watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 31.08.2015

Номер документа: 446

Дата государственной регистрации: 17.09.2015

Регистрационный номер: 496

Заголовок документа: Об утверждении Типового положения о городском/районном центре (кабинете) психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 130.010.040 - Образовательные учреждения и иные образовательные организации

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/, 15.09.2015

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

31.08.2015
№446
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 496
от   «17» сентября 2015  г.
Об утверждении Типового положения о городском/районном центре (кабинете) психолого-педагогической и медико-социальной помощи

(утратил силу с 12.01.2021 – приказ Министерства образования и науки ДНР от 21.12.2020 № 194-НП)

С целью психологического обеспечения и повышения эффективности образовательного процесса, руководствуясь статьей 39 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» и Положением о Министерстве образования и науки, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26.09.2014 г. № 35-11,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Типовое положение о городском/районном центре (кабинете) психолого-педагогической и медико-социальной помощи (прилагается).

2. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя Министра образования и науки Донецкой Народной Республики Симонову И.В.

3. Настоящий приказ вступает в силу с момента его регистрации в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова



ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОРОДСКОМ /РАЙОННОМ ЦЕНТРЕ (КАБИНЕТЕ) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Городской/районный Центр (кабинет) психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее – ППМС-центр (кабинет)) является образовательной организацией, которая осуществляет организационно-методические, координационные и экспертные функции, оказывает специализированную коррекционно-развивающую, диагностическою, психолого-медико-педагогическую помощь и социальную  поддержку детям и подросткам до 18 лет, а также консультативно-методическую помощь их родителям (законным представителям), специалистам образовательных организаций и другим заинтересованным лицам по вопросам диагностики, коррекционного обучения, воспитания и развития детей.

1.2. В своей деятельности ППМС-центр (кабинет) руководствуется Конституцией Донецкой Народной Республики, законами Донецкой Народной Республики, указами Главы Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Народного Совета и Совета Министров Донецкой Народной Республики, Декларацией прав человека, Конвенцией прав ребенка,  приказами и распоряжениями Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, другими нормативно-правовыми актами, а также настоящим Положением.

1.3. ППМС-центр (кабинет) создается органом местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования.

1.4. Городской/районный ППМС-центр (кабинет) может функционировать как структурное подразделение органа местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования или как юридическое лицо (Модель I. Приложение 1).

При невозможности создания городского/районного ППМС-центра (кабинета) в штатное расписание районного (городского) научно-методического кабинета (центра) вводится должность методиста психологической службы, создается психолого-медико-педагогическая консультация и логопедическая служба, которые руководствуются настоящим Положением. (Модель II. Приложение 1).

1.5. Городской/районный ППМС-центр (кабинет), методист по психологической службе, психолого-медико-педагогическая консультация, логопедическая служба по всем вопросам деятельности подчиняется органу местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования, а в части научно-методического обеспечения деятельности психологической службы – Республиканскому учебно-методическому центру психологической службы системы образования.

1.6. ППМС-центром (кабинетом) в установленном порядке утверждается штатное расписание.

Количество ставок определяется исходя из модели организации, типового штатного расписания, а также количества нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

1.7. На базе ППМС-центра (кабинета) в зависимости от социально- психологических потребностей региона могут создаваться: группы быстрого реагирования, оказывающих социальную и психологическую помощь в экстремальных ситуациях (боевые действия, аварии, катастрофы, стихийные бедствия и тому подобное) участникам образовательных отношений; методические советы и объединения по практической психологии; «телефоны доверия»; кабинеты коррекции кризисных состояний; консультационные пункты; психологические (семейные) консультации; волонтерские группы.

1.8. Сотрудники ППМС-центра (кабинета) относятся к педагогическим работникам.

1.9. Аттестация работников ППМС-центра (кабинета) осуществляется согласно действующему законодательству.

1.10. Взаимоотношения ППМС-центра (кабинета) с юридическими и физическими лицами (в том числе и зарубежными) определяются действующим законодательством, заключенными между ними договорами.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППМС-ЦЕНТРА (КАБИНЕТА)

2.1. Целью деятельности ППМС-центра (кабинета) является создание целостной системы комплексной, всесторонней специальной коррекционно–образовательной, развивающей помощи; научно-методическое обеспечение, организационно-методическое сопровождение, повышение уровня профессиональной компетентности, содействие профессиональному развитию специалистов психологической службы города/района.

