watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Государственный Комитет горного и технического надзора Донецкой Народной Республики

Дата документа: 22.03.2018

Номер документа: 147

Дата государственной регистрации: 11.04.2018

Регистрационный номер: 2549

Заголовок документа: Об утверждении Инструкции по разработке и внедрению планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

Действие документа: Действующий

Классификатор: 060.020.140 - Охрана труда, 090.010.030 - Промышленная безопасность

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 17.04.2018

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Государственный Комитет горного и технического надзора
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

22.03.2018
№147
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2549
от   «11» апреля 2018  г.
Об утверждении Инструкции по разработке и внедрению планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

(в ред. приказа Государственного Комитета горного и технического надзора ДНР от 28.08.2019 № 512)

С целью конкретизации вопросов применения Порядка разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 25 июня 2016 года №8-28, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики «Об охране труда», на основании подпункта 4.1.2 пункта 4.1 Положения о Государственном Комитете горного и технического надзора Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 02 июня 2017 года № 133,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию по разработке и внедрению планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (прилагается).

2. Отделу юридического обеспечения Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики подать настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.

3. Отделу охраны труда, организации мероприятий государственного надзора, внешних связей и взаимодействия со СМИ Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики обеспечить официальное опубликование настоящего приказа, а также его размещение на сайте Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

И.о. Председателя
А.М. Брюханов
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2549
от   «11» апреля 2018  г.

Инструкция по разработке и внедрению планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

(в ред. приказа Государственного Комитета горного и технического надзора ДНР от 28.08.2019 № 512)

I. Общие положения

1.1. Инструкция по разработке и внедрению планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – Инструкция) разработана с целью конкретизации вопросов применения Порядка разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 25 июня 2016 года № 8-28 (далее – Порядок).

Действие настоящей Инструкции распространяется на предприятия, организации, учреждения, физических лиц – предпринимателей (далее – организации), эксплуатирующие опасные производственные объекты (далее – ОПО), предусмотренные частью 2 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением объектов, указанных в части 5 Приложения 1 к Закону Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которые регулируются соответствующим нормативным правовым актом в установленной сфере деятельности.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах для сетей газораспределения населенных пунктов оформляется с учетом пунктов 2.1, 2.2, 2.18, 3.9 настоящей Инструкции. При этом для сетей газораспределения вместо блок-схем оформляются принципиальные технологические схемы газоснабжения населенных пунктов с указанием основных элементов и сооружений (газораспределительные станции, головные газорегуляторные пункты, газопроводы высокого давления).

(абзац третий пункта 1.1 введен приказом Государственного Комитета горного и технического надзора ДНР от 28.08.2019 № 512)

1.2. Инструкция конкретизирует вопросы применения Порядка в части состава, содержания, формы, процедуры утверждения, согласования и пересмотра, а также проведения мероприятий по выполнению планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – ПЛА) и вопросы, указанные в пунктах 9, 11 и 12 Порядка.

1.3. В настоящей Инструкции применяются следующие термины и определения:

авария – опасное происшествие техногенного характера, которое повлекло гибель людей или создает на отдельной территории угрозу жизни и здоровья людей, приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, способствует сверхнормативному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду;

диспетчер – должностное лицо предприятия, отвечающее за координацию действий при получении сообщения об аварии на опасном производственном объекте;

ответственный руководитель – руководитель работ по локализации и ликвидации аварии в организации;

персонал ОПО – управленческие и производственные работники, которые непосредственно участвуют в процессе производства или заняты обслуживанием производственной деятельности ОПО;

специализированные службы – аварийно-спасательные и иные специализированные службы по локализации и ликвидации аварий;

технологический блок – аппарат или группа (с минимальным числом) аппаратов, которые в заданное время могут быть отключены (изолированы) от технологической системы (выведены из технологической системы) без опасных изменений режима, приводящих к развитию аварии в смежной аппаратуре или системе;

учебные занятия – учебно-тренировочные мероприятия, в том числе учебные тревоги, проводимые в целях отработки действий персонала по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным ПЛА.

