watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Государственная служба по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики

Дата документа: 15.05.2015

Номер документа: 13

Дата государственной регистрации: 03.06.2015

Регистрационный номер: 178

Заголовок документа: Об утверждении Временного Порядка

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 070.080.060 - Иные виды и формы социального обслуживания

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Государственная служба по делам семьи и детей
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

15.05.2015
№13
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 178
от   «03» июня 2015  г.
Об утверждении Временного Порядка

(утратил силу с 23.01.2017 – приказ Государственной службы по делам семьи и детей ДНР от 23.12.2016 № 112)

В целях организации деятельности по оказанию семьям, детям и отдельным гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов, профилактики социального сиротства, в соответствии с Типовым положением об отделе (секторе) по делам семьи и детей городских, районных в городе, районных администраций, утвержденным приказом Государственной службы по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики от 01.04.2015 № 2,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Временный Порядок осуществления социального патронажа семей и отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (далее — Порядок), который прилагается.

2. Отделам по делам семьи и детей городских, районных в городе, районных администраций обеспечить внедрение Порядка.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора Дихтярюк Марину Ивановну.

4. Приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.

И.о. директора
С.А. Майборода
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 178
от   «03» июня 2015  г.

Временный порядок осуществления социального патронажа семей и отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах

I.Общие положения

Порядок осуществления социального патронажа семей и отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (далее — Порядок), определяет механизм осуществления социального патронажа семей и отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.

Осуществление социального патронажа семей и отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, возлагается на отделы по делам семьи и детей городских, районных в городах, районных администраций Донецкой Народной Республики (далее — Отдел).

Социальный патронаж – комплексная система социальной поддержки и психолого-педагогической помощи семьям и отдельным гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, с целью оказания помощи в устранении последствий и причин проблем, соблюдения прав детей и родителей, использования их внутреннего потенциала.

Социальный патронаж осуществляется специалистами, в должностных обязанностях которых предусмотрены данные функции.

Ответственность за осуществление социального патронажа семей и отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, несет лично начальник Отдела.

Делопроизводство по осуществлению социального патронажа в Отделе ведется отдельно от других форм делопроизводства и возлагается на специалиста, который назначается приказом начальника Отдела.

II. Этапы осуществления социального патронажа семей и отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах

2.1.Цели, задачи и функции проведения социального патронажа

Социальный патронаж проводится с целью изучения ситуации, выявления причин возникновения сложной жизненной ситуации или социально опасного положения и направлен на оказание комплексной помощи по выходу семьи и отдельных граждан из сложившейся ситуации.

При осуществлении социального патронажа специалистами решаются следующие задачи:

изучение и анализ жизненной ситуации, с учетом запроса и образа жизни;

выявление сущности проблем и причин их возникновения;

комплексное и системное воздействие на сложившуюся ситуацию;

координация деятельности специалистов, участвующих в процессе;

обеспечение социального контроля через систематическое взаимодействие с семьей/отдельным гражданином с целью закрепления результатов работы.

Основные функции социального патронажа:

посещение семьи и отдельных граждан по месту проживания с целью систематического наблюдения;

оказание социально-психологической помощи семье и отдельных граждан с целью внесения необходимых коррективов в сложную жизненную ситуацию;

оказание социальной помощи и поддержки семье и отдельному гражданину в решении их внешних и внутренних проблем, связанных с их физическим, психическим и нравственным здоровьем, общением, участием в трудовой или учебной деятельности, успешной социализацией, жизненным и профессиональным самоопределением.

2.2. Основные принципы социального патронажа

Основными принципами социального патронажа являются:

добровольность в принятии помощи, активного участия семьи/отдельного гражданина в преодолении сложных жизненных обстоятельствах;

уважение к человеку, признание его ценности независимо от реальных достижений и поведения личности;

реализация первоочередного права ребенка на рост и воспитание в семье;

системный подход в построении процесса социального патронажа, через рассмотрение проблем семьи/отдельных граждан в контексте внутрисемейных взаимосвязей и/или социального окружения;

комплексный подход, обеспечение предоставления необходимых социальных услуг, отвечающих интересам и потребностям семьи/отдельного гражданина;

содействие мобилизации потенциала органов и учреждений, способствующих оказанию помощи семье и отдельным гражданам;