2.2.Основными задачами ППМС-центра (кабинета) являются:

— повышение качества и обеспечение доступности комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся;

— организационно-методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов (практических психологов), социальных педагогов, специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, учителей-логопедов;

— предоставление практической социально-педагогической, психологической и организационно-методической помощи всем участникам образовательного процесса, органам управления в сфере образования;

— социально-психологическое сопровождение образовательного процесса, инновационных процессов в системе образования, затрагивающих психологические характеристики образовательной среды и психологическую безопасность участников образовательного процесса.

III. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ППМС-ЦЕНТРОМ (КАБИНЕТОМ)

3.1. ППМС-центра (кабинета) возглавляет директор (заведующий), который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ППМС-центр (кабинет) задач.

3.2. Директор (заведующий) ППМС-центра (кабинета) назначается и освобождается от занимаемой должности руководителем органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, по согласованию с Республиканским учебно-методическим центром психологической службы системы образования.

3.3. Директор (заведующий) ППМС-центра (кабинета):

— несет полную ответственность за деятельность ППМС-центра (кабинета) и состояние психологической службы системы образования района (города);

— распределяет обязанности между работниками ППМС-центра (кабинета);

— принимает к работникам меры поощрения или наложения взысканий в случае невыполнения ими служебных обязанностей;

— действует от имени ППМС-центра (кабинета), представляет его во всех учреждениях и организациях;

— распоряжается средствами и имуществом ППМС-центра (кабинета), являющегося юридическим лицом, согласно действующему законодательству.

3.4. Городской/районный ППМС-центр (кабинет) имеет в своей структуре:

— отдел практической психологии и социальной работы,

— психолого-медико-педагогическую консультацию,

— логопедическую службу.

В зависимости от расширения функций и направлений деятельности в ППМС-центре (кабинете) может создаваться отдел коррекционно-развивающей работы для детей, которые нуждаются в психолого-медико-педагогической помощи и коррекции, другие отделы.

3.5. Основными штатными единицами ППМС-центра (кабинета) являются работники в соответствии с типовым штатным расписанием городских/районных ППМС-центров (кабинетов) (Приложение 1).

В зависимости от содержания и направлений деятельности в штате учреждения могут предусматриваться должности методиста, специалиста, педагога-психолога (практического психолога), социального педагога, учителя-дефектолога, врачей, медицинской сестры, специалиста по ЛФК и других.

3.6. На работу в ППМС-центр (кабинет) принимаются лица, имеющие высшее специальное образование, соответствующее квалификационным требованиям к должности.

3.7. Деятельность методиста психологической службы регламентируется Положением о психологической службе, действующими законодательными актами и настоящим Положением.

Методист психологической службы назначается и освобождается от занимаемой должности начальником органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

3.8. Деятельность ППМС-центра (кабинета) может распространяться на определенные зоны обслуживания. В зоне обслуживания предполагается предоставление услуг специалистами ППМС-центра (кабинета) участникам образовательного процесса города/района, в котором он создан, а также другим городам/районам, входящим в зону обслуживания (согласно договорам и совместным нормативным актам между органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования).

IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

4.1. Целью деятельности отдела практической психологии и социальной работы (методиста психологической службы) является  научно-методическое обеспечение, организационно-методическое сопровождение, повышение уровня профессиональной компетентности и содействие профессиональному развитию специалистов психологической службы города/района, предоставление практической социально-педагогической, психологической и организационно-методической помощи всем участникам образовательного процесса, органам управления в сфере образования.

4.2. Основными задачами деятельности отдела практической психологии и социальной работы (методиста психологической службы) являются:

— организационно-методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов (практических психологов), социальных педагогов по всем направлениям деятельности психологической службы;

— участие в осуществлении республиканских программ и проектов по формированию навыков здорового образа жизни, профилактике правонарушений, преступности, наркомании, алкоголизма среди учащейся и студенческой молодежи;

— организация психологической и социально-педагогической помощи детям, требующим повышенного педагогического и социально-психологического внимания, неблагополучным семьям, профилактика правонарушений среди обучающихся;

— организация диагностической, коррекционной, реабилитационной, прогностической работы с воспитанниками, учащимися, студентами и детскими, ученическими и студенческими коллективами;