1.4. Наименование ОПО, для которого разрабатывается ПЛА, определяется в соответствии с перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, указанным в приложении 6 к Порядку регистрации и ведения государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10 марта 2017 года № 3-11.

1.5. Настоящая Инструкция предназначена для использования организациями, эксплуатирующими ОПО согласно части 2 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», кроме объектов, указанных в части 5 Приложения 1 к Закону Донецкой Народной Республики «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на которых возможны аварии, сопровождающиеся выбросами опасных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей, негативному воздействию на окружающую среду.

1.6. ПЛА разрабатывается в целях:

1) планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на различных уровнях развития аварии;

2) обеспечения готовности организации к локализации и ликвидации аварий на ОПО;

3) разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

1.7. ПЛА основывается на:

1) прогнозировании сценариев возникновения и развития аварий;

2) постадийном анализе сценариев развития аварий;

3) оценке достаточности принятых (для действующих ОПО) или планируемых (для проектируемых и строящихся) мер, препятствующих возникновению и развитию аварий;

4) анализе действий персонала ОПО, специализированных служб при локализации и ликвидации аварий на соответствующих стадиях их развития.

1.8. ПЛА должен быть согласован с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (далее – МЧС ДНР) в соответствии с Порядком рассмотрения и согласования планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, утвержденным приказом МЧС ДНР от 16 августа 2016 года № 738, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 01 сентября 2016 года под регистрационным № 1526.

Отказ в согласовании должен быть мотивированным и предоставляться в письменном виде.

ПЛА в полном объеме должен находиться у руководителя и диспетчера предприятия, а также в МЧС ДНР.

Выдержки из ПЛА в объеме, необходимом для качественного выполнения соответствующих действий, должны находиться у руководителей (начальников) производств (цехов, отделений, производственных участков, установок), являющихся ОПО, на пункте связи государственной (объектовой) пожарно-спасательной части, начальника газоспасательной службы, а также на рабочих местах лиц, действие которых предусмотрены ПЛА.

1.9. ПЛА разрабатываются со следующей структурой:

1) титульный лист (Приложение 1);

2) общий раздел ПЛА;

3) специальный раздел ПЛА;

4) приложения в составе:

копия приказа о назначении ответственного руководителя работ на уровне «А» и «Б»;

список членов аварийно-спасательного формирования из числа работников ОПО, привлекаемых к ликвидации аварии, и лиц их дублирующих, с указанием должности, места их постоянного проживания и телефонов, (Приложение 2);

схема оповещения об аварии;

список должностных лиц, предприятий, организаций, которые должны быть немедленно оповещены об аварии (Приложение 3);

инструкция по безопасной аварийной остановке технологического процесса;

список инструментов, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, перечень первичных средств пожаротушения (Приложение 4).

Обязанности по разработке и внедрению ПЛА возлагаются на руководителя организации.

Разработка ПЛА может выполняться организацией самостоятельно или с привлечением сторонней организации.

Обработка персональных данных, указанных в подпункте 4 пункта 1.9 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 и статьей 7 Закона Донецкой Народной Республики «О персональных данных».

1.10. ПЛА вводится в действие приказом организации.

1.11. Срок действия ПЛА определен в подпунктах 3 и 4 пункта 5 Порядка разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 25 июня 2016 года № 8-28.

1.12. ПЛА пересматриваются в соответствии с пунктом 6 Порядка.

1.13. После аварии следует пересматривать и при необходимости вносить изменения в ПЛА на основе проведенных противоаварийных мероприятий.

С целью последующей оценки и корректировки ПЛА, накопления и изучения опыта, необходимо проводить анализ действий и решений, принятых во время аварии.

II. Общий раздел структуры ПЛА

2.1. При разработке общего раздела структуры ПЛА организацией выполняется анализ опасности аварий для данного ОПО.

При анализе опасности ОПО определяются все возможные аварийные ситуации и аварии, в том числе и маловероятные, которые могут возникать на предприятии, рассматриваются сценарии их развития и оцениваются их последствия.