содействие укреплению собственного потенциала семьи/отдельного гражданина для самостоятельного решения возникших проблем, оказание содействия семьям/отдельным гражданам в овладении новыми знаниями, навыками, способствующими обеспечить самопомощь независимо от внешней поддержки;

приоритет профилактической направленности социального патронажа, своевременное выявление и устранение факторов социального риска, предупреждения кризисных ситуаций;

разделение ответственности между семьей/отдельными гражданами и специалистами в ходе разрешения кризисной ситуации при её постепенной целенаправленной передаче семье/отдельным гражданам;

толерантности и гуманизма, ответственности за соблюдение норм профессиональной этики;

приоритетности интересов семьи в целом и отдельных ее членов, сохранения целостности семьи.

2.3 Порядок выявления и учета семей/отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах

Информация о семье/отдельных гражданах, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, в Отдел может поступать путем:

личного обращения отдельных граждан/одного из членов семьи непосредственно в Отдел по месту жительства;

письменного или телефонного сообщения от структурных подразделений местных администраций, органа здравоохранения, образования, внутренних дел, учреждения исполнения наказаний, жилищно-коммунального учреждения и др.;

письменного или телефонного сообщения от предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и отдельных граждан;

перенаправления от заведения социального обслуживания и др.

Поступившая информация (направления, письма, устные сообщения и т.п.) регистрируется в Журнале регистрации входящей информации о семьях/отдельных гражданах, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (Приложение 1).

На основании полученной информации о сложных жизненных обстоятельствах, в которых оказалась семья/отдельный гражданин, Отдел осуществляет их социальное инспектирование с целью ознакомления с условиями проживания, диагностики сложных жизненных обстоятельств, подготовки социально-психологической характеристики, выводов и рекомендаций по дальнейшей работе с семьей/отдельным гражданином в решении сложных жизненных обстоятельств.

Социальное инспектирование осуществляется в соответствии с Порядком осуществления социального инспектирования семей и отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, утвержденным Государственной службой по делам семьи и детей. Результаты социального инспектирования отражаются в акте социального инспектирования.

Акты социального инспектирования регистрируются в Журнале регистрации актов социальных инспектирований (Приложение 2).

Информация о выявленных семьях регистрируется в Журнале учета семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (Приложение 3).

Информация о выявленных отдельных гражданах регистрируется в Журнале учета отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (Приложение 4).

В случае, если ситуация угрожает жизни человека или члена семьи, информация немедленно (не позднее чем в течение 24 часов с момента получения) должна быть передана в органы внутренних дел.

2.4. Права и ответственность специалистов, осуществляющих социальный патронаж

Специалисты, задействованные в осуществлении социального патронажа, должны иметь соответствующую специализацию/подготовку, знания и навыки, необходимые для работы с семьями или отдельными гражданами, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, регулярно усовершенствовать свою компетенцию путем повышения квалификации, обучению на курсах, участия в семинарах, тренингах и т.д.

Специалисты, осуществляющие социальный патронаж, имеют право:

самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы социальной работы с семьями и отдельными гражданами;

проводить индивидуальные и групповые диагностические обследования членов семей или отдельных граждан: педагогические, психологические, социальные и др.;

получать от предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности информацию по вопросам социальной работы;

организовать выполнение утвержденного плана социального патронажа семьи или отдельного гражданина, регулярно проводить мониторинг и оценку хода социального патронажа.

Специалисты, осуществляющие социальный патронаж несут ответственность за:

соблюдение законности, обеспечение в полном объеме защиты прав и интересов семей/отдельных граждан,

оказание конкретной, персональной (при необходимости – оперативной и экстренной) социальной помощи и поддержки, направленной на решение кризисных проблем;

осуществление системного преемственного и непрерывного межведомственного взаимодействия с субъектами социальной работы, для реализации разработанного плана социального патронажа семьи/отдельного гражданина;

конфиденциальность, недопущение разглашения без соответствующего согласия информации о ситуации;

результативность социального патронажа.