— психологическая помощь и поддержка всех участников образовательного процесса, участие в социально-психологической реабилитации детей, пострадавших в ходе вооруженного конфликта в экстремальных ситуациях, вызывающих стрессовые нарушения, в кризисных ситуациях; детей, пострадавших от насилия, незаконных форм труда и вследствие стихийных, природных и техногенных бедствий и катастроф;

— участие в оказании социально-психологической помощи и реабилитации лиц с недостатками физического и (или) психического развития;

— осуществление анализа, оценки и прогноза развития психологической службы, участие в формировании местной образовательной политики;

— внедрение достижений психологической науки и передового опыта в практику деятельности психологической службы;

— создание и ведение банков и баз данных, обеспечивающих деятельность психологической службы;

— организация деятельности методических объединений педагогов-психологов (практических психологов) и социальных педагогов учебных заведений;

— проведение семинаров, тренингов и других методических мероприятий для социальных педагогов, педагогов-психологов (практических психологов), педагогов, руководителей образовательных организаций;

— участие в организации, экспертизе и изучении деятельности, научно-методическое сопровождение аттестации специалистов психологической службы.

4.3. Осуществление организационных, координационных, диагностико-консультативных и учебно-методических функций в области практической психологии, социальной педагогики и социальной работы, которые способствуют:

— полноценному личностному и интеллектуальному развитию воспитанников, учащихся, студентов на каждом возрастном этапе, создание условий для формирования у них мотивации к самовоспитанию и саморазвитию;

— обеспечению индивидуального подхода к каждому участнику образовательного процесса на основе его психолого-педагогического изучения;

— диагностике, профилактике и коррекции отклонений в интеллектуальном и психофизическом развитии воспитанников, учащихся, студентов;

— охране физического и психического здоровья обучающихся;

— научно-методическому обеспечению деятельности психологической службы системы образования.

4.4. Оказание научно-методической, информационной поддержки и консультативно-методической помощи специалистам психологической службы.

4.5. Организация и обеспечение деятельности психологических служб по следующим основным направлениям:

— консультативно-методическая помощь всем участникам образовательного процесса по вопросам обучения, воспитания и развития детей, подростков и молодежи;

— просветительская работа по повышению психологической культуры в образовательных организациях и в семьях;

— превентивное воспитание, целью которого является формирование у воспитанников, учащихся, студентов ориентации на здоровый образ жизни и защита психического здоровья;

— индивидуальная работа с обучающимися (диагностика, коррекция, реабилитация, профилактика, прогностика).

4.6. Организация и осуществление мониторинга, исследования и изучения индивидуально-психологических особенностей участников образовательного процесса.

4.7. Основными штатными единицами в отделе могут быть:

— методист (педагог-психолог) — по вопросам деятельности психологической службы в дошкольных образовательных организациях;

— методист (педагог-психолог) — по вопросам психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательных организациях;

— методист (социальный педагог) — по вопросам социально-педагогического обеспечения образовательного процесса в образовательных организациях и охраны прав детей;

— методист (педагог-психолог) — по вопросам инклюзивного образования и работы с детьми с особыми образовательными потребностями и требующими особого психолого-педагогического внимания;

— педагоги-психологи (практические психологи);

— социальные педагоги;

— заведующий кабинетом профориентации;

— специалист по организации оказания помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

4.8. Расчет ставок специалистов отдела производится согласно нормативной потребности (Приложение 2).

V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКОЙ/РАЙОННОЙ, РАЙОННОЙ В ГОРОДЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

5.1. Деятельность психолого-медико-педагогических консультаций (далее — ПМПК) направлена на:

— психолого-педагогическое изучение, оценку трудностей и потенциальных возможностей развития детей в возрасте до 18 лет, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития;

— подготовку заключения и рекомендаций по развитию, формам и методам обучения с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности, психофизического развития ребенка;

— консультирование родителей (законных представителей), педагогических работников по вопросам возможных форм и методов обучения, в том числе инклюзивного (интегрированного);

— учет, систематизацию и анализ данных о количестве детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, с учетом  видов нарушений, образовательных потребностей;

— участие в составлении индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— взаимодействие со школьными психолого-медико-педагогическими комиссиями специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов);

— оказание научно-методической помощи педагогическим работникам образовательных организаций по вопросам инклюзивного (интегрированного), индивидуального обучения;

— просветительскую деятельность среди населения в целях профилактики возникновения нарушений в психическом развитии детей, трудностей в обучении и формировании личности.

