленной необычной операции подозрительной операцией, осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;
о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции клиента;
о представлении информации об операции в Уполномоченный орган.
64. В случае если у адвокатов или у сотрудников адвокатских образований в результате реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, адвокаты и адвокатские образования не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки), составляют и направляют в порядке, предусмотренном пунктом 68 настоящих Типовых правил, сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным разделом IV Временного положения.
VII. Программа документального фиксирования информации
65. На основании результатов программы выявления операций адвокаты и адвокатские образования документально фиксируют информацию в случае выявления признаков совершения клиентом:
операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии с разделом IV Временного положения;
операции (сделки), подпадающей под критерии выявления и (или) признаки необычной операции (сделки);
иной операции (сделки), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
66. Адвокаты и адвокатские образования фиксируют информацию, полученную в результате реализации программы выявления операций таким образом, чтобы:
в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции, в том числе сумму операции (сделки), валюту и назначение платежа, а также данные о контрагенте клиента;
она могла быть использована в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
67. В случае выявления признаков операции, подлежащей обязательному контролю, в соответствии с требованиями Временного положения, или необычной операции сотрудник адвокатского образования, выявивший указанную операцию, составляет внутреннее сообщение — документ, содержащий сведения об указанной операции (далее – внутреннее сообщение), по форме, утверждаемой руководителем адвокатского образования со следующими реквизитами:
категория операции (операция, подлежащая обязательному контролю или необычная операция);
содержание операции;
критерии либо иные обстоятельства, по которым операция может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям;
содержание операции, дата, сумма и валюта проведения;
сведения о лице, проводящем операцию;
дата составления внутреннего сообщения об операции;
описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция квалифицируется как необычная;
сведения об ответственном сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции, и его подпись;
отметка о решении руководителя либо уполномоченного им должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции;
отметка о дополнительных мерах, предпринятых адвокатским образованием в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции или ее признаков.
Ответственный сотрудник предварительно рассматривает внутреннее сообщение и принимает решение о целесообразности его представления руководителю адвокатского образования.
Окончательное решение о предоставлении сведений в Уполномоченный орган о соответствующей операции принимает руководитель адвокатского образования.
Требования настоящего пункта Типовых правил не распространяются на адвокатов, осуществляющих свою деятельность индивидуально.
68. При наличии в характере операции, подлежащей обязательному контролю, признаков подозрительной операции, адвокаты и руководители адвокатских образований составляют в письменном или в электронном виде сообщение и направляют его самостоятельно в Уполномоченный орган в соответствии с требованиями, установленными Приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики № 103 от 27.04.2016 года «Об утверждении Положения о предоставлении субъектами первичного финансового мониторинга информации уполномоченному органу и направлении уполномоченным органом запросов субъектам первичного финансового мониторинга».
69. Информация предоставляется Уполномоченному органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через Личный кабинет (специализированный интернет-портал по вопросам противодействия легализации, ссылка на который размещается на сайте Министерства финансов Донецкой Народной Республики), либо на бумажном носителе.
70. Формат предоставления информации, структура передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения и получения подтверждения о его принятии, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при предоставлении информации, а также телекоммуникационные каналы связи, используемые для передачи информации в электронной форме в соответствии с пунктом 69 настоящих Типовых правил, определяются Уполномоченным органом.
71. Адвокаты и адвокатские образования, в соответствии с пунктом 45 раздела V Временного положения, предоставляют в Уполномоченный орган, по его запросам, имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов.
Информация по запросу о бенефициарных владельцах клиентов предоставляется с учетом требований, предусмотренных пунктом 13 раздела III Временного положения.
Адвокаты и адвокатские образования могут предоставлять Уполномоченному органу иную информацию, не указанную в запросе, но необходимую, по их мнению, для эффективной реализации требований Временного положения.
72. Адвокаты и адвокатские образования предоставляют информацию, указанную в пункте 71 настоящих Типовых правил, в течение пяти рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
В случае, если адвокаты и адвокатские образования, не располагают запрашиваемой информацией, они сообщают об этом Уполномоченному органу в сроки, установленные абзацем первым настоящего пункта.