2.5. Объекты и субъекты социального патронажа

Объектами социального патронажа являются:

семьи с детьми и отдельные граждане, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах и не в состоянии преодолеть их с помощью собственных средств и возможностей, в связи с инвалидностью родителей или детей, вынужденной миграцией, наркотической или алкогольной зависимостью одного/обоих членов семьи, пребыванием в местах лишения свободы, ВИЧ-инфекцией, насилием в семье, сложными отношениями в семье и т.д.;

семьи, в которых существует риск передачи ребенка в государственные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения;

семьи с детьми, в которых родители в связи с длительной болезнью не могут выполнять надлежащим образом свои родительские обязанности;

семьи с детьми, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей;

семьи, в которых было совершено физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие над детьми, жестокое обращение с ними или существует реальная угроза его совершения;

семьи, в которых дети систематически самовольно оставляют место постоянного проживания;

семьи с детьми, в которых нарушается право детей на образование или дети систематически без уважительной причины пропускают учебные занятия (когда проведенная профилактическая робота учебного учреждения не принесла позитивного результата);

одинокие родители (в том числе несовершеннолетние), которым требуется поддержка;

семьи, члены которых являются выпускниками интернатных учреждений;

семьи, члены которых находились в воспитательных, исправительных колониях, следственных изоляторах, и вернулись из них, или были осуждены к наказаниям без лишения свободы, отбывали альтернативные виды наказаний;

дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения (по необходимости) и лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в том числе являющихся выпускниками интернатных учреждений;

матери (в том числе несовершеннолетние), которые имели намерения отказаться от новорожденных детей;

отдельные граждане, которые находились в воспитательных, исправительных колониях, следственных изоляторах, и вернулись из них, или были осуждены к наказаниям не связанным с лишением свободы, отбывали альтернативные виды наказаний;

семьи вынужденных переселенцев др.

Субъектами социального патронажа являются отделы по делам семьи и детей местных администраций.

На одного специалиста Отдела предполагается ведение от 5 до 10 дел социального патронажа семей/отдельных граждан, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.

2.6. Осуществление социального патронажа семей/отдельного гражданина, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах

Осуществление социального патронажа фиксируется изданием соответствующего приказа начальником Отдела на основании письменного заявления одного из членов семьи/отдельного гражданина. Приказом определяется цель социального патронажа семьи/отдельного гражданина осуществления и специалист, ответственный за его осуществление.

Копия приказа о взятии семьи/отдельного гражданина на социальный патронаж в обязательном порядке находится в деле социального патронажа.

После издания приказа об осуществлении социального патронажа семьи/отдельного гражданина, делается соответствующая запись в Журнале учета дел социального патронажа (Приложение 5).

ІІІ. Этапы осуществления социального патронажа

3.1. Начало социального патронажа

Социальный патронаж начинается на основании результатов социального инспектирования и информации, подтверждающей наличие сложной жизненной обстоятельства после издания приказа о взятии семьи/отдельного гражданина на социальный патронаж. Социальный патронаж осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и на основе формы дела социального патронажа (Приложение 6).

Обязательным условием взятия семьи/отдельного гражданина на социальный патронаж специалистами Отдела является добровольное согласие семьи/отдельного гражданина на социальный патронаж, путем заключения договора об осуществлении социального патронажа (Приложение 6.3.) между совершеннолетним представителем семьи/отдельным гражданином и Отделом (в отдельных случаях договор об осуществлении социального патронажа ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения может быть заключен непосредственно с ребенком, достигшим 14-летнего возраста). В договоре определено обязательное участие членов семьи/отдельного гражданина в выполнении плана социального патронажа. На основании договора предоставляются социальные услуги, регулируются взаимные отношения и определяется ответственность сторон. Один экземпляр договора хранится в Отделе, второй получает семья/отдельный гражданин.

После подписания договора проводится комплексное обследование семьи/отдельного гражданина и заполняется Карта учета семьи/отдельного гражданина, которые находятся на социальном патронаже (Приложение 6.4.). Карта учета семьи/отдельного гражданина является документом, в котором фиксируются личные сведения о членах семьи/отдельном гражданине, взятом на социальный патронаж; сведения о родственных связях и социальное окружение семьи/отдельного гражданина; делаются выводы относительно ситуации, которая сложилась и путей ее решения.

3.2 Планирование социального патронажа

Комплексное обследование является началом процесса оценки потребностей, в результате которого составляется план социального патронажа
(Приложение 6.5.).

План социального патронажа составляется на основании результатов комплексного обследования с целью предоставления/получения помощи в решении сложных жизненных обстоятельствах, определенных в договоре об осуществлении социального патронажа.