5.2. Консультирование и психолого-педагогическое изучение детей городскими (районными), районными в городе ПМПК осуществляются по обращению родителей (законных представителей) и с обязательным их присутствием.

Показаниями для осуществления такого консультирования могут быть нарушения формирования у ребенка познавательной деятельности в соответствии с возрастными нормами, трудности усвоения им знаний, умений, навыков, социального опыта.

5.3. Информация о проведении обследования детей в консультации, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в консультации, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

5.4. Городские (районные), районные в городе консультации  могут функционировать в составе ППМС-центра (кабинета), в составе методического кабинета на постоянно действующей основе либо как юридическое лицо.

Городские (районные), районные в городе ПМПК осуществляют свою деятельность в пределах одной или нескольких административно-территориальных единиц согласно нормативной потребности и наличия специалистов.

Если ПМПК создается и обслуживает несколько административных единиц, то распределение зоны обслуживания определяется и закрепляется соответствующим нормативным документом (совместным приказом или договором между органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования).

5.5. Главным научно-методическим учреждением в структуре психолого-медико-педагогических консультаций является Центральная психолого-медико-педагогическая консультация, которая входит в состав Республиканского научно-методического центра психологической службы системы образования.

5.6. Городские (районные), районные в городе ПМПК подчинены органам местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования, а в части организационно-методического обеспечения деятельности подконтрольны Центральной психолого-медико-педагогической консультации.

5.7. Состав городских (районных), районных в городе ПМПК.

5.7.1. Руководителем психолого-медико-педагогической консультации является заведующий с полным высшим педагогическим образованием по специальности «Дефектология», «Коррекционная работа» (по нозологиям), имеющий стаж педагогической деятельности по специальности не менее трех лет.

5.7.2. Психолого-медико-педагогические консультации комплектуются специалистами:

— учитель-логопед;

— учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

— педагог-психолог (практический психолог) по вопросам  интеллектуального развития ребенка;

— педагог-психолог (практический психолог) по вопросам девиантного поведения;

— врач-психиатр (детский);

— врач-невролог (детский);

— врач-педиатр;

— врач-офтальмолог;

— врач-оториноларинголог;

— врач-ортопед.

При необходимости в состав консультации включаются и другие специалисты системы образования и здравоохранения.

5.7.3. Отсутствующие в составе консультации специалисты названных специальностей могут привлекаться к работе в ней на условиях почасовой оплаты труда либо по совместительству. Допустимым является привлечение врачей смежных специальностей для замены специалистов (тифлопедагог – офтальмолог, сурдопедагог – сурдолог т.д.).

5.7.4. Количественный состав консультантов психолого-медико-педагогических консультаций определяется потребностями региона, его территориальными особенностями и общим количеством детей в нем (Приложение 3).

5.8. Основные задачи и функции психолого-медико-педагогических консультаций.

Городские (районные), районные в городе ПМПК осуществляют:

— предварительное логопедическое, педагогическое и психологическое обследование детей с нарушениями развития, которые не посещают образовательные учреждения, результаты которого фиксируются в соответствующих разделах «Карты состояния здоровья и развития ребенка» (Приложение 4);

— проведение в течение года систематических заседаний психолого-педагогического обследования детей с нарушениями психофизического развития с целью определения трудностей их учебно-познавательной деятельности, предоставление обоснованных психолого-педагогических рекомендаций относительно форм, методов обучения и особенностей коррекционно-развивающей работы;

— направление детей со сложными нарушениями в развитии (после предварительного консультирования и оформления необходимых документов) на психолого-педагогическое обследование в Центральную психолого-медико-педагогическую консультацию для определения особых образовательных потребностей и предоставление рекомендаций относительно методов и форм их обучения;

-оказание коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями, обусловленными сложными нарушениями в развитии, с привлечением родителей (законных представителей), проведение индивидуальных и групповых занятий;

— консультативно-методическая помощь родителям (законным представителям), педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам, медицинским работникам и работникам социально-психологических служб по вопросам воспитания, обучения;

— проведение просветительской работы среди населения, работников образовательных организаций, здравоохранения, учреждений социальной защиты населения о необходимости раннего выявления и оказания своевременной профессиональной помощи детям, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития;

— учет, систематизация и анализ данных о количестве детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития с учетом видов нарушений, образовательных потребностей в административно-территориальной единице.