Анализ опасности аварии на ОПО проводится поблочно на основании физико-химических свойств веществ, обращающихся в оборудовании, аппаратурного оформления, режимов работы оборудования, а также с учетом анализа аварий, имевших место на данном и на аналогичных объектах.

Оценка последствий аварий и отдельных ее стадий выполняется с помощью методик, приведенных в нормативно-технической документации и справочной литературе.

При разработке общего раздела ПЛА требования пунктов 2.17, 2.18, 2.19 настоящей Инструкции не распространяются на сети газораспределения населенных пунктов.

(абзац пятый пункта 2.1 введен приказом Государственного Комитета горного и технического надзора ДНР от 28.08.2019 № 512)

2.2. Следует придерживаться следующей структуры общего раздела ПЛА:

1) сведения об ОПО;

2) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах (анализ известных аварий на аналогичных объектах);

3) возможные сценарии возникновения  и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий (свойства опасных веществ и разбивка на технологические блоки, анализ опасности технологических блоков).

Для сетей газораспределения указываются типовые возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий без разбивки на технологические блоки и анализа их опасности.

(абзац пятый пункта 2.2 введен приказом Государственного Комитета горного и технического надзора ДНР от 28.08.2019 № 512)

2.3. Сведения об ОПО включает характеристику объекта и блок-схему технологического процесса ОПО.

Характеристика объекта включает:

наименование объекта, его назначение;

основные стадии технологического процесса;

характеристика основного оборудования.

2.4. Блок-схема технологического процесса ОПО оформляется по приведенной в Приложении 5 форме и содержит:

1) наименование блока;

2) категорию взрывопожароопасности (для взрывопожароопасных блоков);

3) межблочную отсекающую арматуру как по прямому, так и по обратному потоку материальной среды с указанием параметров срабатывания согласно проектно-конструкторской документации, направление движения потоков, наименование и агрегатное состояние опасных веществ;

4) границами технологических блоков являются автоматические отсекатели, запорная арматура с дистанционным управлением, ручная запорная арматура (при условии возможности ее практического использования при аварии), установленные на трубопроводах или оборудовании, как по прямому, так и по обратному потоку материальной среды.

2.5. Сведения об известных авариях на аналогичных объектах.

Перечни аварий включают информацию о дате, месте и характере аварии, а также о причинах аварии, установленных в ходе технического расследования.

2.6. Свойства опасных веществ, разбивка на технологические блоки включает характеристики опасных веществ, обращающихся на ОПО или его составляющей, принципиальную технологическую схему блока, описание технологического процесса и аппаратурного оформления блока.

2.7. Характеристики опасных веществ, обращающихся на ОПО или его составляющей, включают наименование вещества, молекулярную формулу, физико-химические параметры (молекулярный вес, запах, цвет, температура кипения, плотность при нормальных условиях), температуру вспышки и температуру самовоспламенения, нижний и верхний концентрационные пределы взрываемости, выраженные в процентах объема, категорию и группу взрывоопасной среды, реакционную способность, коррозионную активность, при наличии токсической опасности – класс опасности вещества и предельно допустимую концентрацию в воздухе рабочей зоны, характер воздействия на организм человека, индивидуальные средства защиты, меры первой помощи пострадавшим, а также методы перевода (нейтрализации) вещества в безопасное состояние.

2.8. Принципиальная технологическая схема блока оформляется наглядной, легко читаемой, без включения элементов, не имеющих прямого отношения к локализации и ликвидации аварий, и при необходимости может дополняться пояснительными надписями и условными обозначениями.

На принципиальной технологической схеме указываются: основное технологическое оборудование с указанием номера позиций; межблочная отсекающая арматура с указанием номеров позиций и параметров срабатывания; запорная арматура, используемая при локализации аварии с указанием номеров позиций; направление движения потоков, наименование и агрегатное состояние веществ; диаметр технологических трубопроводов.

2.9. В описание технологического процесса и аппаратурного оформления блока включаются:

1) краткое описание технологического процесса с указанием наименования веществ, участвующих в технологическом процессе, и их агрегатного состояния, основных технологических параметров ведения процесса;

2) характеристики основного технологического оборудования блока, в котором обращаются опасные вещества, входящего в состав блока с указанием его геометрических и технических характеристик.