План разрабатывается специалистом, ответственным за осуществление социального патронажа с участием членов семьи/отдельного гражданина, подписывается специалистом, ответственным за осуществление социального патронажа и совершеннолетним представителем семьи/ отдельным гражданином, которые будут участвовать в его реализации. Перед подписанием плана специалист, ответственный за осуществление социального патронажа, выясняет, понятны ли запланированные шаги всем членам семьи/отдельному гражданину, дает разъяснения по пунктам плана.

План составляется не более чем на три месяца, анализируется специалистом с участием членов семьи/отдельного гражданина не реже одного раза в месяц и, при необходимости, корректируется.

3.3.Содержание и специфические условия социального патронажа.

Предоставление социальных услуг в ходе социального патронажа осуществляется на регулярной основе:

индивидуально каждому члену семьи;

всем членам семьи;

индивидуально или в группах из лиц, составляющих важное социальное окружение семьи/отдельного гражданина (близкие родственники, соседи, друзья и т.д.);

в группах взаимоподдержки и взаимопомощи.

Социальный патронаж предусматривает комплекс социальных услуг, направленных на помощь в решении проблем семьи/отдельного гражданина, повлекшие сложные жизненные обстоятельства, которые они не могут преодолеть самостоятельно, определение главной проблемы, провоцирующей неблагополучие, и решение которой позволит семье/отдельному гражданину в дальнейшем обеспечить нормальную жизнедеятельность.

К содержанию социального патронажа, в зависимости от потребности семьи/отдельного гражданина и плана работы, могут входить следующие составляющие:

профессиональная оценка ситуации и составление плана мероприятий для преодоления основной проблемы семьи/отдельного гражданина, мониторинг его выполнения;

помощь в оформлении документов и запросов в соответствующие инстанции;

содействие в трудоустройстве и профессиональном обучении взрослых членов семьи/отдельного гражданина;

содействие в лечении и реабилитации членов семьи/отдельного гражданина;

помощь в приобретении членами семьи/отдельным гражданином необходимых социальных навыков;

оказание услуг профилактического характера с целью уменьшения или устранения факторов риска;

социально-педагогическая, психологическая коррекция;

предоставление информации;

посредничество участия в группах самопомощи;

переадресация к отдельным специалистам или другим учреждениям;

психологическая помощь и поддержка;

представительство интересов ребенка или членов семьи;

содействие в получении социальных пособий, оформлении льгот, оздоровлении детей, получении гуманитарной помощи и т.д.

В случае жестокого обращения с ребенком, оставление его без попечения родителей, ненадлежащего ухода за ним (запущенности, недоедания и т.д.), совершения насилия в отношении лица (в том числе в семье) или в случае, когда существует явная его угроза его совершения, нахождения членов семьи/отдельного гражданина в опасности обязательным является принятие экстренных мер, направленных на немедленную поддержку, организацию решения неотложных задач, изъятие из стрессогенного окружения.

Экстренные мероприятия начинаются в срок, не превышающий 24 часов с момента уведомления или выявления и регистрации сообщения о совершении насилия или реальной его угрозы.

Специалист должен осуществить неотложные действия для обеспечения безопасности члена семьи/отдельного граждан, которыми, в случае необходимости, могут быть: содействие в немедленном изъятии ребенка из семьи, предоставлении временного убежища членам семьи/отдельным гражданам и тому подобное.

В случае перенаправления членов семьи/отдельных граждан в учреждения социального обслуживания, осуществляется социальный патронаж семьи/отдельных граждан по месту жительства.

Учет социальных услуг, предоставляемых в ходе осуществления социального патронажа семьи/отдельных граждан, ведется в дневнике работы (Приложение 6.6.).

3.4. Осуществление и завершение социального патронажа

Срок осуществления социального патронажа определяется индивидуально для каждой семьи/отдельного гражданина, но не должен превышать шести месяцев. Продолжительность социального патронажа зависит от остроты проблем, которые существуют в семье/у отдельного гражданина, уровня развития адаптационного потенциала членов семьи/отдельного гражданина, степени функциональной способности семьи/отдельного гражданина относительно самостоятельного преодоление трудностей, уровня развития связей с социальным окружением и тому подобное.

В случае необходимости, при наличии объективных причин, приказом начальника Отдела, срок осуществления патронажа может быть продлен до одного года.