С учетом объема, характера и содержания запрашиваемой информации, срок ее предоставления может быть продлен Уполномоченным органом.
73. Информация, указанная в пункте 71 настоящих Типовых правил, предоставляется Уполномоченному органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через Личный кабинет (специализированный интернет-портал по вопросам противодействия легализации, ссылка на который размещается на сайте Министерства финансов Донецкой Народной Республики).
По согласованию с Уполномоченным органом запрашиваемая информация может предоставляться на бумажном носителе.
Формат предоставления информации, а также способы ее предоставления и телекоммуникационные каналы связи определяются Уполномоченным органом.
74. Адвокаты и адвокатские образования не вправе информировать клиентов и иных лиц о получении запросов Уполномоченного органа, а также о содержании предоставленной ими информации по таким запросам.
75. Адвокаты и адвокатские образования незамедлительно сообщают в Уполномоченный орган любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.
VIII. Программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения поручения клиента по совершению операции
76. Адвокаты и адвокатские образования вправе отказать в выполнении поручения клиента по совершению операций с денежными средствами или иным имуществом, в случае отказа клиента в предоставлении документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Временного положения, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у адвокатов или адвокатских образований возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Адвокаты и адвокатские образования в правилах внутреннего контроля могут установить и другие основания для такого отказа с учетом требований законодательства Донецкой Народной Республики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
77. Отказ от выполнения поручения клиента по совершению операций с денежными средствами или иным имуществом, в случаях, предусмотренных пунктом 76 настоящих Типовых правил, не является основанием для возникновения у адвокатов и адвокатских образований гражданско-правовой ответственности за нарушение условий соответствующих договоров (соглашений).
78. О фактах отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 76 настоящих Типовых правил, адвокаты и адвокатские образования информируют Уполномоченный орган в соответствии с требованиями действующего законодательства и в порядке, предусмотренном программой документального фиксирования информации.
79. Адвокаты и адвокатские образования документально фиксируют и представляют в Уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа по основаниям, указанным в настоящей программе, от выполнения действий от имени или по поручению клиента по совершению операций с денежными средствами или иным имуществом в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.
IX. Программа подготовки и обучения сотрудников
80. В целях выполнения требований, установленных Приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики № 100 от 27.04.2016 года «Об утверждении квалификационных требований к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также вторым абзацем пункта 12 настоящих Типовых правил, адвокаты проходят обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – обучение), а адвокатские образования разрабатывают программу обучения своих сотрудников с учетом особенностей основных направлений деятельности, особенностей деятельности клиентов и совершаемых ими операций.
81. Целью обучения является получение адвокатами и сотрудниками адвокатских образований знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Донецкой Народной Республики о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля, программ его осуществления и иных документов, принятых в целях организации внутреннего контроля.
82. Обучение сотрудников адвокатских образований проводится в следующих формах:
вводный инструктаж;
дополнительный инструктаж;
целевой инструктаж (получение адвокатами и сотрудниками адвокатских образований базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Донецкой Народной Республики о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля, программ ее осуществления и иных документов, принятых в этих целях);
повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – повышение уровня знаний).
83. Адвокаты, а также лица, планирующие осуществлять функции ответственного сотрудника, проходят обучение в форме целевого инструктажа разово до начала осуществления таких функций, в Уполномоченном органе или в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики при участии представителя Уполномоченного органа.
Ответственные сотрудники адвокатских образований после прохождения обучения проводят целевой инструктаж для других сотрудников адвокатских образований.
Обучение в форме целевого инструктажа также может проводиться иными организациями, которые занимаются подготовкой и обучением кадров в соответствии с требованиями к подготовке и обучению кадров, установленными Уполномоченным органом при условии включения в программу обучения вопросов, связанных с особенностями противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Прохождение адвокатами и ответственными сотрудниками адвокатских образований целевого инструктажа подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.
84. Программа обучения адвокатов и сотрудников адвокатских образований предусматривает изучение:
нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
правил и программ осуществления внутреннего контроля при исполнении адвокатами и сотрудниками адвокатских образований обязанностей по реализации внутреннего контроля, а также мер ответственности, которые могут быть применены за неисполнение требований нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных документов адвокатов и адвокатских образований, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.