2.10. Анализ опасности технологических блоков включает:

1) анализ основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий;

2) анализ условий возникновения и развития аварий;

3) прогнозирование аварийных ситуаций и аварий;

4) анализ возможных сценариев развития аварий;

5) оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии и создании поражающих факторов;

6) результаты расчета вероятных зон действия поражающих факторов;

7) описание использованных методов анализа и методик оценки и соответствующие ссылки на них;

8) ситуационный план предприятия с указанием вероятных зон действия поражающих факторов.

2.11. При определении основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии (Приложение 6), особое внимание уделяется техническому состоянию оборудования, близости параметров технологического процесса к критическим значениям, выполнению требований проектной документации, технологических регламентов на пуск и остановку оборудования ОПО.

2.12. В качестве основных причин, способствующих возникновению аварии, рекомендуется рассматривать:

1) ошибки производственного персонала;

2) выход параметров за критические значения;

3) отказы оборудования;

4) износ или усталость материала;

5) внешнее воздействие природного и техногенного характера;

6) террористические акты.

2.13. Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий проводится исходя из:

1) анализа прогнозируемых аварий и аварийных ситуаций;

2) свойств обращающихся опасных веществ;

3) аппаратурного оформления и компоновочных решений блока;

4) технологических параметров процесса;

5) места возникновения аварии (помещение или открытое пространство).

2.14. Краткое описание сценария (Приложение 7) включает:

1) наименование аварии;

2) стадии ее развития;

3) воздействие поражающих факторов на персонал, оборудование, здания и сооружения, окружающую среду.

2.15. Каждая аварийная ситуация может иметь несколько стадий развития и при определенных условиях может быть локализована или перейти на более высокий уровень (с большей степенью действия поражающих факторов).

Для каждой стадии развития аварии устанавливается соответствующий уровень («А», «Б» и «В»):

на уровне «А» авария характеризуется ее развитием в пределах одного ОПО или его составляющей;

на уровне «Б» авария характеризуется ее выходом за пределы ОПО или его составляющей и развитием ее в пределах границ организации;

на уровне «В» авария характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ организации.

Авария уровня «В» в специальном разделе ПЛА не рассматривается.

2.16. Оценку вероятности возникновения и анализ возможных сценариев развития аварий необходимо проводить, используя типовую схему возникновения и развития аварий (Приложение 8). Для каждой стадии сценария развития аварий устанавливается код.

2.17. Для каждого сценария (или группы сценариев) указываются поражающие факторы и количество опасных веществ, участвующих в аварии и создании поражающих факторов, которые приводятся в форме таблицы (Приложение 9).

2.18. Расчет вероятных зон поражения ведут для поражающих факторов, которые имеют место при аварии. Основные результаты расчета вероятных зон поражения следует приводить в форме таблицы (Приложение 10).

Для сетей газораспределения расчет вероятных зон поражения, которые имеют место при типовых авариях на распределительных газопроводах, следует приводить в форме таблицы в соответствии с основными результатами расчета вероятных зон поражения (приложение 15).

(абзац второй пункта 2.18 введен приказом Государственного Комитета горного и технического надзора ДНР от 28.08.2019 № 512)

2.19. По результатам расчетов строятся ситуационные планы, по которым определяется возможность перехода аварии на более высокий уровень.

На ситуационном плане для каждой конкретной аварии указываются размеры зон действия поражающих факторов (ударная волна, тепловое воздействие на персонал и оборудование, токсическое поражение, химические ожоги).

2.20. Для каждой возможной стадии развития рассматриваемых аварий проводится анализ условий перехода аварии на следующий уровень (Приложение 11), где указываются оптимальные способы и средства их предупреждения и локализации (ликвидации) аварии.