После трех месяцев осуществления социального патронажа проводится промежуточная оценка ситуации, на основании которой, по необходимости, вносятся изменения в План, отражающая изменения в потребностях и положении семьи/отдельного гражданина.

В случае необходимости продления срока пребывания семьи/отдельного гражданина на социальном патронаже, специалист, ответственный за осуществление социального патронажа, готовит на рассмотрение начальника Отдела документы, отражающие объективные причины необходимости продления социального патронажа. Начальник Отдела, на основе рассмотрения предоставленных документов, принимает решение о продлении осуществления социального патронажа семьи/отдельного гражданина, о чем издается соответствующий приказ. В случае принятия решения о продлении социального патронажа семьи/отдельного гражданина социальное инспектирование не проводится.

После соответствующего решения, срок действия договора об осуществлении социального патронажа семьи/отдельного гражданина продлевается (Приложение 6.8.).

Когда процесс социального патронажа в соответствии со сроками, указанными в договоре, близится к завершению, осуществляется социальное инспектирование с целью оценки результатов проведенной работы с семьей/отдельным гражданином. На основании акта социального инспектирования принимается решение о снятии семьи/отдельного гражданина с социального патронажа.

После завершения социального патронажа специалистом, ответственным за осуществление социального патронажа, составляется отчет (Приложение 6.9.), который визируется начальником Отдела.

После завершения социального патронажа семья/отдельный гражданин в обязательном порядке информируется о способах и организации социальной поддержки, которыми они могут воспользоваться в будущем.

При необходимости, работа с семьей/отдельным гражданином продолжается в рамках постпрограммной поддержки, с целью предоставления необходимых социальных услуг после завершения социального патронажа.

В случае, систематического нарушения условий договора семьей/отдельным гражданином, социальный патронаж может быть прекращен после исчерпывающих мероприятий, проведенных специалистом, ответственным за осуществление социального патронажа.

После прекращения социального патронажа за нарушения условий договора семьи, где проживают несовершеннолетние дети, информация о семье выносится на рассмотрение Комиссии по вопросам защиты семьи и ребенка.

В деле социального патронажа семьи/отдельного гражданина, в обязательном порядке, прилагаются все методические рекомендации, заявления родителей о проведении психодиагностики и психокоррекционной работы с детьми, материалы психологической диагностики и коррекции (проводит психолог), копии направлений, письма, все дополнительные материалы, которые были задействованы в ходе социального патронажа семьи/отдельного гражданина.

3.5. Супервизия

В целях обеспечения качества социального патронажа, совершенствования деятельности специалистов, его осуществляют, один раз в месяц осуществляется супервизия (Приложение 6.10.).

Супервизию может осуществлять:

непосредственный руководитель специалиста, который координирует данное направление работы;

специалист Государственной службы по делам семьи и детей, который координирует данное направление работы.

Задачей супервизии является профессиональная поддержка, предупреждение профессиональных рисков, определение путей эффективного осуществления социального патронажа семьи/отдельного гражданина.

Разновидностями супервизии могут быть:

наставническая супервизия (супервизор выполняет роль наставника);

менеджерская супервизия (в роли супервизора выступает непосредственный руководитель специалиста, ответственного за осуществление социального патронажа семьи/отдельного гражданина);

консультационная супервизия (супервизор выступает в роли консультанта, формирует рекомендации и т.п.).

Супервизии могут быть плановые или внеплановые.

Плановые супервизии осуществляются не реже одного раза в месяц в соответствии с планом, утвержденным приказом начальником Отдела, специалистом, определенным в приказе.

Внеплановые супервизии осуществляются на основании приказа начальника соответствующего Отдела специалистом, определенным в приказе.

Начальник Отдела несет ответственность за осуществление социального патронажа семей/отдельных граждан, которые оказались в сложных жизненных ситуациях и проведение супервизий.

IV. Порядок хранения документов по работе с семьями/отдельными гражданами, которым предоставляется социальная помощь в ходе социального патронажа

Отдел в обязательном порядке сохраняет материалы по работе с семьями/отдельными гражданами, которые находились на социальном патронаже, для предоставления справок и использования в целях, не противоречащих действующему законодательству.

Срок хранения документов по работе с семьями/отдельными гражданами, которые находились на социальном патронаже Отдела, составляет пять лет со дня прекращения социального патронажа.

И.о. директора Государственной службы по делам семьи и детей
С.А. Майборода
В данный документ изменений не вносилось.