85. В адвокатских образованиях руководителем утверждается перечень сотрудников, которые должны проходить обучение.
В перечень лиц, которые должны проходить обучение включаются руководитель адвокатского образования, а также сотрудники, которые имеют отношение к операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Адвокатское образование ведет учет прохождения его сотрудниками обучения, в порядке, установленном руководителем адвокатского образования.
Факт проведения с сотрудниками адвокатских образований инструктажа и ознакомления с нормативными, правовыми и иными актами Донецкой Народной Республики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также внутренними документами, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден их собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого адвокатские образования устанавливают самостоятельно.
X. Программа проверки осуществления внутреннего контроля
86. Программа проверки осуществления внутреннего контроля обеспечивает осуществление контроля соблюдения адвокатами и сотрудниками адвокатского образования законодательства Донецкой Народной Республики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных документов, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
87. Ответственный сотрудник адвокатского образования систематически, но не реже одного раза в полугодие:
проводит внутренние проверки выполнения правил внутреннего контроля, требований Временного положения и иных нормативных правовых актов в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
представляет руководителю по результатам проверок письменный отчет, содержащий сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Донецкой Народной Республики о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных документов, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
88. В случае выявления в ходе проверок осуществления внутреннего контроля, нарушений законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных документов, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля, адвокаты и адвокатские образования принимают меры, по устранению выявленных проверок нарушений.
XI. Программа хранения информации
89. Адвокаты и адвокатские образования обеспечивают хранение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:
документов, содержащих сведения о клиенте, полученных в соответствии с Временным положением, иными принятыми в целях его исполнения нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, а также правилами внутреннего контроля;
документов, касающихся операций, сведения о которых представлялись в Уполномоченный орган, и сообщений о таких операциях;
документов, касающихся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии с разделом ІІІ Временного положения и раздела ІІІ настоящих Типовых правил;
документов по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения;
внутренних сообщений (для адвокатских образований);
результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций;
документов, относящихся к деятельности клиента (в объеме, определяемом адвокатами и адвокатскими образованиями), в том числе деловой переписки;
иных документов, полученных в результате применения правил внутреннего контроля.
90. Адвокаты и адвокатские образования осуществляют хранение информации и документов таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Уполномоченному органу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
XII. Заключительные положения
91. Адвокаты и адвокатские образования обеспечивают конфиденциальность информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ его осуществления, а также мер, применяемых при реализации таких программ.
С этой целью адвокатские образования проводят соответствующий инструктаж своих сотрудников, предупреждая их об обеспечении конфиденциальности.
Сотрудники адвокатского образования (за исключением технического персонала) обязаны изучить разработанные и утвержденные в установленном порядке правила внутреннего контроля и письменно подтвердить факт ознакомления.
92. Адвокаты и сотрудники адвокатских образований, проводящие сбор информации и представляющие соответствующую информацию в Уполномоченный орган, не вправе информировать клиентов адвокатского образования или иных лиц:
о проведении документального фиксирования информации согласно программе документального фиксирования и хранения информации о клиентах адвокатского образования и операциях, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, и финансированием терроризма;
о передаче информации в Уполномоченный орган;
о получении запросов Уполномоченного органа, а также о содержании предоставленной ими информации по таким запросам.
93. Адвокаты и сотрудники адвокатских образований, нарушающие или не исполняющие требования правил внутреннего контроля, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
94. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, а также нарушении требований настоящих Типовых правил, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
95. Контроль за исполнением адвокатами и адвокатскими образованиями правил внутреннего контроля в части фиксирования, хранения и представления в Уполномоченный орган информации об операциях, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется Министерством юстиции Донецкой Народной Республики в соответствии с его компетенцией и в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Адвокат/
Руководитель
адвокатского образования подпись инициалы (инициал имени), фамилия
[docx] Приложение 1 к Типовым правилам к Приказу № 715
[docx] Приложение 2 к Типовым правилам к Приказу № 715
Отменяется на основании: Приказ №151-ОД от 22.05.2023