Если при разработке ПЛА выявляется недостаточная готовность объекта к противоаварийной защите, руководителем организации осуществляется:

разработка специальных организационно-технических мероприятий, предполагающих дооснащение объекта средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки объекта, оповещения, защиты и спасения людей, создание запасов дегазирующих реагентов;

совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем локализации, препятствующих распространению непроизвольных выбросов на территорию предприятия и за его пределами, и другие мероприятия.

Специальные организационно-технические мероприятия должны быть направлены на повышение противоаварийной устойчивости ОПО и обеспечение оперативного обнаружения опознавательных признаков аварии, своевременное оповещение персонала ОПО и смежных подразделений организации об аварии, создание необходимых условий для быстрой локализации аварий на ранней стадии их развития.

2.21. В конце раздела указываются выводы, которые содержат краткую характеристику опасности ОПО с указанием наиболее опасных сценариев развития аварий, информацию о наличии на объекте необходимых средств индивидуальной, коллективной защиты и их пригодности к использованию, средств локализации и ликвидации аварий, наличии на объекте формирований и служб, которые способны провести локализацию аварии, а также договора с государственной аварийно-спасательной службой.

III. Специальный раздел ПЛА

3.1. Специальный раздел ПЛА разрабатывается на основании сведений, содержащихся в общем разделе ПЛА, и содержит структуру ПЛА для каждой стадии развития аварии соответствующего уровня («А», «Б»).

3.2. Следует придерживаться следующей структуры ПЛА уровня «А»:

1) характеристика опасности технологических блоков;

2) принципиальные технологические схемы блоков, входящих в состав ОПО;

3) планы расположения основного технологического оборудования блоков, входящих в состав ОПО;

4) оперативная часть ПЛА уровня «А».

3.3. В характеристике опасности технологических блоков, входящих в состав ОПО указывается степень опасности и характер воздействия веществ на организм человека, индивидуальные средства защиты, количество опасных веществ в блоке и участвующих в создании поражающих факторов для наиболее опасного по последствиям сценария аварии, поражающие факторы аварии (ударная волна, тепловое излучение, токсическое поражение), размер зон действия поражающих факторов для наиболее опасного по последствиям сценария развития аварии.

3.4. Принципиальные технологические схемы блоков, входящих в состав ОПО (структурного подразделения, цеха, отделения, установки, производственного участка), должны оформляться наглядной, легко читаемой и при необходимости могут дополняться пояснительными надписями и условными обозначениями.

3.5. На планах расположения основного технологического оборудования блоков, входящих в состав ОПО, указываются места расположения основного технологического оборудования, границы технологических блоков, отсекающая запорная арматура, средства противоаварийной защиты (далее – ПАЗ), пульты (устройства) управления, автоматические извещатели, средства связи и оповещения, а также инструмент, материалы, средства индивидуальной защиты, имеющие непосредственное отношение к локализации и ликвидации аварии, эвакуационные выходы, маршруты эвакуации, места укрытий, убежища, пути подъезда, места установки и маневрирования спецтехники, место расположения оперативного штаба по ликвидации аварии, в том числе резервное.

На план расположения оборудования технологических блоков наносятся места наиболее вероятного возникновения аварий, размеры и границы зон действия поражающих факторов и другие характеристики.

В качестве планов расположения оборудования технологических блоков целесообразно использовать планы расположения оборудования объектов, в состав которых входят эти блоки.

3.6. Оперативная часть ПЛА уровня «А» разрабатывается по каждому технологическому блоку для руководства действиями руководящего персонала, персонала ОПО, членов специализированных служб.

В оперативной части ПЛА содержится описание действий персонала, спецподразделений и должностных лиц в случае аварии в блоке, которое приводятся в виде таблицы (Приложение 12), где указывается: место возникновения аварии и стадии ее развития, опознавательные признаки аварии, способы и средства локализации и ликвидации аварии, исполнители и порядок их действий.

При описании действий работников ОПО следует особо подчеркнуть те из них, которые не допускают промедления и требуют немедленного исполнения.

При описании действий специализированных служб следует указывать ориентировочное время их прибытия и развертывания.