5.9. Организация работы ПМПК.

5.9.1. Психолого-педагогическое обследование ребенка в психолого-медико-педагогических консультациях осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей) при наличии следующих документов:

— заявление на проведение обследования ребенка в консультации;

— копия паспорта одного из родителей (законных представителей) (предоставляются с предъявлением оригинала);

— копия свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала);

— «Карта состояния здоровья и развития ребенка» (Приложение 4);

— заключение школьной психолого-медико-педагогической комиссии специальной школы-интерната о динамике и качестве усвоения знаний ребенком во время обучения;

— справка учреждения здравоохранения о том, что ребенок не находился в контакте с больными инфекционными болезнями или бактерионосителями (справка об эпидокружении);

— «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида» (при наличии);

— табель успеваемости или выписка из классного журнала о текущих оценках (при наличии);

— письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости ПМПК запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

5.9.2. На основании результатов собственного психолого-педагогического обследования ребенка специалистами ПМПК формулируется вывод об особенностях его развития и принимается коллегиальное решение о предоставлении родителям (законным представителям) рекомендаций относительно программы, форм и методов обучения.

5.9.3. Родителям (законным представителям) предоставляется заключение психолого-медико-педагогической консультации с соответствующими рекомендациями (Приложение 5).

5.9.4. Заключение городских (районных), районных в городе консультаций имеет рекомендательный характер и является основанием для направления детей органами управления в сфере образования в классы (группы) с инклюзивным (интегрированным) обучением общеобразовательных организаций, специальные дошкольные и общеобразовательные организации, индивидуальное обучение с учетом пожеланий родителей (законных представителей).

5.9.5. Заключение, выданное городской (районной), районной в городе консультацией, заверяется печатью Центральной психолого-медико-педагогической консультацией.

5.10. В психолого-медико-педагогической консультации ведется документация (Приложение 6):

— журнал учета детей, прошедших обследование в ПМПК;

— журнал первичного психолого-педагогического обследования детей в ПМПК;

— протокол диагностического заседания ПМПК;

— карточки индивидуально-коррекционной работы с ребенком (Приложение 7);

— журнал консультаций (форма свободная).

5.11. Психолого-медико-педагогические консультации могут проводить выездные заседания в дошкольных и общеобразовательных организациях по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, по месту жительства по желанию и заявлению родителей (законных представителей), которые проводятся в составе не менее трех специалистов: учителя-дефектолога соответствующей специализации, педагога-психолога, врача-психиатра.

5.12. Управление и организация деятельности психолого-медико-педагогической консультацией.

5.12.1. Заведующий центральной, городской (районной), районной в городе консультации:

— в пределах своей компетенции взаимодействует с образовательными организациями высшего профессионального образования, организациями дополнительного образования, органами управления в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, психологической службой системы образования, общественными организациями и т.п.;

— планирует и организует работу консультации, осуществляет подбор кадров;

— издает распоряжения, которые являются обязательными для работников консультации.

5.12.2. Назначение на должность и освобождение от должности заведующих городских (районных), районных в городе консультаций осуществляется руководителем органа местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования.

5.13. Материально-техническое обеспечение.

Для полноценного и качественного осуществления профессиональной деятельности учредитель обеспечивает психолого-медико-педагогические консультации помещением в соответствии с санитарными нормами, доступным для детей с инвалидностью разных категорий.

Требования к помещениям психолого-медико-педагогических консультаций и их обустройства:

— расположенность в удобном для посетителей месте, на первом этаже, недалеко от санитарного блока, оборудованного в соответствии с потребностями детей с инвалидностью;

— наличие минимум трех комнат, приспособленных для осуществления приема родителей (законных представителей), оформления документации, проведения индивидуальных консультаций, заседаний, групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, оборудованных согласно специфике деятельности и функционального назначения, в частности: приемная комната должна иметь оборудование: стулья, ковер для организации игровой деятельности детей, игрушки, место, обустроенное для информирования и учета посетителей, сбора документации;

— комната для проведения психолого-педагогического изучения детей должна быть общей площадью 18-20 кв.м; оборудована стульями, столами (обычными и детскими), шкафами, стеллажами для хранения документации, личных дел детей, этажерками для дидактических материалов, диагностического инструментария и игрушек; ковром, компьютерной и оргтехникой;

— комната для проведения коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и групповых) общей площадью не менее 10 кв.м, оборудованная столами и стульями (обычными и детскими), шкафами и стеллажами для наглядно-методических материалов, игрушками, ковром, кушеткой;

— рабочие места консультантов должны быть оборудованы персональным столом, стулом, канцелярскими принадлежностями.

Содержание и развитие материально-технической базы консультаций финансируются за счет средств учредителя и других источников, не запрещенных действующим законодательством.

VI. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

6.1. В городе/районе создается логопедическая служба, в состав которой входят:

— учитель-логопед, который отвечает за деятельность логопедической службы, оказывает методическую и консультационную помощь учителям-логопедам;

— логопедические пункты при общеобразовательных организациях.

6.2. В ППМС-центре (кабинете) может быть создан отдельный отдел – логопедическая служба и назначен заведующий логопедической службой (учитель-логопед, который отвечает за деятельность логопедических пунктов).

Учителем-логопедом, который отвечает за деятельность логопедических пунктов, может быть назначен согласно функциональным обязанностям сотрудник (учитель-логопед) психолого-медико-педагогической консультации.

6.3. Логопедические пункты при общеобразовательных организациях создаются для оказания помощи учащимся с нарушениями устной и письменной речи.

Основной задачей логопедических пунктов является устранение различных нарушений устной и письменной речи, предотвращение различных отклонений речевого развития обучающихся, пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей).

6.4. Логопедические пункты создаются органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Донецкой Народной Республики для этой цели и согласно нормативам численности учителей-логопедов (Приложение 8).

6.5. За каждым логопедическим пунктом закрепляется зона обслуживания: определенное количество общеобразовательных организаций города, общее количество начальных классов в которых должно быть не менее 5. В сельской местности – не менее 3 классов.

Ставка учителя-логопеда логопедического пункта может быть закреплена за одной общеобразовательной организацией (как правило, это общеобразовательная организация с наибольшим количеством начальных классов), а зона обслуживания распределяться на несколько общеобразовательных организаций.

Распределение зоны обслуживания и график работы логопедических пунктов согласовывается и утверждается директором городского/районного ППМС-центра (или руководителем образовательной организации, на базе которой находится основное рабочее место учителя-логопеда).

6.6. Продолжительность рабочей недели логопеда – 20 ч. Работа с документами и изготовление дидактического материала проводится во внеурочное время. Для проведения консультаций для родителей (законных представителей) отводится 1 час в неделю.

6.7. Организация логопедической работы.

6.7.1. В логопедические пункты зачисляются обучающиеся общеобразовательных организаций, имеющие различные отклонения речевого развития, выявленные учителем-логопедом или соответствующим специалистом медицинского учреждения:

— с общим недоразвитием речи (ОНР),

— с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР),

— с фонетическим нарушением речи (ФНР),

— с заиканием,

— с дефектами речи, обусловленными нарушением в строении и подвижности артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия),

— с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР, ФФНР.

В логопедические пункты в первую очередь принимают детей, речевые недостатки которых препятствуют успешному обучению в общеобразовательной организации.

Прием учеников с речевыми нарушениями в логопедические пункты проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

6.7.2. Обследование учеников для зачисления в логопедический пункт проводится в сентябре и в мае.

Учитель-логопед составляет список детей с нарушениями речи (Приложение 9).

Сведения о детях с нарушениями речи подаются в органы местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования, в ведении которого находится логопедический пункт. Учителя-логопеды обследуют направленных в логопедический пункт детей, зачисленных в первые классы общеобразовательных организаций. С детьми, имеющими речевые нарушения, учителя-логопеды проводят коррекционные занятия.

Сведения о детях, зачисленных в логопедический пункт, учитель-логопед записывает в речевой карте (Приложение 10).

6.7.3. Начало, окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в общеобразовательных организациях нормам.

6.7.4. Предельная наполняемость городского логопедического пункта — не более 25 детей, в сельской местности – не более 20 учащихся.

6.7.5. Занятия с учениками в логопедическом пункте, как правило, проводятся в часы, свободные от уроков.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими нарушениями речи (ФНР), не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков по математике и русскому языку).

6.7.6. Основная форма организации учебно-коррекционной работы – групповые занятия. Они проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – не менее 3-х раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи (ФФНР) или фонетические нарушения речи (ФНР), нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР или ФНР – не менее 2-х- 3-х раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект – не менее 1-2 раз в неделю;

с заиканием – не менее 3 раз в неделю.