Для каждой аварии определяются последовательность введения в действие систем ПАЗ, отключения аппаратов и механизмов, электроэнергии и других энергоносителей, режим работы вентиляции и систем очистки воздуха, порядок использования средств спасения людей, локализации и ликвидации аварий.

При этом следует учитывать влияние выполняемых переключений и отключений на работу систем противоаварийной защиты, жизнеобеспечения и других систем, которые являются существенными при ликвидации аварии.

3.7. ПЛА уровня «Б» разрабатывается для руководства действиями руководящего персонала, работников организации, членов специализированных служб и иных служб, привлекаемых в случае необходимости для локализации и ликвидации аварий, предупреждения их распространения за пределы рассматриваемого ОПО.

3.8. В ПЛА уровня «Б» включаются вместе с перечисленными разделами в ПЛА уровня «А» дополнительно следующие разделы:

1) блок-схема технологического объекта;

2) ситуационный план технологического объекта, на котором указываются места расположения структурных подразделений, цехов, установок организации, места скопления опасных продуктов с указанием наименования и массы продукта, места установки межпроизводственной отсекающей арматуры, ее тип и основные технические характеристики (для аварий, охватывающих группу цехов, установок организации), места нахождения средств ПАЗ, места расположения пунктов или средств связи и оповещения, эвакуационные выходы и маршруты эвакуации, место расположения оперативного штаба по ликвидации аварии, в том числе резервное, убежища и места укрытий, пути подъезда, места установки и маневрирования спецтехники, места наиболее вероятного возникновения аварий, зоны возможного поражения обслуживающего персонала организации с учетом распространения взрывных и ударных волн, направления движения взрывоопасных и токсичных облаков. В качестве ситуационного плана технологического объекта может быть использован план группы цехов, установок или генплан организации.

3.9. Для сетей газораспределения при разработке ПЛА следует использовать типовые планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.

При разработке ПЛА для сетей газораспределения населенных пунктов, специальный раздел должен содержать:

возможные типовые виды аварий на объекте и их причины, сценарии их возникновения и развития, связанные с эксплуатацией сетей газораспределения и газопотребления, в зоне обслуживания эксплуатирующей организации;

последовательность проведения работ по локализации и ликвидации аварий;

порядок согласованных действий диспетчера и персонала дежурных бригад аварийно-диспетчерских служб эксплуатационной организации (филиалов эксплуатационной организации) по времени, месту, задачам.

(пункт 3.9 раздела III введен приказом Государственного Комитета горного и технического надзора ДНР от 28.08.2019 № 512)

IV. Схема и список оповещения работников опасного производственного объекта, его подразделений и сторонних организаций, которые немедленно извещаются об аварии, инструкция по безопасной аварийной остановке технологического процесса

4.1. В схеме оповещения об аварии определяется порядок и последовательность оповещения работников ОПО и сторонних организаций об аварии на ОПО. На схеме указываются наименование организации, должность оповещаемого лица, номера контактных телефонов для оперативной связи и передачи информации.

4.2. В список оповещения следует включать перечень должностных лиц с указанием наименования подразделений, организаций, должности оповещаемого лица, фамилии, имени и отчества, номеров контактных телефонов для оперативной связи и передачи информации.

4.3. В инструкции по безопасной аварийной остановке технологического процесса определяется порядок действий производственного персонала ОПО при возникновении аварии, при ситуациях, связанных с прекращением подачи электроэнергии, теплоносителей, промышленной воды, инертных газов, сырья и полуфабрикатов; при возникновении пожара, не связанного с авариями на ОПО, при авариях на соседних объектах и другие ситуации, которые могут привести к аварии на данном ОПО.

V. Действия ответственного руководителя по локализации и ликвидации аварий и их последствий

5.1. Руководство работами по локализации и ликвидации аварий, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов осуществляется ответственным руководителем.

С целью облегчения обнаружения ответственного руководителя среди лиц находящихся в месте расположения органа управления по локализации аварии, он должен иметь одежду (каску, куртку и т.п.), яркого оранжевого цвета, запрещается другим лицам, кроме ответственного руководителя, носить одежду, окрашенную аналогичным цветом.