6.7.7. Наполняемость групп – 3-4 человека. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушений в развитии устной и письменной речи. Дополнительная форма – подгрупповые занятия.

Предельная наполняемость групп учениками устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательной организации (Приложение 11).

6.7.8. Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) 2 уровня, с дизартрией, ринолалией. По мере формирования у этих учащихся познавательных навыков занятия с ними в последствии проводятся в группе.

При этом, занятия с ними не могут проводиться в одной группе с заикающимися и обучающимися с недостатками отдельных фонем.

6.7.9. В логопедическом пункте комплектуют следующие группы детей:

— с недостатками чтения и письма, обусловленными нарушениями речевого развития;

— с отклонениями фонетического и лексико-грамматического развития;

— с недостатком произношения отдельных фонем, с заиканием, с дизартрией, ринолалией, алалией.

По возможности, в группы подбирают детей с однородными нарушениями речи и одинакового возраста. Допускается комплектование групп учащихся из разных классов.

6.7.10. Занятия с каждой группой детей отмечают в журнале учета посещаемости (Приложение 12).

Продолжительность логопедических занятий для каждой группы – 40 минут. Перерыв между логопедическими занятиями – 10 минут. Продолжительность индивидуальных занятий – 20 минут.

6.7.11. Учебный материал (слова, тексты, рисунки и т.д.), который используется для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам, возрасту и уровню общеобразовательной подготовки детей.

6.7.12. Результаты логопедических занятий отмечают в речевой карте ребенка и доводят до сведения классного руководителя, администрации общеобразовательной организации и родителей (законных представителей).

6.7.13. В случае необходимости, детей с дефектами речи логопед направляет в соответствующее медицинское учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психоневрологом, отоларингологом и др.). Заключения врачей-специалистов хранятся в логопедическом пункте.

6.7.14. Ответственность за обязательное посещение учащимися логопедических занятий возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию общеобразовательной организации.

6.7.15. Выпуск детей из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.

6.8. Учителя-логопеды должны иметь высшее дефектологическое образование, назначаются на должность и освобождаются с занимаемой должности в порядке, установленном законодательством.

6.9. Работа учителей-логопедов, работающих в логопедических пунктах, оплачивается в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.

6.10. Учитель – логопед

— ведет занятия с детьми по исправлению дефектов устной и письменной речи, способствует преодолению обусловленной ими неуспеваемости по родному языку;

— осуществляет систематическую связь с администрацией образовательной организации и классными руководителями обучающихся, посещающих логопедический пункт, при необходимости контроля посещает уроки в прикрепленных общеобразовательных организациях, чтобы выработать единую направленность в работе с учениками, имеющими недостатки речи;

— принимает участие в заседаниях методических объединений учителей-логопедов;

— по окончании учебного года информирует педагогические советы закрепленных образовательных организаций о задачах, содержании и результатах проведенной за год работы логопедического пункта;

— осуществляет связь с общеобразовательными организациями для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедами и врачами-специалистами системы здравоохранения, педагогами-психологами (практическими психологами) образовательных организаций;

— популяризирует логопедические знания среди родителей (законных представителей);

— периодически выступает на родительских собраниях с докладами о задачах и специфике логопедической работы по повышению успеваемости учащихся; проводит с родителями (законными представителями) консультации, которые записываются в журнале учета консультаций (Приложение 13).

6.11. Учитель-логопед обязан систематически повышать свою квалификацию и профессиональный уровень.

Учитель-логопед проходит курсы повышения квалификации и аттестацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

6.12. Руководство и контроль логопедической деятельностью.

6.12.1. Непосредственное руководство и контроль логопедической деятельности учителей-логопедов осуществляет директор ППМС-центра (кабинета) или органы местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования, в ведении которых находятся логопедические пункты.

6.12.2. Оказание практической помощи и контроль над работой учителей-логопедов логопедических пунктов осуществляет Центральная психолого-медико-педагогическая консультация, учитель-логопед, который отвечает за работу логопедических пунктов в городе/районе.

6.12.3. При наличии в районе, городе нескольких логопедических пунктов при общеобразовательных организациях, других учреждениях для детей с нарушениями речи, создаются методические объединения учителей-логопедов.

Заседания методического объединения проводятся 1 раз в квартал.

6.13. Логопедический пункт может размещаться в здании одной из общеобразовательных организаций, а учитель-логопед вводиться в штат данной организации. При необходимости за логопедическим кабинетом закрепляется зона обслуживания других образовательных организаций.

При невозможности создания логопедических пунктов на базе образовательных организаций, учителя-логопеды могут входить в штат ППМС-центра и осуществлять свою деятельность согласно зоне обслуживания и графика работы.

6.14. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв.м., который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

6.15. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием согласно перечню (Приложение 14).

Логопедический пункт финансируется органом местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования, в ведении которого он находится.

VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ППМС-ЦЕНТРА (КАБИНЕТА)

7.1. Центр (кабинет, методист) имеет право:

— определять содержание и направления своей деятельности с учетом актуальности, норм и стандартов, приоритетных направлений деятельности психологической службы города/района и образовательных задач в целом;

— согласовывать и утверждать программы психологического просвещения, коррекционно-развивающей работы с участниками образовательного процесса;

— прогнозировать развитие психологической службы, психолого-медико-педагогических консультаций, логопедических пунктов в городах/районах;

— осуществлять необходимые мероприятия для обучения, повышения квалификации и профессионального уровня, аттестации работников;

— проводить конференции, семинары, круглые столы по теории и практике психологии, социальной педагогике, дефектологии и т.д.;

— привлекать с их согласия к сотрудничеству в различных направлениях работы высококвалифицированных преподавателей, ученых, сотрудников министерств и ведомств, которые работают с детьми и молодежью;

— осуществлять выпуск методических разработок, экспресс-информации, памяток, брошюр и т.п.;

— предоставлять психологические, социально-педагогические, логопедические консультации для воспитанников, учащихся и студентов, педагогических работников, родителей (законных представителей) и других категорий населения;

— иметь льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения согласно действующему законодательству.

7.2. Центр (кабинет, методист) в своей деятельности обязан:

— неуклонно соблюдать действующее законодательство Донецкой Народной Республики;

— придерживаться Этического кодекса психолога;

— придерживаться методических требований и стандартов, которые существуют в научной психологии, социальной педагогике, дефектологии;

— противодействовать распространению в образовательной среде псевдонаучных, мистических, псевдорелигиозных методов коррекционно-развивающей, терапевтической и консультативной работы;

— способствовать защите психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса;

— осуществлять поиск, обобщение, экспертизу и поддержку инноваций в деятельности специалистов психологической службы;

— организовывать и осуществлять методическое руководство деятельности методических объединений, творческих и супервизионных групп;

— осуществлять обучение, проводить обучающие семинары, тренинги и другие групповые занятия с работниками психологической службы системы образования, психолого-медико-педагогических консультаций в межкурсовой период;

— участвовать в аттестации и экспертизе деятельности работников психологической службы системы образования, психолого-медико-педагогических консультаций, учителей-логопедов;

— осуществлять методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов (практических психологов), социальных педагогов, учителей-логопедов;

— оказывать консультативно-методическую помощь органам  местного самоуправления муниципальных образований в сфере образования;

— готовить в пределах своей компетенции проекты распорядительных документов;

— предоставлять отчеты о проделанной работе руководству.

VIII. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ППМС-ЦЕНТРА (КАБИНЕТА)

8.1. За ППМС-центром (кабинета) в целях обеспечения деятельности, предусмотренной настоящим Положением, закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, а также другое необходимое имущество.

8.2. Материально-техническое обеспечение и финансово-хозяйственная деятельность ППМС-центра (кабинета) осуществляется на основе его сметы по согласованию с учредителем.

8.3. Финансирование ППМС-центра осуществляется за счет средств местного бюджета, а также из других источников, не запрещенных действующим законодательством.

IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

9.1. Центр в соответствии с действующим законодательством имеет право заключать соглашения и договоры о сотрудничестве, устанавливать прямые связи с соответствующими центрами, образовательными организациями, научными учреждениями, предприятиями, организациями, ведомствами, фондами, обществами, отдельными гражданами, как на территории Донецкой Народной Республики, так и за ее пределами.

9.2. Центр имеет право устанавливать прямые международные связи на основе самостоятельно заключаемых соглашений об обмене работниками, проводить в установленном порядке совместные мероприятия (конференции, семинары), а также вступать в международные организации в соответствии с действующим законодательством.

Заместитель Министра образования и науки
И.В. Симонова
В данный документ изменений не вносилось.