Для принятия эффективных мер по локализации и ликвидации аварии ответственным руководителем создается оперативный штаб, функциями которого являются:

сбор и регистрация информации о ходе развития аварии и принятых мерах по ее локализации и ликвидации;

текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне действия поражающих факторов аварии и за ее пределами, ликвидация аварии и предупреждение ее дальнейшего развития;

координация действий персонала ОПО и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в локализации и ликвидации аварии; организация своевременной доставки необходимых материалов и оборудования, работы аварийных и материальных складов и доставки материалов, инструмента к месту аварии, руководство работой транспорта, привлекаемого для ликвидации аварии, при аварийных работах продолжительностью более трех часов организация питания и отдыха всех лиц, привлекаемых к ликвидации аварии;

установление режима работы сетей и коммуникаций на аварийном участке и в организации, в случае необходимости введение в действие резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и ПАЗ;

осуществление взаимодействия с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами местного самоуправления.

Оперативный штаб размещается на командном пункте (пункте управления) ликвидацией аварии.

5.2. Запрещается вмешиваться в действия ответственного руководителя. При явно неправильных действиях ответственного руководителя работ, вышестоящее руководящее лицо имеет право отстранить его и принять на себя руководство ликвидацией аварии или назначить для этого другое ответственное лицо.

5.3. В оперативном штабе рекомендуется находиться только лицам, непосредственно участвующим в локализации и ликвидации аварии.

5.4. В оперативном штабе ответственным руководителем организуется ведение журнала ликвидации аварии (Приложение 13), где фиксируются выданные задания и результаты их выполнения по времени

5.5. Лица, вызванные для спасения людей, локализации и ликвидации аварии, сообщают о своем прибытии ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.

5.6. Ответственные должностные лица за выполнение поставленных задач информируют ответственного руководителя о ходе выполнения его распоряжений.

5.7. Работы в загазованной среде выполняются аварийно-спасательными службами, аттестованными на этот вид аварийно-спасательных работ в установленном порядке.

5.8. Ответственным руководителем является:

на уровне «А» развития аварии – начальник ОПО, до его прибытия на место аварии – начальник смены (отделения) ОПО, сменный мастер ОПО или специально назначенное лицо, которое должно быть указано в ПЛА;

на уровне «Б» развития аварии – технический руководитель организации, до его прибытия на место аварии – диспетчер организации или специально назначенное лицо, которое должно быть указано в ПЛА.

При возникновении пожара во время аварии, ответственным руководителем тушения пожара является старший начальник пожарно-спасательного подразделения МЧС ДНР.

5.9. Ответственный руководитель осуществляет следующее:

1) На уровне «А» развития аварии:

оценивает обстановку, выявляет количество и местонахождение людей, застигнутых аварией, принимает меры по оповещению работников ОПО об аварии;

принимает меры по оцеплению района аварии в пределах структурного подразделения ОПО;

принимает неотложные меры по организации спасения людей, локализации и ликвидации аварии;

обеспечивает вывод из опасной зоны людей, которые не принимают непосредственного участия в локализации и ликвидации аварии;

обеспечивает ограничение допуска людей и транспортных средств в зону действия поражающих факторов;

привлекает к безаварийной остановке производств только тех лиц из числа работников ОПО, которые подготовлены и оснащены в соответствии с табелем технического оснащения (Приложение 14);

контролирует правильность действий работников структурного подразделения ОПО по безаварийной остановке технологического процесса и оборудования, а также действия аварийно – спасательных служб, аварийно – спасательных формирований, дежурного персонала служб организации по спасению людей и выполнению своих распоряжений по локализации аварии и недопущению ее развития;

информирует об аварии непосредственное руководство и диспетчера организации, территориальные органы МЧС ДНР, соответствующие структурные подразделения Государственного Комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики, а в случае необходимости и органы местного самоуправления.

2) На уровне «Б» развития аварии дополнительно к действиям, перечисленным в подпункте 1 настоящего пункта:

в случае изменения места расположения командного пункта оповещает всех лиц, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации аварии;

осуществляет руководство действиями работников организации, профессиональных аварийно – спасательных служб и аварийно – спасательных формирований по спасению людей, локализации и ликвидации аварии на объекте, контролирует выполнение распоряжения.

VI. Обязанности руководителя организации

6.1. Разрабатывает специальные программы (с указанием приоритетности реализации), предусматривающие дооснащение средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки организации (ОПО), оповещения, защиты и спасения людей, создание запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем локализации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории организации и за ее пределами, и т.п., если при разработке ПЛА выявляется недостаточная готовность организации (ОПО) к противоаварийной защите.

6.2. Предусматривает в случае необходимости установку резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и противоаварийной защиты. Например, должны существовать резервные линии связи, должны быть назначены дублеры для ведущих специалистов, должен быть определен альтернативный центр управления в случае, если нарушено функционирование основного центра, должны быть продублированы жизненно важные узлы на ОПО.

6.3. Обеспечивает оперативность обнаружения, эффективность локализации и ликвидации аварии за счет применения технических средств с необходимой надежностью и быстродействием.

6.4. Обеспечивает соответствие оперативности действий персонала организации динамике развития возможных аварий путем обеспечения распределения обязанностей между производственным персоналом, использования надежных средств оповещения и связи и рационального размещения пультов (устройств) управления противоаварийными системами.

При определении обязанностей персонала в случае аварии, следует учитывать возможность отсутствия отдельных работников вследствие болезни, отпуска, праздников.

6.5. Оперативно уведомляет органы, ответственные за действия по локализации аварии, обо всех происшествиях, которые связаны с опасными веществами и которые могут нанести ущерб здоровью человека и окружающей среде. Уведомление должно проводить должностное лицо, имеющее на это право и способное предоставить, как можно более оперативным способом, информацию о характере происшествия, участвующих опасных веществах, потенциальной тяжести происшествия, возможности проявления действия опасных факторов аварии за пределами территории организации.

6.6. Предусматривает обеспечение современными антидотами и другими фармацевтическими препаратами, в том числе кислородом, если на ОПО имеются вредные вещества, а также обеспечить наличие постоянно обновляемого запаса соответствующих медицинских препаратов, необходимых при аварии, дезактивационного оборудования для применения на площадке и в больницах, а также, по возможности, средств защиты для персонала медицинских бригад неотложной помощи.

6.7. Передает органам местного самоуправления результаты выполненного анализа опасности ОПО организации.

VII. Внедрение ПЛА

7.1. ПЛА и изменения к нему (в объеме, необходимом для качественного выполнения своих обязанностей) должны быть изучены персоналом организаций, участвующих в ликвидации аварии, и соответствующими спецслужбами.

7.2. Допуск к работе лиц, которые в установленном порядке не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний ПЛА, запрещается.

7.3. Персонал организации, участвующий в ликвидации аварии, должен проходить регулярное обучение и практическую подготовку с целью поддержания постоянной готовности.

7.4. На ОПО I и II класса опасности для персонала может быть организовано проведение учебных занятий по ПЛА на учебно-тренировочных полигонах, с применением компьютерных тренажеров и других современных технических средств обучения.

7.5. В течение года по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным ПЛА, должны проводиться учебные занятия и учебные тревоги.

График проведения учебных занятий и учебных тревог утверждается руководителем организации и согласовывается с пожарно-спасательной частью Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, в зоне ответственности которой находится ОПО.

7.6. Учебные тревоги проводятся под руководством ответственного руководителя с участием всех организаций, участие которых предусмотрены оперативной частью ПЛА.

7.7. При неудовлетворительных результатах учебной тревоги, она должна быть проведена повторно в течение 10 дней.

7.8. Следует также проводить тренировки в экстремальных условиях (например, во время пересменки, ночью, в холодную погоду и пр.).

7.9. Персонал сторонних организаций и лица, посещающие ОПО, должны быть проинструктированы о своих действиях в случае возникновения аварии.

Директор департамента технического надзора на производствах и объектах повышенной опасности
Л.М. Приходько

Редакция от 18.09.2019

Начальная версия от 17.04.2018